Полуостров Кольский: история, описание и интересные факты. Реки и озера кольского полуострова становятся зоной бедствия Происхождение большинства озерных котловин кольского полуострова

Вчера на рассвете мы всё-таки вернулись в Москву из небольшой фотоэкспедиции на Кольский полуостров, к затерянному в горах "Ловозерские тундры" озеру Сейдозеру. Месту, котрое мало того, что красиво само по себе, так ещё и гипотетически представляет собой один из район существования древней цивилизации гипербореев.
Наша экспедиция состояла всего из двух человек - меня и вольного путешественника hoochecoocheman . Как сказали бы финны из анекдота - "мменьше нне имело смысла ". Точный маршрут было примерно видно из карты Мурманской области и нагугленной информации. Сейчас на Сейдозере образован государственный заказник "Сейдяввррь" и у них есть собственный сайт .
Путешествие было полностью автономным и заняло вместе с дорогой чуть меньше двух недель (среди них на самом озере ровно неделю). Кстати, раньше я в такие длительные автономы вообще не ходил., так что приобрёл ценный опыт. Жаль, что в этих местах нет портеров, как в Гималаях, но зато и нет таких диких толп туристов. Хотя они там тоже есть, но в разумных количествах. Мы доехали на поезде Москва-Мурманск до ст.Оленегорск, там перекинулись в местный автобус до посёлка Ревда, потом проехали 8км на такси поближе к горам в районе рудника Карнасутра, углубились в горы Ловозерские тундры и в следующий раз вышли к цивилизации уже через неделю. Туда мы шли классическим маршрутом через перевал Эльморайок (там преобладают саамские названия в стиле "Эйяфьятлайокудль"), потом двигались по тропе вокруг озера, лазили по горам, переправлялись через горные речки и таёжные болота, спали в палатке, готовили на костре, воду пили из озера, а обратно, чтобы не лезть в гору с тяжёлыми рюкзаками, добрались на моторке через соседнее озеро Ловозеро, проехав по нему в течение 3 часов 27км.

Фото Д.Назаренко


Места дикие, из всех признаков цивилизации существует узенькая тропа, кое-где отмеченная синим скотчем, при этом часть её идёт сначала по перевалу, а потом по зелёнке (в виде тайги-лесотундры). Рюкзаки были полноценные, мало нам не показалось, причём кроме всего прочего, я, конечно же пёр и свою фототехнику, включая 70-200 и штатив. Кроме того на спине у меня ехал спиннинг, который собрал всё ёлки на тропе. До сих пор удивляюсь, как он (и я) остался цел.

Фото Д.Назаренко

Озеро очень чистое и красивое, окружено горами Ловозерские тундры, через которые кое-где протекают горные речки с прозрачной голубой водой. Причём речки на северо-западе озера абсолютно безжизненны, на юго-востоке же (все озеро имеет 8км в длину) уже водится рыба в виде мелкого хариуса, сига, щуки и форели. Артефактов предыдущих цивилизаций внизу замечено почти не было, кроме огромного (30-50м в высоту) изображения на скале, называемого "Куйва" о происхождении которого до сих пор идут споры. Мы специально лазили на эту гору к нему поближе, но к выводу о рукотворности его не пришли, хотя и очень на похоже (причём оно там находится уже не первое столетие).

Остальные артефакты есть на вершинах гор вокруг озера. Из них, пожалуй, самая известная - гора Нинчурт, на которую мы и забрались в последний день нашего путешествия. На горе мы нашли несколько древних сейдов , языческое капище (похоже, саамское) и несколько рукотворных пирамид из камней.

Пирамида

Кроме этого, лично мне каменная порода наверху горы показалась возможно рукотворной, созданной из старых каменных блоков, уж очень швы кое-где были на ней ровные, но тут нужна консультация геолога о том, что это за порода -вполне возможно, что швы эти естественного происхождения. Видели ещё развал камней, про который егерь сказал нам, что это, возможно, древняя обсерватория. Рассмотрев ещё поближе, признаков искусственного происхождения её мы тоже не обнаружили, разве что с северо-запада она имеет круглую форму площадки.
В этих места были 2 серьёзных экспедиции -в 20-х экспедиция под руководством Барченко и в 1996-2003 несколько экспедиций под руководством Дёмина. Причём, мне кажется, мы обнаружили стоянки экспедиции Дёмина, уж очень основательно они были сделаны.

Что забавно, именно на этом озере в Заполярье я открыл в этом году купальный сезон. Погода была отличной, холодно было лишь пару дней, мошка уже не кусалась, а комары беспокоили не больше, чем в Подмосковье. Фотографий привёз достаточно много, так что будет что показать. А учитывая, мизерный бюджет экспедиции, можно определённо сказать, что поездка удалась.

Реки Кольского полуострова

Проводящая организация

Туристический клуб «Мир приключений», г. Рязань

Даты проведения 26.05.17 — 11.06.17

Уровень воды – высокий.

Справочные сведения о путешествии

2) Район – Мурманская область, Кольский полуостров

3) Нитка маршрута:

г.Рязань-г.Кандалакша-р.Печа-р.Шовна-р.Западная Лица-р.Титовка-р.Кола-р.Колвица-р.Канда-р.Красненькая-р.Кутсайоки-г.Кандалакша-г.Рязань

Состав группы

№ Ф.И.О Год рождения Опыт Обязанности в группе

1 Кулагин Геннадий Александрович 1984 р. Дибанг 6У, р. Она 4Р, р. Риони-р. Цхиницкали 6У. Руководитель

2 Лапшин Алексей Александрович 1992 р. Уксуньоки 3У, р. Она 4У Рем. мастер

3 Трофимов Дмитрий Евгеньевич 1992 р. Калга 2У, р. Тумча 3У Казначей

4 Семененко Ирина Александровна 1991 р. Уксуньйоки 3У, р. Буг 2Р Завхоз

5 Лобанов Роман Викторович 1987 р. Кутсайоки 4У, р. Она 4У, р. Риони-р. Цхиницкали 6У Рыболов

6 Хомяков Андрей Александрович 1986 р. Башкаус-р. Чулышман 5У, р. Кодор 4У Хронометрист

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения

27.05 г.Рязань-г.Мурманск поезд

28.05 1 Стапель. р.Печа до п.Черная дыра 17 сплав

29.05 2 р.Печа-р.Шовна,переезд на р.Ура 3.5 сплав

30.05 3 р.Ура-переезд на р.Западная Лица 3 сплав

31.05 4 р.Западная Лица,п.5Падун-1Падун 14 сплав

01.06 5 р.Титовка п.Прорыв,п.Подушка 8 сплав

02.06 6 Переезд. Р.Кола,р.Кица 4 сплав

03.06 7 Переезд. Р.Колвица тренировка

04.06 8 Переезд р.Канда тренировка

05.06 9 Переезд на реку Красненькая. Стапель авто

06.06 10 р.Красненькая. Чертов мост-стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки 7 сплав

07.06 11 стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки-п.Оба-на р.Кутсайоки 6.5 сплав

08.06 12 п.Оба-на-Баня р.Кутсайоки 7 сплав

10.06 Баня р.Кутсайоки-г.Алакуртти-г.Рязань авто поезд

Техническое описание маршрута

Приехали в Мурманск в 9.30. На перроне нас уже встречал наш водитель — Женя. Быстро загрузились в машину (УАЗ буханка с прицепом), поехали на закупку продуктов и далее на р.Печа.

Приехали на р.Печа в 14.30. Отстапелились, сделали перекус и в 19.30 вышли на воду. Вода высокая, но паводка нет. Погода холодная 5-7 °С. Метров через 500 первая шивера. Вообще на этом участке реки несколько шивер, чередующихся с плесами. Сложность шивер до 2 к.с.

Порог «Блоха» (2 к.с.) Разгонная шивера на левом повороте, слив около 2 м через всю реку, слева и справа мощные бочки, язык левее центра с валами до 1,5 м, также есть улово по ЛБ. Осмотрели. Порог не представляет сложности, прошли походной колонной. На всём участке до п. Большой Падун старались как можно больше тренировать траверс, чалки на струе, скатывали экипажи.

Порог «Большой Падун» (3 к.с)

Проходили порог по основному левому сливу. Главная задача была уйти на сливе вправо от основной мощной бочки. Все экипажи прошли порог успешно.Через полчаса были на п.Сюрприз.

Порог «Сюрприз» (4 к.с)

Длинная заходная шивера. Резкий уклон перед левым крутым поворотом, осмотр и страховка по ЛБ. Косой слив вдоль плиты ЛБ сразу перед левым поворотом, мощный вал до 2 м слева и косая бочка справа. Далее часть потока поворачивает влево и через 10 м ещѐ один небольшой слив влево под углом 90 градусов к основному сливу. Остальная часть потока идет прямо, через 10 м второй вал до 2 м и мощной бочкой за ним. Правее основного слива камень–плита, отделяющий канализацию, проходимую по нашей воде.

Порог с лихвой оправдывает свое название и действительно является сюрпризом. В лоциях, которые мы использовали, написано,что осмотр порога нужно проводить по ПБ-это ошибка. Мы так и поступили. Также вопреки лоциям порог сложнее, техничнее и интересней, чем предыдущий порог «Большой Падун». С правого берега по высокой воде плохо

просматривается левая основная часть порога, правая часть – канализация – спортивного интереса не имеет, хотя проход был даже по нашей непаводковой воде.Осмотр и страховка только по левому берегу!

Решили,что первые два ката пройдут на взаимостраховке, а последний кат страхуется с воды.

Кат-1 Лобанов Рома, Лапшин Леша. Прошли порог отлично, ровно зашли по центру, на хорошей скорости, пробив первую бочку, вал и выходную бочку.

Следом кат-2 Хомяков Андрей,Трофимов Дима зашли правее на малой скорости, катамаран закусило в бочке. После небольшой борьбы ребятам удалось выбраться кормой вперед, не успели довернуть до второй бочки и там немного развернулись, но, вовремя зацепившись, удачно вылезли.

Кат-3 Кулагин Гена,Семененко Ирина зашли немного левее, не зацепив первую бочку и развернувшись на валу, успешно ушли в левое улово от второй бочки.

Через 20 минут были на красивой высокой стоянке по ЛБ, перед порогом «Черная дыра». Там нас уже ждал с костром и горячем чаем наш водитель Женя. Здесь мы встали на стоянку.

Утром позавтракали, сели на каты и пошли на противоположный берег для осмотра порога «Черная дыра».

Водопад «Черная дыра» (5 к.с.). Водопад в 200 м ниже шиверы. Перед ним плес, урез воды виден издалека. Осмотр по ПБ. Внимание: чалиться заранее, так как попадание в правую, основную протоку первой ступени опасно!!! Внизу большая глубокая мощная бочка. Двухступенчатый водопад в трёх протоках. В левой – рыбоход. Первая ступень средней протоки – водопадный слив с общим перепадом до 3 м, вторая ступень – пологие, неглубокие сливы по наклонной плите. После первой ступени можно уйти в правую протоку. В нашу воду в центральной части проход был невозможен из-за обилия камней.

В первой ступени правой протоки водопад справа 2 м с большой запертой глубокой бочкой. Через 5 м вторая ступень – сужающийся слив унитазного типа с 3 м косыми сбойками и бочками. Сложность порога зависит от уровня воды и выбора протоки в первой ступени. В нашу высокую воду правая протока первой ступени опасна, идти через бочку можно только на 4-х местном катамаране с хорошим экипажем.

Долго осматривали и решали, идти или нет. На прохождение согласились только Лобанов Рома и Кулагин Гена. Остальные встали на страховку и съемку. Первую ступень решили не ходить. В центре мало воды и непроход, справа — точно не для двоек. Решили спустить кат по острову, разделяющему эти протоки и стартовать из-под центрального слива. Задача была траверснуть к противоположному берегу, развернуться и по треку пробить косую сбойку. Расстояния до второй ступени мало, поэтому не успели уйти под самый берег, развернули носы на сбойку. Левый баллон попал в яму на сбойке, правый остался наверху и катамаран положило через борт. Выбрались на кат, поставили на ровный киль и зачалились на левый берег.

Сдули каты, погрузили и поехали на р.Шовна

До Шовны от устья Печи ехать 20 минут по нормальной асфальтированной трассе. По ЛБ реки есть съезды с дороги верх и вниз по течению. Остановились около моста через реку. Пошли на осмотр. Участок начинается в 100 м выше моста и имеет полную длину 1,1 км. Ниже моста по ЛБ идет тропа, по которой удобен осмотр. До моста несложная шивера с валами и бочками до 0,5 м. Верхний участок решили не ходить, т.к спортивного интереса он не представлял, а подъезда не было, т.к дорога была завалена снегом. Ниже, в 100 м, начинается каскад.

Каскад (4 к.с). Представляет крутопадающую шиверу, которая начинается двумя подряд косыми сливами по 1,5 м с косыми бочками за ними и большим количеством обливных камней, зубьев, сливов и бочек около метра в остальной ее части. Плотность сливов и обливных камней высока.

Всего можно выделить около 4 сложных участков с идущими подряд сливами и бочками, между ними крутопадающая шивера. Уловов практически нет. Мы нашли одно пригодное улово для промежуточной чалки и отдыха. Осмотр обязателен!! Особенно на наличие упавших деревьев в русле! Каскад очень техничный. Необходима постоянная концентрация, работа и маневры. Чалок нет, поэтому всё идется сходу.

Осмотрели ключевые места, выбрали траекторию движения. Проходили всё походной колонной со взаимостраховкой. Прошли участок успешно, как планировали. После прохождения решили, что нужно ещё раз пройти участок. И начали заносится. Тропа не пропиленная, постоянно теряется. Обнос (по ЛБ) – сложный, занял у нас часа полтора. После уже не было особого желания идти еще раз и опять полтора часа продираться сквозь заросли по снегу.

Если вы собираетесь на эту речку, нужна большая вода и бензопила. Большая вода –отличный спортивный, динамичный участок. Бензопила – пропиленная удобная тропа заноса.

В 17.30 загрузились в машину и поехали на р.Ура искать стоянку. Река Ура находится севернее Печи на 200 км. И приехав туда, стало понятно, что до нужной нам стоянки с дровами на озере мы доехать не сможем. Все озера еще стояли в снегу, реки с течением были вскрыты. Грунтовые дороги напрочь занесены снегом. Даже для полноприводного УАЗа это было непреодолимое препятствие. Поэтому поехали искать стоянку дальше. Доехали до деревни Ура-Губа. Встали прямо напротив деревни на берегу Уры. Погода очень холодная, к вечеру небольшой минус, пошел снег. Дров нет совсем. Растет карликовая березка, осины и кусты. У нас с собой был запас дров ещё с прошлой стоянки, им и воспользовались.

Поехали на р.Ура. С асфальтовой дороги идет отворот на грунтовую. Доехали до этого отворота и поняли, что там машина тоже пройти не сможет из-за обилия снега. Накачали каты и пошли по дороге пешком, волоча каты за собой на чалке. Снега много, идти тяжело.

Местами проваливались по пояс. До реки 1.5 км. Сначала дорога читалась хорошо, потом свернув на сопку потерялась. Пришлось идти по направлению. Дошли до реки. Осмотрели, начали сплав.

Каньон (4к.с). Длина около 600 м. В начале каньона шивера с косой бочкой около метра, скидывающей под ЛБ, прижим к ЛБ.

Далее шивера 50 м. За ней плес. Через 200 м водопад высотой 1,5 м, пологий слева и более крутой справа с заварным котлом под ПБ. Осмотр и страховка лучше по ПБ. Шли с взаимной страховкой с воды и страховкой с ПБ в районе котла.

Ниже каньона шивера 3 к.с в нашу воду ничего интересного не представляла, особенно после Шовны.

Прошли каньон без происшествий. Ниже каньона, примерно через 3 км к реке подходит лесная дорога, по которой можно подъехать и на колесах выброситься. Но это не про нас. Мы были вынуждены выходить пешком. Поэтому сразу после прохождения шиверы вышли на ПБ и по высокому берегу пошли обратно, волоча каты и утопая в снегу. Этот путь был протяженностью 3 км.

Дошли до машины, погрузились и поехали смотреть водопад на р.Ура.

Водопад (5 к.с) Водопад высотой 4-4,5 м. Основной слив водопада рушится на мелководную наклонную плиту, скатывается по ней через зубья, на выходе бочка. Выше по ПБ есть обводной рукав, который, проходя вокруг сопки, выходит сразу за водопадом по ПБ, запирая тем самым выход потока из основного слива. В левой части водопада двухступенчатый слайд. Безаварийный проход возможен по наклонной плите левой части водопада. Но в нашу непаводковую воду плита была не залитой и от этого прохождения мы отказались.

Поехали на р.Западная Лица. Приехали на стоянку в Долине Славы. Время 18.30, но прохождение Пятого падуна решили перенести на завтра. Грести 2 км против течения или опять выходить по заснеженным полям на трассу сегодня уже никому не хотелось. Поэтому разбили лагерь. Дров опять нет. Снова работал наш запас.

Утром встали, температура 3-4 градуса, быстро позавтракали и вышли на воду. Сегодня в планах пройти всю реку Западную Лицу от пятого до первого падуна.

Река Западная Лица

Порог «Пятый падун» («Свет в окошке») (5 к.с) Заходная, слаломная шивера 200 м с обломками скал в воде, обливными камнями, валами и бочками. Главная ступень – крутой трек вдоль ПБ, сперва слив более метра, за ним вал, левее к центру вал переходит в косую глубокую бочку, далее в прижим у скалы правого берега с отбойным валом, и основная струя, отражаясь от скалы, высоким косым сливом 4 м падает в глубокую косую бочку. По центру и слева две подряд ступени водопадного типа с общим перепадом около 5 м. По центру за первой и второй ступенями глубокие бочки. В 50 м ниже – гряда через всю реку образует сливы около 0.5-1 метр. Еще 50 м плеса и шиверка.

Осмотрели по ЛБ. Один катамаран занесли по ПБ в улово за основным сливом и поставили на страховку. Страховку спасконцом и съемку по ЛБ.

Лапшин А. и Лобанов Р. пошли первыми,они точно выдержали траекторию на заходе и успешно прошли порог, встали на страховку в улове ПБ.

Вторыми пошли Трофимов Д. и Хомяков А. Ребята зашли немного правее и в основном сливе перевернулись. Андрея подобрала страховка, а Дима остался с катом и зачалил его самостоятельно.

Третий экипаж Кулагин Г. и Семененко И. решили не ходить по причине долгого выставления страховки на место. Тем более, что на этот порог у нас был отведен в запасе ещё день.

Через полчаса были на пороге Брызги шампанского (2 к.с.). Порог представляет собой по центру сливы с плит до 1 м, по ЛБ шиверу с глубокой бочкой, которая легко обходится, а под ПБ водопадный слив с 2 м. Прошли сходу походной колонной. По реке до следующего препятствия пришлось продолбить пару льдин, еще сохранившихся на плёсовых участках.

Порог «Четвертый падун» («Юковпорог») (3+ к.с.)

Длина порога 200 м. Начинается с невысокой около 0,7 м ступеньки. Где-то она представляет собой отвесный слив, где-то длинные гладкие языки. Основной слив порога расположен в 20-25 м ниже. Он имел высоту до 2 м и крутизну 20-40 градусов с бочкой внизу. Далее шивера метров 100 – 150. Осмотр по ЛБ. Проходили со страховкой с воды.

Через 500 м порог Третий падун.

Порог «Третий падун» («Луза») (4 к.с.).

Ориентир — сужение долины и скальная стена на правом берегу. Зачалиться после плеса в бухточке у левого берега. Представляет собой разгонную шиверу, переходящую сначала в пологий слив, а затем в водопадный слив в скальном сужении высотой 2,5 м. Струя устремляется по центру после правого поворота. Правая половина реки не подходит для прохождения. Слева крутое падение высотой 3 м, под ним глубокая бочка. В центре слив более пологий, за ним мощная, но промывная бочка. Далее длинная шивера.

Чалка и осмотр по ЛБ. Первый катамаран шел со страховкой спасконцами и далее вставал на страховку. Все катамараны прошли центральной частью.

Порог «Второй падун» (4 к.с.)

Длина порога 300 м. Перед порогом мощная заходная шивера с валами более метра и бочкой. Далее шивера успокаивается. Порог за правым поворотом реки. Осмотр по ЛБ. Справа – в нашу воду мощная шивера с валом на входе до 1,5 м, далее мощные валы и бочки, за ними косые сбойки, сюда идет большая часть потока, далее прижим к скале ПБ с мощным

отбойным валом, переходящий в 1,5 метровый косой слив с бочкой внизу. По центру и слева порог делится на три ступени. Первая ступень сливы с 1,5 м разной крутизны, через 50 м вторая ступень – глубокая бочка почти на 2/3 реки от ЛБ, необходимо уходить в правую часть. В третьей ступени почти весь поток идет под ПБ, слева и по центру мелководные сливы с пологих плит. Можно пойти вдоль ЛБ мелководными сливами с плит.

Осмотрели, решили идти на взаимостраховке с воды. Береговая страховка малоэффективна. Траектория движения от ЛБ к ПБ, чтобы обойти длинную бочку второй ступени и за второй ступенью траверсом уходить в левую часть от навала к скале ПБ. Экипаж Лобанов Р. и Лапшин А. успешно справились с этим маневром. Кулагин Г. и Семененко И. не смогли перегрести струю после бочки и уйти влево, но подравняв носы, на скорости пробили мощный отбойный вал с прижимом к ПБ.

Экипаж Хомяков А. и Трофимов Д. прошли по той же траектории. Через 15 минут подошли к порогу «Первый падун»

Порог «Первый падун» («Заборный») (5 к.с) Начинается разгонной дорожкой, потом подковообразный слив выпуклостью вниз по течению, высотой 1,8-2 метра и шириной метров 20, через 10 м еще один 2 м водоскат через каменную гряду. Первый слив в центральной части практически отвесен, сюда идет основная струя, под ним находится глубокая и заварная пенная яма. Справа слив утыкан камнями и плитами, образующими под сливом крутой петух, а затем череду сливов с плит с глубокими бочками. Слева под первым сливом косая бочка. За сливом второй ступени слева мощная бочка, а по центру глубокий котел.

Порог очень красив. Осмотрели с ПБ. Для катов справа проход крайне затруднителен. Перечалились на левый берег. С левого берега были проходы, но т.к уровень воды не паводковый, то на заходах оставалось много камней и мало возможности для маневра. Поэтому все экипажи решили обнести порог. Обнос сделали по ЛБ. И пошел долгожданный снег.

С недавнего времени заезд на мост через реку Западная Лица строго запрещен. И если раньше с пограничниками можно было договориться, то теперь всё поменялось, до моста доплывать было нельзя. Через 10 мин после первого падуна по левой стороне к воде подходит старое ограждение из колючей проволоки — это пограничная территория, за которую нельзя заходить. Впереди виден мост, на ПБ бетонные строения неизвестного назначения. Мы зачалились перед колючкой на ЛБ и пошли уже по привычному нам снегу, волоча каты, вверх на сопку. Троп нет, из-за обилия снега, кустов и деревьев, и подъема на сопку идти было сложновато. Через 1.5-2 часа, наконец, добрались до дороги, на которой уже давно поджидал нас наш водитель Женя.

Погода окончательно испортилась,не успев наладиться. Началась сильнейшая метель и подул пронизывающий неугомонный ветер. Погрузили каты, в 19.30 выдвинулись на р. Юринга.

К сожалению до р. Юринга около 5 км по проселку. Естественно, проехать мы смогли только 500 м, а дальше пришлось разворачиваться, дорога заметена.

В этот день из-за невозможности подъезда к стоянкам и полного отсутствия дров решили ночевать в хостеле, который располагался около моста через реку Титовка, в посёлке Старая Титовка, недалеко от Мельничного каскада. Ночёвка стоит 900 р. с человека (тёплые комнаты, постельное бельё, душ, кухня).

Ну наконец-то сегодня началось лето, первое июня! Жаль, что природа об этом не догадывается. На улице около 0, идет снег и сильнейший ветер. Решили сегодня идти на р.Титовку. Начать прохождение с порога «Прорыв». Как обычно с трассы пешком 2 км по снегу, волоча каты. Дальше наш путь пролегал через крутой подъем на сопку. Но на сопках везде нависали снежно-ледяные шапки-карнизы. Пробежав метров 200 в сторону и поняв, что лучше места всё равно нет, начали проламывать снежную преграду. Проломив сбоку небольшую тропинку, поднялись наверх. Поднимали каты на морковках. Наверху – плато и просто бешенный леденящий и сбивающий с ног ветер. Прорвались до «Прорыва».

Порог “Прорыв” (4 к.с)

Ориентир – резкое сужение берегов, начинается каньон с высокими и отвесными скалами. Чалка к ЛБ. Створ 8-9 м. Кульминация – водопад 4-5 м. Разведка по тропе на ЛБ, весьма тяжелой при обносе. Внизу следующие 20 м вода подперта скалами по ПБ и ЛБ, за счет этого в чашке от ПБ и от ЛБ к центру пенные поганки, но вода постепенно уходит ниже.

Не знаю, почему в некоторых отчетах и лоциях можно встретить категорийность этого порога 5к.с или даже 5-6 к.с. Сложности он не представляет. На заходе — озеро, разгоняйся хоть за 50 метров, слив чистый, бочка мощная, но промывная, несмотря на перепад. После слива можно страховать с воды, также можно страховать спасконцом с левого высокого берега. После слива быстроток без шиверы.

Лобанов Р. и Лапшин А. сразу решили идти, Хомяков А. и Трофимов Д. сказали, что не пойдут и встали на страховку с воды за порогом после распадка. Кат спускали на веревках по наклонной плите ЛБ. Также поставили съемку и страховку спасконцом на ЛБ над порогом.Первый экипаж без каких-либо сложностей прошел порог.

Экипаж Кулагин, Семененко отказались от прохождения. Ветер, и без того сильный, в этих скальных отвесных стенках разгонялся, как в трубе. Скрыться от него было практически невозможно. Поэтому после 40 минут ожидания на страховке и съемке заносить ещё один кат окоченевшими руками ради одного слива энтузиазма не было. Спустились за порогом.

Через 10 минут были на пор. Подушка.

Порог «Подушка»(3 к.с.)

Небольшой слив с бочкой около 1 метра за ним. Бочка промывная, далее валы до 1 м. Прошли сходу на взаимостраховке.

До того места, где река максимально близко подходит к дороге, идти около 3 км. Шли часа 1.5-2. Даже на входах в шиверу (языках), где течение заметно ускорялось, приходилось усиленно грести, иначе ветер сдувал обратно. К тому же началась метель, из-за которой видимость стремилась к нулю. Руки замерзали после пары-тройки гребков. Кое-как добрались до дороги, погрузили каты и даже без раздумий отправились на ночевку в хостел.

Вечером парни отправились смотреть Мельничный каскад. Мы с Ириной остались готовить ужин. За ужином ребята сказили, что решили не ходить Мельничный. Прогноз погоды не утешал — дальнейшее похолодание и усиление ветра в течение 4 дней. Это пришла «Моряна» — так местные называют ветер с Северного-Ледовитого океана. Решили завтра ехать на южные реки. Там хотя бы был нормальный лес с дровами и стоянками. Для прохождения выбрали участки рек Кола, Колвица, Канда.

Утром собрались, загрузились в машину и отправились на юг. По дороге все сопки стояли в снегу. Мы решили, что если уж попали в зиму, то нужно её использовать по полной. Нашли сопку поснежнее, без камней и особой растительности. Отвязали, накачали каты, каски, спасжилеты и наверх. И в течение полутора часов устроили «снежный сплав» или снежный скат с горки.

Были и снежные прыжки, и снежные кили. Забавное и достаточно экстремальное занятие.

Каскад шивер (2 к.с.)

Забросились выше моста в г.Кола на 3,5 км.Объем реки кубов 150. Шиверы не представляют сложности. Валы до 2.5 метров. После шивер есть один порог-мощная глубокая бочка на ¾ реки, обходится легко ближе к левому берегу. В бочку на двойках лучше не попадать. По нашей воде безаварийный выход вряд ли возможен. Далее можно выделить ещё один порог-косые валы и прижим к скале ЛБ. Всё шли сходу на взаимостраховке.

Прокатили и поехали выше на порог 412

Порог «412» (2-3к.с.)

Расход реки в этом месте около100 кубов. Представляет собой шиверу протяженностью 1.3 км с валами до 1,5 м. Маневры среди обливников. Сходу на взаимостраховке. Особого интереса не представляет.

Здесь уже значительно меньше снега внизу на земле (чего не скажешь о верхе – небе), чувствуется «южное дыхание». Здесь хороший хвойный лес, который дает дрова, тепло и защищает от неугомонного ветра. На стоянке были друзья нашего водителя Жени, тоже водники. У них сегодня открытие сезона. Встали недалеко от них.

Утро, опять повалил снегопад. Собрались быстро. Ехать 300 км до р.Колвица. По дороге остановились на смотровой площадке на Кандалакшский залив. Пейзаж действительно завораживающий. Если будете в тех краях, обязательно остановитесь там и обязательно поднимитесь наверх на скалу полюбоваться этими магически-притягательными видами.

р. Колвица

Приехали на пор. Черный. Осмотрели. Пошли на прохождение.

Порог «Черный»(3 к.с.)

Мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 200м. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой. В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. Далее река разделяется на три шиверистые протоки, правая более полноводная.

Порог очень хорошо подходит для тренировок, чем мы и занялись. Проходили порог различными способами. Заранее выбирали траекторию, которой старались придерживаться. Основная цель тренировок — максимально использовать водные препятствия (струи, сбойки, бочки, валы, улова) для различных маневров. Проходили только на взаимостраховке с воды.

Порог-водопад «Мельничный»(4+ к.с.)

После окончания порога Черный русло разбивается на 3 протоки. В протоках каменистые шиверы. Левая протока резко уходит влево, образуя левую протоку Колвицкого Водопада. Правая протока шиверы делает дугообразный поворот налево и, соединяясь с центральной, переходят в правую протоку Колвицкого водопада.

Правая протока водопада состоит из 2х ступеней общим перепадом высоты около 7 м. Основной слив разделен скалой на 2 части. Справа более высокий водопадный слив (неровный, видны торчащие камни), под ним мощный котел. В левой части водопада каскад. Слив более ровный, падает на ступеньку, образуя мощную бочку. Со ступеньки идет полукруглый скат к ЛБ, справа поток частично сливается в котел под ПБ. За сливом очень мощная широкая бочка. Далее следуют наклонный подковообразный слив с бочкой под ним.

Основная струя непрерывной пеной идет по центру и справа. Поток уходит к ПБ пенными валами и через косой слив выходит пенной струей к соединению с левой протокой водопада. Далее идет шивера.

Во многих описаниях этот порог классифицируют 5 и даже 5-6 к.с. Ну не тянет он на такую категорию, по крайней мере в нашу воду, но порог техничный и интересный.

Кулагин Г. и Лапшин А. решили пройти порог.

Страховали с ПБ спасконцом и катом за порогом. Страховка по ЛБ спасконцом невозможна. Первая бочка проносная, зашли на небольшой скорости, здесь главнее точность захода. Вторая бочка мощнее, нужен разгон. Разогнались, зацепились. В бочке немного развернуло направо и из-за подпора притормозило, что дало нам возможность спокойно переместиться к правому берегу, справа обходя третью бочку. Далее выходная шивера.

У начала порога «Черный» красивая, просторная стоянка на ПБ. Там и разбили лагерь. Сегодня, наконец-то, потеплело до +6 и даже выглянуло пару раз солнышко.

Ещё вчера на Колвице обнаружили пропажу спасжилета Ирины. Скорее всего, его забыли пристегнуть к катамаранам, и во время перевозки он вылетел из прицепа. Путь наш лежал через г.Кандалакша, там и решили попробовать купить спасжилет. Узнали, что в городе есть 3 рыболовных магазина, но т.к. было воскресенье, то первый был закрыт, во втором спасы закончились и третий тоже был закрыт. Вернулись к первому магазину. У соседей узнал номер телефона хозяина магазина. Созвонился, он сказал, что через 2 часа будет в городе и сможет продать нам спасжилет. Решили сходить на залив. Через 2 часа подошли к магазину, купили спас и поехали на реку.

Проезжая мост через р.Рябина, мы поняли, что из-за отсутствия воды не сможем её идти. Поехали на р.Канда.

Порог-водопад на р.Канда.

Река сужается с 50 до 20 м. Разгонная шивера, поворот направо, мощный косой метровый вал. По центру стоит петух, образованный сбойкой, за ним небольшая косая бочка и через несколько метров падение — водопадный слив 1.7 м, и от ПБ на 2/3 тянется глубокая бочка. Лишь у самого левого берега имеется промывная струя.

В нашу воду бочка была не очень мощная,катамараны держала слабо. При более высоком уровне воды бочка становится жестче и мощнее. Устроили тренировку на реке. Заходы в улова в центре порога, буф бочки, действия экипажа в бочке, траверс бочки. Страховались с ЛБ спасконцом и с ПБ катамараном.

По ЛБ на верху сразу за выходной шиверой порога есть хорошая, просторная стоянка. На ней заночевали.

Утром выехали на р. Красненькая.

После съезда с асфальта началась гравийка. Дорога сначала была вполне проезжаема, но вскоре после отворота на озера наш УАЗик зарылся в снег и стало понятно, что сегодня мы не доедем до Красненькой. Как оказалось после, мы смогли проехать едва ли четверть пути. У Жени был запасной вариант на этот случай. Он связался с местным водителем Виктором, который обычно забрасывает группы на ГАЗ-66. Виктор сказал, что сможет приехать завтра утром. Доехали до моста через р.Тунцайоки и встали на стоянку. Здесь наша машина сопровождения и её водитель Женя, который за это время стал полноценным участником нашей группы, должны нас покинуть. Прощаемся. Перепаковываем продукты. Ужин. Сон.

В 10.00 приехал Виктор на 66-ом. Каты завязали на крышу, погрузили вещи и поехали на реку. Утром распогодилось, светило солнце, заметно потеплело. Доехали до р.Красненькой в 14.00. Там уже стояла одна группа из Москвы. Накачали каты, погрузили вещи, сделали перекус и вышли на воду. Через пару перекатиков каньон Короткий.

Каньон Короткий (4 к.с.)

Длина препятствия: 350 м. Обнос и просмотр: по правому берегу до начала быстротока. Стоянка: неплохая стоянка по правому берегу перед заходом в порог, также в конце каньона есть плохенькая стоянка на две-три палатки. Уклон: около 20 м/км. Ориентиры: после сужения крутой левый поворот, видно скальное сужение, падение. Река входит в настоящий каньон с высокими отвесными скальными стенками высотой до 5-10 м. Вход в каньон в дальней левой части разлива. Каньон состоит из двух ступеней, разделенных короткой, каменистой шиверой. Заход в первую ступень на левом повороте. Все залито, если идти слева, то прижим к скале, по центру неприятная бочка, а справа образуется язык, затем под левым берегом слив в скальном сужении (ширина около 2,5 м, высота 0,7 м), за сливом держащая бочка. Далее прижим к правому берегу, после которого мощная бочка. За коротким плесом начинается быстроток с одним уловом под левым берегом,переходящий во вторую ступень каньона.

Характер берегов не меняется, все те же скалы и огромные каменные глыбы. Русло сжимается до 7-10 м. Перед входом в слив островок с кустами (около правого берега). Мощный слив через каменную гряду высотой до 1 м, слева бочка мощная и занимает 2/3 речки, а справа мощный поток, идущий вдоль правого берега навалом на правый берег, затем длинная горка с большими валами и общим падением до 3 м, косыми сливами через всю реку.

В конце довольно приличный слив с бочкой и выходная шивера. Далее большое озеро.

Осмотрели порог. Порог вообще «не короткий»! Решили идти с вещами. После первой ступени основная задача была уйти к правому берегу, чтобы не зацепить мощную бочку во второй ступени.

Страховали после первой ступени спасконцами, после второй катамараном и один спасконец ставили на бочку второй ступени. Все экипажи успешно прошли порог.

После выхода с Короткого на ПП маленький порожек 1к.с. с каменистым островом. Шли колонной, замыкающими были Андрей и Дима, и каким-то чудом они смогли задеть этот островок и найти на нем острый зубик, о который и распороли 60 см своего катамарана. Ну посмеялись, вышли на берег, быстро зашились и заклеились, благо что погода изменила к нам свое отношение, было тепло даже уже к вечеру. Ремонт занял около часа.

Порог «Прыжок» (2 к.с.)

Высота слива около 2 м, бочка слабая. Осмотрели. Прошли по прямой по языку.

Порог «Щеки» (3+ к.с.)

Большой камень запирает мощный поток и сбрасывает его под левую скалу. В нашу воду вода залила камень и через него образовался вертикальный слив, который порождал вертикальный гриб, запирающий выходную часть порога. Струя была только возле левой скалы.

Вытащили вещи на тропу и пошли на прохождение.

Рома и Леша шли первыми. На заходе маленькая шивера. Ребята оттолкнулись от берега и пошли по струе. Неожиданно эта небольшая струйка прижала кат к скале ПБ. Секунд 30 катамаран держало в прижиме, пару раз Рома побегал со своего баллона на соседний и обратно, была опасность киля. Но вышли благополучно. Далее ребята четко зашли в основной слив, вовремя зацепились после слива на поганках и после небольшой борьбы вышли успешно.

Вторыми проходили Гена и Ирина. На сливе немного развернули носы вправо, чтобы точно уйти от скалы ЛБ, за счет этого вынесло немного правее и катамаран застрял на поганках. Через 2 минуты кружения по поганкам и тщетных попыток выбраться наконец удалось хорошо зацепиться за струю, идущую прямо у левой скалы и выйти из порога.

Третьими шли Дима и Андрей. На заходе слишком сильно повернули кат влево, задели левым носом скалу. Левый гребец остался на сливе, и его утянуло вниз, а вмести с ним и кат. Кильнулись.

Андрей ушел самосплавом, ниже его подобрала страхующая двойка. Дима остался на катамаране, поймал и закрепил спасконец. К этому времени подошел Андрей. Вдвоем пытались вытащить кат с сидящим на нем Димой, но тщетно – поганки очень мощные. Кинули Диме веревку, он выбрался по ней на наш ПБ. Втроем наконец вытянули кат.

Оставшиеся два порога решили проходить уже завтра. Каты оставили сразу за Щеками. Обнесли вещи за порог «Горка» и там на озере встали на стоянку. Стоянка популярная, поэтому за дровами ходили далеко.

Утром после завтрака собрали вещи, оставили их на стоянке, сами пошли к катамаранам для прохождения «Кавказского» и «Горки». Попутно осмотрели пороги, выбрали траекторию движения. Выставили страховку и съемку.

Порог «Кавказский» (4 к.с.)

Обнос и просмотр: осмотр обязателен по ПБ.

Длинная (более 200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов).

Заходная шивера мощная, нужно маневрирование, чтобы не залезать в наиболее мощные валы и бочки. Первый экипаж прошел порог и встал на страховку в конце порога. Остальные 2 экипажа также успешно прошли порог.

Порог «Горка» (4- к.с.)

Сначала идет водоскат с перепадом высот 2-2,5 м и длиной около 8 м с небольшой косой бочкой и прижимом к скале ПБ. Угол падения около 45º. Левая часть русла забита камнями. Дальше идет мощная выходная шивера, заканчивающаяся косой бочкой у ЛБ. В выходной шивере уходили с правого берега на левый.

Прошли порог походной колонной с взаимостраховкой.

Стрелка с р.Кутсайоки.

Порог «Сомнительный» (4 к.с.)

Осмотр и обнос по ЛБ. В пороге сначала два слива через все русло примерно по 1,5 м, разделенных быстротоком длиной около 7 м. Первая ступень почище ближе к центру, вторая — справа. После первого слива прижимает вправо к скале. В центре стоит зубец на которой идет поток. Затем крутой поворот направо с прижимом к левому берегу, слив около 0,7-1м, поворот налево и мощный косой бочкой на выходе.

Обнесли вещи. Выставили страховку за порогом, съемку на острове.

Шли штатно — первый экипаж после прохождения встает на страховку, далее идет второй, далее третий.

Первый экипаж Леша с Ромой в первую бочку вошли немного левее, из-за этого их развернуло и во вторую вошли полулагом, бочка немного закусила кат и развернула кормой вперед, но ребята зацепились вовремя и вышли кормой, далее развернули кат перед третьей бочкой и закончили прохождение.

Остальные два экипажа заходили правее и прошли всё безошибочно.

Порог «Муравейный» (3 к.с.)

Чалка к левому берегу. Ориентиры: резкий левый поворот. Слева пересохшая протока (по малому уровню воды), в большую воду здесь скальный остров, поросший лесом. На входе водная горка с множеством камней, затем слив 1 м в скальном сужении с отбойными косыми валами от скалы правого берега. Заход на «горку» по центру. Выход чистый. Слева за порогом улово. Шли сходу на взаимостраховке.

Порог «БСТ» (3 к.с.)

Осмотр по ПБ. Большой камень на заходе и множество мелких камней задают множество возможных траекторий прохождения. Осмотрели, проходили походной колонной.

Порог «Оба-на» (5 к.с.)

Водоскат в левой (основной части) русла и отвесный водопад в каменную чашу в правой части. На заходе косой вал, который сверху не кажется большим, но на деле катамаран накреняется прилично. Отбойный вал по центру от камня в основной плите (катамаран проходит поверх камня), отбой от двух камней по ЛБ — один в середине плиты, другой в самом конце. По низкой воде отбой несильный, и при неправильном заходе есть опасность налететь катамараном на второй камень.

В некоторых, особенно старых лоциях указан как 6 к.с., это неверно. Ничего сложного в прохождении водопада нет, хотя водопад действительно очень-очень мощный. Здесь главное правильно зайти, при правильном заходе можно поднимать весла вверх и ничего не делать. Скорость потока настолько велика, что попытки рулить на треке бесполезны, а скорость судно набирает такую, что без проблем пробивает основную бочку. В малую воду может быть опасен из-за нижнего вала, образованного отбоем от левой скалы, который может стать недостаточно сильным. А в большой паводок водопад неприятен своей мощью.

Страховку необходимо ставить по двум берегам или хотя бы на ЛБ, так как слева огромное улово с обратным подсосом под основной слив. Еще для его прохождения нужны крепкие нервы и крепкие суда. Вот с последними как раз и вышла накладка.

Занесли катамаран для страховки. Перечалили на ПБ. Выставили страховку неправильно -только на ПБ, отсюда удобнее перекрывать выходную струю спасконцом. Первый экипаж -Рома и Леша.

Ребята точно зашли, слились по треку и удачно пробили основную бочку на выходе. Дима и Ирина от прохождения отказались, поэтому решили пройти сборными экипажами. Один кат остался на страховке, второй занесли на прохождение. Пошли Рома и Андрей, зашли точь-в-точь как и в прошлый раз, но после попадания в основную бочку кат перевернулся, причем во время переворота из левого балона вылетел поддув полностью.

Катамаран начало крутить в улове ЛБ. Ребята зацепилсь за остатки ката, когда судно по кругу подошло наиболее близко к берегу, Рома отцепился и вплавь добрался до берега. Андрей остался в воде, держась за один оставшийся на плаву баллон.

Несколько раз его подтаскивало под слив, выплевывало и опять по большому кругу улова подсасывало под слив. Страховочная двойка перечалилась на ЛБ и к этому времени Андрей очередной раз проходя мимо берега сделал рывок и доплыл, там ему помог выбраться Рома. Далее отловили остатки судна, весла и отдельно плавающий поддув. Гандолу катамарана распороло от носа до кормы. На днище была небольшая царапина и от этой царапины, от мощного гидроудара шкура просто «взорвалась». Не выдержал катамаран второго прохождения.

Зашивали 6 часов, пошли спать в 5 утра.

Проснулись в 10. Завтрак. Сборы, в 12 были на воде. Совсем распогодилось — солнце и тепло. Подошли к водопаду «Маманя». Обнос в большинстве описаний указан по ЛБ, там же мы нашли остатки троса, которого уже давно нет.

По ЛБ тропа плохая — обносить неудобно. Начали обнос. Рома с Лешей решили перечалить два пустых ката и обнести их по ПБ. Как оказалось, по ПБ тропа намного лучше. Итог: обнос Мамани по ПБ. Обнеслись, сделали перекус и пошли до порога Тесный.

Порог «Тесный» (4 к.с.)

Чалка к правому берегу. Есть тропа обноса и стоянка. Ближе к концу порога есть стоянка. Также примерно за 100-200 м до Тесного справа каменистый выход на ПБ среди травы — от него тропа поднимается на полку, небольшая стоянка. Ориентиры: русло реки сужается скальными выступами, впереди по курсу большой камень, перегораживающий реку. От водопада Маманя до порога Тесный 25-30 минут сплава по плесу. В нашу воду можно выделить две ступени.

1-я ступень порога — в сужении посередине камень, проходили справа. Далее навал на камень, от него уходили влево.

2-я ступень — слив с бочкой на 2/3 ширины реки, слева пологий язык, шли по нему. Проходили порог по очереди, страховали спасконцами после первой ступени и катамараном с воды после второй.

Все экипажи прошли порог успешно.

Через час пятнадцать были на бане. Опознать это место не состовляет труда. Справа и слева большие поляны. Справа на берегу беседка и баня. Зачалились слева, туда подходит дорога. Антистапель, просушка, сборка вещей, последний ужин на реке. Утром следующего дня придет машина до Кандалакши.

Контакты водителей

Евгений Лапшин — машина сопровождения, советы опытного каякера и местного гида. Постоянный помощник и полноправный участник группы. Телефон 89052945288.

Виктор – ГАЗ-66, УАЗ-буханка, осуществлял заброску и выброску на р. Кутсайоки. Телефон 89113228580.

Оптимальные сроки для проведения спортивно-тренировочного похода в этой местности – конец мая-начало июня. В это время паводок обычно уже начинает сходить. По такому уровню воды описанные участки рек имеют наибольший спортивный интерес. Температура поднимается до 15 градусов, а иногда и более. К сожалению, в этом году погода запоздала на месяц.

Рядом с реками есть автомобильные дороги – асфальтовые и грунтовые. Удобнее всего перемещаться на машине сопровождения. Участки рек и пороги разнообразны и интересны. Есть возможность для обкатки порогов и тренировок.

Кольский полуостров - один из живописнейших, девственных и суровых российских регионов. Это настоящий заповедник природы, содержащий в своих недрах и водоемах огромные богатства.Что представляет собой Кольский полуостров?

Россия богата великолепными обширными просторами Севера. Об одном из самых примечательных мест и будет рассказано в данной статье.

Общие сведения

Земля, омываемая двумя морями (Белым и Баренцевым), является настоящим природным заповедником. На ее территории содержится более одной трети всех мировых минералов планеты. Здесь обширные плато и величавые горы сменяются озерами и лесами. Водоемы Кольского полуострова полны разнообразной рыбой (примерно 100 видов). Благодаря законам полярных широт смена дня и ночи в этих местах даруют неописуемое сказочное зрелище - Северное сияние. А какой самобытный живет народ от Кольского полуострова до Таймыра? Об этом чуть ниже.

Приезжают сюда многочисленные туристы. Любители горнолыжного спорта проверяют свои силу и выносливость на склонах Хибин, где расположены курорты. Теплое время привлекает любителей сплавов по горным рекам. Полуостров знаменит и своими удивительно чистыми ледяными озерами и перевалами Хибин. Здесь прекрасно можно поохотиться, порыбачить и познакомиться с местными народами (саамами) и с их самобытной культурой.

Географическое положение

Кольский полуостров расположен на самом крайнем российском севере, причем практически вся его территория размещена за Северным полярным кругом.

На северном побережье Кольского полуострова простираются воды великого моря Баренцева, на востоке и юге - Белого. Западной границей Кольского полуострова является меридиональная впадина, которая простирается от Кольского залива вдоль по долине р. Кола, о. Имандра и р. Ниве до залива Кандалакшского. Его площадь равна примерно 100 000 кв. километров.

Следует отметить, что примерно 70 % Мурманской области разместилось на Кольском полуострове.

В связи с тем, что Полуостров Кольский сформировался за счет нагромождений тектонических плит, пейзаж здесь представляет самые разнообразные формы: хибинские горные массивы (высоты до 1200 метров); плато высокогорные с хвойными лесами; тундры Ловозерские с уникальнейшими цирками (ледниковые чаши высотой 200 метров и длиной несколько километров) и тайга; низины и впадины; болота, озера, реки и пр. Огромное количество минералов содержится в природных недрах, 150 из которых больше нигде на Земле не встречаются.

Примечательно и то, что через полуостров проходит граница России с Норвегией и Финляндией, и здесь имеются три пропускных пункта международного значения для автомобилей. Благодаря этому для путешественников есть возможность самостоятельно совершать поездки на этот удивительный полуостров Кольский.

История

Мурманом до начала 20 столетия называлась только северная часть побережья полуострова (от Норвежской границы до Святого Носа). В дальнейшем и поныне под ним имеется в виду весь Кольский полуостров.

Побережье южное исторически разделено на Кандалакшский и Терский берега.

Полуостров в тектоническом плане расположен на Балтийском щите (Северо-восточная часть), сложенном древнейшими породами кристаллического фундамента: гранитами, гнейсами, диабазами.

Инфраструктура

Полуостров Кольский на своих территориях разместил несколько городов: Мурманск − столица, являющаяся крупнейшим портом русского Заполярья; Североморск − база Северного флота; Хибины и Апатиты − ворота в Хибины.

Есть еще более мелкие города, такие как Кола, Кандалакша и Кировск Островной, а еще несколько поселков городского типа: Умба, Кильдинстрой и Ревда.

Размещены на полуострове и пункты базирования Северного российского флота - Гремиха и Североморск. Последний - штаб Северного флота.

Климат

Полуостров Кольский имеет своеобразные погодные условия, меняющиеся довольно неожиданно: летом могут быть утренние заморозки, а в зимние периоды - метели, причем затяжные.

И все же, благодаря теплому течению северной Атлантики, северо-запад полуострова имеет довольно мягкий субарктический морской климат. Например, в Североморске и Мурманске средняя январская температура составляет всего лишь -8 ° по Цельсию. Кировск и Апатиты отличаются более холодной зимней погодой - до -15 °. А на склонах Хибин снег горнолыжный может лежать до мая месяца.

Главное природное климатическое зрелище на полуострове - северное сияние. А еще в июне-июле можно полюбоваться незаходящим за горизонт солнцем и ощутить в декабре-январе ночной мрак (когда и полярное сияние).

Рельеф Кольского полуострова

Полуостров Кольский занимает северо-восточную часть большого Балтийского щита, с чем и определена главная особенность рельефа на нем - большое количество трещин и разломов данной кристаллической плиты. Также имеются следы достаточно сильного влияния ледников, сгладивших горные вершины и сохранивших большое количество мореных отложений и валунов. Полуостров не раз покрывался, продвигавшимися с территории Скандинавии, мощными ледниками. Около 10 000 лет назад закончилось последнее оледенение.

Горы здесь представляют собой плоские высокие плато, к низинам резко обрывающиеся и рассеченные глубокими ущельями и долинами. Голые россыпи камней и обломки скал покрывают их поверхность.

Кроме всего, огромное влияние на формирование рельефа оказывали реки, сносящие обломочный материал и образующие в устьях большие дельты.

Полуостров по характеру своего рельефа подразделяется на восточную и западную части, граница между которыми проходит через долину Воронья (река), через Умбозеро, Ловозеро и долину реки Умбы.

На северо-восточной части побережье Кольского полуострова (плато) резко обрывается к горлу Белого моря и к Баренцеву морю. Иссечено оно ущельями, с пролегающими по ним руслами рек Иоканга, Восточная Лица, Харловка, низовье Поноя. В направлении к югу плато постепенно поднимается до высоты 300 метров и резко обрывается к низине с болотами. Край этот имеет название гряды Кейвы.

Полезные ископаемые

По разнообразию видов минералов полуостров Кольский не имеет в мире аналогов. На его территории находится их примерно 1000, 150 из которых уникальны и встречаются только здесь.

Есть здесь месторождения руд апатитовых и нефелиновых руд (на Хибинах), никеля, железа, платины, металлов редкоземельных, титана, лития, бериллия, ювелирно-поделочных камней и строительных камней (хризолит, амазонит, гранат, аметист, яшма и др.), слюды и пр.

Растительность

Три области растительности выделяются на полуострове: лесная, тундровая и лесотундровая. Южная территория представляет лесная зона. Произрастают здесь сосновые, еловые леса: осины, березы, ивы, ольха и рябина. Следует отметить, что леса эти сильно заболочены, поэтому и распространен в них кустарник и мох. Горная местность на высотах от 400 до 600 метров имеет березовое криволесье и кустарники, а на уровне до 650 метров - лишайники.

Растительность тундровая разместилась на северо-восточной и северной части полуострова. В этих местах преобладают лишайники, мхи, разновидности ивы стелющейся и березы карликовые. В долинах рек можно заметить и древесные кустарники. Особенностью являются березовые криволесья, растущие вперемежку с сосной и низкорослой елью. В более засушливых местах почву и камни покрывает густым слоем ягель. В лесах тундры имеются большие ягодники (морошка, голубика, вороника, брусника), и грибные места (волнушки, подберезовики, сыроежки, подосиновики).

Гидрология

Кольский полуостров - страна озер, нисколько не уступающая своей соседке Карелии. Их огромное множество, причем от самых маленьких до таких крупных, как Имандра.

Реки, питающие озера и соединяющие их между собой, несут свои воды в Баренцево и Белое моря. Они в этих местах порожистые и многоводны, с удивительно живописными берегами.

Богат многочисленными водоемами Кольский полуостров. Названия их: Поной (самая длинная Кольская река), Йоканга, Кола, Варзуга, Умба, Кола, Териберка, Воронья и др.

Имеется немалое количество озёр, самыми крупными из которых являются Имандра, Ловозеро и Умбозеро.

Достопримечательности

Есть еще 2 уникальные природные зоны - Кузоменьские пески и Терский берег. Второй является самым живописным местом на Кольском полуострове. Это побережье Белого моря, усыпанное искрящимися осколками настоящих аметистов.

Кузоменьские пески - это барханы разноцветного песка, протянувшиеся почти на 13 километров вдоль берега моря.

Озеро Имандра - идеальное место для расслабленного отдыха на лоне потрясающей природы: песчаные отмели, галечные пляжи, острые скалы, валуны.

Самым популярным досугом считаются походы по долинам и лесам. На озере Ловозеро (площадь около 200 км), окруженном Ловозерскими тундрами (невысокие горы), работают турбазы сезонные. В тундрах можно совершать восхождения.

В заключение о местных жителях

От Кольского полуострова до Таймыра, вдоль огромного побережья Северного Ледовитого океана местными жителями являются большая часть из 45 тысяч человек, проживающих по всей России. Название их в переводе означает «настоящий человек» (более устаревшее - самоеды). Их основным занятием является оленеводство, охота и рыболовство.

Ненцы (самодийский этнос) - самый многочисленный из всех коренных народов необъятного Русского Севера. По последней переписи населения примерно 27 тысяч людей данной национальности обитают в Ямало-Ненецком округе, причем разделяются эти народы на лесные и тундровые группы.

Каждая из них имеет свою историю, свои обычаи и традиции.

Ко́льский полуо́стров (уст. Му́рман, Кола, Терь) — полуостров на северо-западе Европейской части России, в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белым морями.
Название произошло от общего финно-угорского слова КОЛ - рыба, так рыбу называют марийцы, финны, карелы и т.д.
Площадь около 100 тыс. км².
В западной части располагаются (высота до 1200 м) и Ловозерские тундры (высота до 1120 м). На севере — тундровая растительность, южнее лесотундра и тайга.

Кольский полуостров занимает чуть менее 70% площади Мурманской области. Западная граница Кольского полуострова определена по меридиональной впадине, которая проходит от Кольского заливапо реке Коле, озеру Имандра, реке Ниве до Кандалакшского залива.

До начала XX века Мурманом называли лишь северное побережье полуострова — от Святого Носа до норвежской границы, но в дальнейшем это понятие расширилось, и ныне под ним подразумевается весь Кольский полуостров. Южное побережье полуострова исторически разделяют на Терский и Кандалакшский берега.

Географическое положение

Кольский полуостров расположен на крайнем севере России. Почти вся территория расположена за Северным полярным кругом.
На севере омывается водами Баренцева моря, на юге и востоке — водами Белого моря. Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, проходящая от Кольского залива по долине реки Кола, озеру Имандра и реке Ниве до Кандалакшского залива. Площадь около 100 тыс. км².

Сплавы по рекам Кольского полуострова

— река в Мурманской области России и Финляндии. Сливаясь с рекой Кутсайоки образует Тумчу.
Длина 150 км.
Берет начало в лесах Финляндии, близ российско-финляндской границы в горах Вярриетунтури. Порожиста, протекает по лесной заболоченной местности. Питание в основном снеговое. Основные притоки (от истока к устью): Пеурахара, Пуолугоя, Алиммайнен-Нуолусоя, Яуруккиоя, Соркайоки, Сорсайоки, Кархуоя, Ахвеноя, Миккелиноя, Нятяоя, Ватсиманйоки, Даниловка, Юккуйоки, Кюнсихара, Кутсайоки, Кутуйоки, Ахкиооя, Эньянйоки. Крупнейший приток Ватсиманйоки. На реке расположены финская погранзастава Кутса и российское село Алакуртти.

Алакуртти (фин. Alakurtti) — село на юго-западе Мурманской области. Входит в состав муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района и является его административным центром.

Село расположено в юго-западной части Кольского полуострова, на берегу реки Тунсайоки, в окружённой сопками долине. Близ Алакуртти — озёра Куту-ярви и Ахкиоярви. Районный центр, город Кандалакша, находится в 115 км к востоку от Алакуртти.
Название, по одной из версий, происходит от финского ala — низина, kurtti — шероховатый, морщинистый, что при дословном переводе обозначает шероховатая низина. Существует также мнение, что село названо по фамилии финского землевладельца Генриха Куртти, поселившегося здесь в середине XVII века.
Есть и другие версии происхождения названия:
1) «Извив бурной реки, подобный завитку волос»;
2) «Святилище ритуального танца, движения которого подобны завитку („обороты и восьмерки“), поскольку уподобляемы маятниковым движениям арктического солнца (сейды)»: alaka — локон, завиток (перевод с санскрита) + kurd — прыгать, танцевать, играть, измерять + ti — указание на известное слушателю (как вы знаете, как было сказано, как известно, тот, который).


юго-западе Мурманской области России. Протекает по территории Кандалакшского района. Впадает в Тумчозеро.
Длина 16 км. Площадь бассейна 5240 км². Ширина 20-60 м.
Образуется слиянием рек Кутсайоки и Тунтсайоки. Протекает по лесной, болотистой местности. Река не судоходна, имеет пороги и шиверы. Впадает в Тумчозеро (входит в Иовское водохранилище) в западной его части. Расход воды около 25 м³/сек у истока и около 50 м³/сек в устье[источник не указан 1349 дней]. Населённых пунктов на реке нет. Ближайшие населенные пункты: посёлок Зареченск и село Алакуртти.

Туристы-водники часто проходят эту реку после прохождения Кутсайоки или Тунтсайоки. Обычное время прохождения до последнего порога ½ — 1 день.
Часто реку Тунтсайоки ошибочно именуют Тумчой.

Список основных препятствий
Порог Карниз — 4 к. с.
Порог Змея — 2+ к. с.
Порог Шляпа — 3 к. с.


Ио́вское водохрани́лище — водохранилище на реке Иова на территории Карелии (большая часть) и Мурманской области. Состоит из нескольких озерных (Сушозеро, Ругозеро, Соколозеро, Тумчаозеро) и речных участков. Образовано в 1960—1961. Уровень водохранилища колеблется в пределах 2 метров. Осуществляет сезонное регулирование стока.


Хозяйственное значение
Энергетика
Водоснабжение
Лесосплав
Рыболовство (ряпушка, хариус, щука, сиг, кумжа, корюшка, окунь)

____________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
"Север". М., "Физкультура и спорт", 1975.
http://www.photosight.ru/
http://www.skitalets.ru/
Сайт Википедия.

Речная сеть Карелии и Кольского полуострова принадлежит к бассейнам Баренцева, Белого и Балтийского морей и характеризуется многими особенностями, отличающими ее от других районов СССР.

Для рек района характерным является большая озерность их бассейнов, колеблющаяся в пределах 2-10%, а местами достигающая 15% и более. Столь высокая степень озерности речных бассейнов очень редко встречается в других районах страны. Наибольшей озерностью (18,6% от общей площади бассейна) отличается Вуокса (самая крупная река Карельского перешейка); озерность бассейна Ковды равна 14% Нивы - 12% и т. д.; меньше всего озер в бассейнах Поноя и других водотоков восточной части Кольского полуострова.

По С. В. Григорьеву можно выделить следующие пять типов рек в зависимости от характера расположения озер в их бассейнах.

1. Реки каскадного типа

К первому относятся реки каскадного типа, с более или менее равномерным распределением озер по течению. Они представляют собой ряд коротких порожистых проток, соединяющих цепочку озер. Примером может служить система Ковды, включающей в свое течение многочисленные озера.

2. Реки с озёрами

Ко второму типу принадлежат реки с озерами, расположенными в их верховьях. Таковы Кола, Воронья, Водла; в их верховьях расположены крупные озера, оказывающие большое регулирующее влияние на сток.

3. Сбросные реки

Третий тип составляют сбросные реки незначительной длины, являющиеся протоками между водоемами. Примером может служить короткая р. Нива, сбрасывающая воды обширного бассейна оз. Имандра в Кандалакшский залив Белого моря.

4. Безозерные реки

Четвертый тип объединяет безозерные реки, т. е. бассейны, которые либо лишены озер, либо озер в них очень мало. Реки этого типа встречаются на Кольском полуострове (р. Поной). Сюда же может быть отнесен и Верхний Выг, расположенный в Центральной Карелии.

5. Смешанный тип рек

К пятому - смешанному типу относятся те реки, у которых одновременно проявляются признаки нескольких типов. Показательной в этом отношении из рек района является Кереть.

Другой характерной чертой рек Карелии и Кольского полуострова является их ступенчатый продольный профиль, где длинные плесы-озера или озеровидные расширения чередуются с короткими порожистыми перепадами, порогами, или падунами, отличающимися большими падениями. В то время как на плесовых участках или озеровидных расширениях русла уклоны очень малы, на перепадах падение достигает 4-6 м на 1 км и более. Местами на реках встречаются водопады. Наиболее известными из них являются Воицкий у села Надвойцы на Выге, Кивач на Суне, Иматра на Вуоксе.

Русла рек сложены трудно размываемыми породами (гранитами и гнейсами) или усеяны многочисленными валунами, вымытыми из ледниковых моренных отложений. Коренные кристаллические породы залегают неглубоко, и реки нередко врезаются до их уровня. Кроме того, пересекая ледниковые моренные гряды, реки вымывают из них крупные валуны и загромождают ими свои русла, образуя пороги (падуны). Одной из важных особенностей рек района является слабая разработанность речных долин, характеризующихся почти полным отсутствием пойм.

Ниже приводятся сведения о значительных реках Карелии и Кольского полуострова.

К бассейну Баренцева моря относятся реки северной части Кольского полуострова; главнейшие из них - Тулома, Кола, Воронья, Иоканьга. Самой большой рекой из этой группы является Тулома. Реки имеют порожистые русла, что препятствует использованию их для сквозного судоходства. Сток зарегулирован многочисленными озерами, расположенными в бассейнах и долинах этих рек. Основные сведения о наиболее значительных реках этой группы представлены в табл. 1.

Таблица 1. Главнейшие реки района, принадлежащие бассейну Баренцева моря

Реки бассейна Белого моря

К бассейну Белого моря принадлежат реки большей части Кольского полуострова и Карелии. Главнейшими являются Поной, Стрельна, Варзуга, Умба, Нива, Ковда, Кемь и Выг;

Река Выг - самая большая по площади водосбора и водности, почти равны ей реки Ковда и Кемь.

Поной берет начало на западных отрогах возвышенности Кейвы, в ложбине у горы Урма-Варака; впадает в Горло Белого моря близ с. Поной. Длина реки 410 км, площадь водосбора 15200 км 2 , средний годовой расход 140 м 3 /сек. От других рек Кольского полуострова Поной отличается малой озерностью своего бассейна. Нижнее течение его порожистое. Участок между 45 и 25 км от устья сплошь занят порогами; наиболее известны пороги Сухой, Верхний и Нижний Лопенярвский и Кривой. Устьевой участок реки находится под влиянием морских приливных течений.

Река Нива представляет собой короткую порожистую протоку, сбрасывающую воды обширного бассейна озера Имандра в Кандалакшский залив Белого моря. Общее ее падение (от истока до устья) составляет 126 м. Это одна из наиболее важных в народнохозяйственном отношении рек Кольского полуострова. Длина ее 36 км, площадь водосбора 12800 км 2 , средний годовой расход превышает 160 м 3 /сек. Такая высокая относительная водность Нивы (модуль стока 12,5 л/сек с 1 км 2) объясняется тем, что в ее бассейне расположены Хибинские и Ловозерские тундры, отличающиеся повышенным поверхностным стоком.

Озера в бассейне Нивы занимают около 12% его поверхности; центральная часть его занята оз. Имандра. Река Нива образует два озеровидных расширения: Пинозеро и Плесозеро. Русло ее отличается порожистостью; наиболее известны пороги Телеграфный, Кривой, Кандалакшский. Порожистые участки не замерзают. Водная энергия реки используется несколькими гидроэлектростанциями.

Река Ковда представляет собой систему проток и озёр; оз. Топ-озеро - р. Софьянга - оз. Пяозеро - р. Кундозерка - оз. Кунд-озеро - р. Кума - оз. Соколозеро - р. Ругозерка - оз. Руг-озеро - р. Ковдочка - оз. Сушозеро - р. Верхняя Ковда или Иова - оз. Ковдозеро - р. Ковда. Впадает Ковда в Кандалакшский залив Белого моря у одноименного селения, в 55 км к югу от г. Кандалакша. Длина всей системы составляет 221 км, причем на долю проточных озер приходится около 145 км, или 66% всей длины реки. Длина собственно Ковды (от Ковдозера до устья) равна 29 км.

По площади водосбора (28 000 км 2) и водности (средний годовой расход воды 280 м 3 /сек) Ковда является крупнейшей рекой Карелии. Большое влияние на ее режим оказывают озера. Потому для реки характерен плавный годовой ход уровней с незначительными подъемами. Многолетняя амплитуда колебания уровня в истоке из Топозера составляет 1,06 м, а в нижней части - на пороге Лехми-Корва - 3,62 м. На порожистых участках наблюдаются зажоры и заторы льда.

Река Кемь вытекает из оз. Нижнего Куйто и впадает в Белое море у г. Кемь. Длина 201 км, площадь водосбора 28000 км 2 , средний годовой расход 270 м 3 /сек. В бассейне реки много озер; коэфициент озерности равен 8%. Русло отличается порожистостью. Наиболее значительные пороги расположены в нижнем течении: Морской с падением 2,3 м, Ужма-Вочаж - 15,4 м, Кри ной - 7,3 м и т. д. Сток реки сильно зарегулирован озерами. Амплитуда колебания уровня в верховьях составляет около 2 м, а в нижнем течении в результате боковой приточности возрастает до 3-3,3 м. На порожистых участках наблюдаются заторы и зажоры льда. Наиболее крупным притоком является р. Чирка-Кемь (длина 194 км).

Выг берет начало из оз. Верхотинского, расположенного к северо-востоку от Онежского озера, и впадает в Сорокскую губу Белого моря у г. Беломорска. Выгозеро, через которое протекает р. Выг, делит ее на две части, называемые Верхний, или Южный, Выг и Нижний, или Северный, Выг. Общая длина реки равна 308 км, из них на Верхний Выг падает 137 км, Выгозеро имеет в длину 69 км и Нижний Выг - 102 км. По площади водосбора (29500 км 2) и среднему годовому расходу воды (290 м 3 /сек) р. Выг примерно равна Ковде и Кеми. Бассейн реки отличается большой озерностью, достигающей 21%. Русло порожистое. Сооружение Беломорско-Балтийского канала изменило гидрологический режим Нижнего Выга. Головное сооружение - Надвоицкая плотина подняла уровень воды в Выгозере на 4-б м. Ныне сток Нижнего Выга определяется попусками воды из оз. Выгозера через Надвоицкую плотину. Река используется в целях судоходства.

Реки бассейна Балтийского моря

К бассейну Балтийского моря принадлежат реки южной части, района, стекающие в системы Ладожского и Онежского озер; главнейшие из них - Суна, Водла и Вуокса.

Река Суна образуется от слияния pp. Мотко и Сенной и впадает в Кондопожскую губу Онежского озера, в северной его части. Длина 232 км, площадь водосбора 7730 км 2 , средний годовой расход около 75 м 3 /сек. На своем пути Суна протекает через ряд озер (Ройкнаволокское, Гимальское, Линдозеро, Сунозеро и др.), занимающих до 1/3 ее длины. Озера в бассейне Суны занимают около 9% его поверхности. Русло отличается порожистостью; встречаются водопады. Наиболее значительными водопадами являются Гирвас с падением 12 м, Пор-Порог - 17 м, Кивач - 11 м. На Суне построена Кондопожская гидроэлектростанция. Река используется для лесосплава.

Река Вуокса - самая большая река района, берет начало на территории Финляндии, вытекая из юго-восточной части Саймен-ского озера, называемой Большая Сайма. Впадает в Ладожское озеро двумя рукавами; из них северный, или Кякисальмский, рукав впадает в озеро у г. Приозерска, южный, называемый Тай пале-йоки, впадает у с. Кюреля. Южный рукав является основным, так как северный маловоден. Длина реки 150 км, площадь бассейна 69500 км 2 , собственный ее водосбор (без бассейна оз. Сайма) равен 7300 км 2 . В бассейне Вуоксы много озер; общая их площадь равна 12970 км 2 , что составляет около 19% от общей поверхности водосбора.

Русло в верхнем течении реки (в Финляндии) отличается порожистостью. На участке протяжением в 24 км, считая от места выхода из озера, она представляет собой мощный поток с каска ими водопадов и порогов; здесь расположен водопад Иматра (падение 18 м) и пороги Тайнионкоски (5,9 м), Валлинкоски (5,7 м), Оликкаланкоски (8,9 м) и др. Ниже порогов течение реки резко меняется. Уклоны уменьшаются; поток представляет собой ряд озеровидных расширений, связанных между собой протоками.

По водности, как и по площади водосбора, Вуокса является самой большой рекой района. Средний годовой расход воды ее по выходе из оз. Сайма равен 645 м 3 /сек. Колебания расходов и уровней в году незначительны; отношение максимального расхода к минимальному за многолетний период наблюдений равно 6,5. Вообще Вуокса является одной из наиболее зарегулированных рек. Водная энергия реки используется несколькими гидроэлектростанциями. По реке осуществляется местное судоходство на отдельных участках; сквозному проходу судов препятствуют пороги.