Жесткая посадка «ВИМ-Авиа». Почему компания разорилась, а владелец бежал за границу. Сотни пассажиров авиакомпании «ВИМ-авиа» оказались заложниками технических проблем перевозчика Почему задерживают рейсы вим авиа

Все чартерные рейсы. Этому предшествовали массовые задержки рейсов, в результате которых тысячи туристов не смогли вылететь из аэропортов. Долги перевозчика оцениваются миллиардами рублей. У компании нет средств ни на компенсации для туристов, ни на замену отложенных рейсов..

С чего всё началось?

Первые трудности у компании начались еще в конце весны: 31 мая «ВИМ-Авиа» отменила сотни рейсов по всей стране. Спустя два дня были отложены чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и ряд других популярных направлений. Только за неделю из-за срыва перевозок не смогли вылететь около 10 тыс. пассажиров. Большинство из них клиенты туроператоров «НТК Интурист», Coral Travel, ICS Travel Group и прочих.

Тогда же в Росавиации припугнули возможностью отмены чартерных рейсов в России, в случае если массовые задержки продолжатся. Позже эти сведения были опровергнуты. Часть обязательств «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров взяли на себя турецкая Onur Air и болгарская Bulgaria Air.

«ВИМ-Авиа» устранила сбои в расписании полетов к середине июня. Впрочем, компания уже успела привлечь внимание правоохранительных органов. На перевозчика завели административное дело из-за задержки 173 рейсов за два месяца суммарно.

Почему задержки повторились?

Точечные сбои случались в расписании и летом. Но серьезно ситуация выстрелила 23 сентября. Тогда стало известно о многомиллиардных долгах компании, которые «ВИМ-Авиа» не в состоянии погасить. Так, перевозчик задолжал аэропорту Домодедово за обслуживание самолетов свыше 500 млн рублей, а также систематически не выплачивал зарплаты своим сотрудникам. Только бортпроводникам и летчикам недоплатили около 30 млн рублей. Суммарно долг перед персоналом 206 млн рублей. Кредиторская задолженность компании оценивается в пределах от 3 до 10 млрд рублей.

Прокурорская проверка, проведенная по факту массовых задержек, уже установила, что сотрудники компании продавали билеты пассажирам, заведомо зная, что те не смогут улететь. Общий объем хищений пока не определен, однако, по предварительным оценкам, пострадали свыше 140 тыс. туристов.

Несколько сотен пассажиров находятся в Домодедово в надежде на то, что их вылет всё же состоится. Многие пассажиры остаются в аэропортах Антальи, Римини и ряда популярных курортов и не могут вернуться домой.

Другие авиаперевозчики уже заявили, что не собираются выполнять перелеты вместо «ВИМ-Авиа». За лето силами сторонних авиакомпаний развезли свыше 220 тыс. туристов, купивших билеты «ВИМ-Авиа». В Российском союзе туриндустрии уже предупредили, что вывозить туристов в случае ухода самолетов ВИМ-Авиа будет не на чем. Свободных бортов на рынке практически нет. Ассоциация туроператоров России (АТОР) уже потребовала вмешательства правительства в ситуацию.

Что говорят в ВИМ-Авиа?

Изначально представители перевозчика связывали задержки с «традиционным сезонным спадом» и поздним прибытием воздушных судов с техобслуживания. Однако спустя несколько дней руководство компании призналось, что со значительными финансовыми трудностями и не в состоянии выполнять свои обязательства перед пассажирами. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации им видится возможный переход компании под внешнее управление. Об этом говорится на сайте компании.

24 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к властям за предоставлением госгарантий по кредитам. На следующий день Росавиация начала внеплановую проверку авиакомпании в связи с задержками рейсов. Свою проверку проводит и Минтранс. Глава ведомства Максим Соколов пояснил, что проблемы с задержками затронули преимущественно чартерные рейсы. Регулярные уходят с минимальным отставанием от расписания. «Компания задержала ремонт ряда самолетов, и в этом случае под сокращение, естественно, попали чартерные программы - это международная практика», - отметил Соколов.

По итогам проведенных проверок, Минтранс и Росавиация решили приостановить чартерные программы «ВИМ-Авиа», а компанию обязали вывезти пассажиров с мест отдыха самостоятельно или с привлечением сторонних сил. Со вторника, 26 сентября, рейсы компании будет аэропорт Внуково.

Что происходит в аэропортах?

Рейсы «ВИМ-Авиа» вылетают с многочасовыми задержками. В Крыму пассажиры рейса Симферополь–Москва прождали в аэропорту семь часов.

Отложили как внутрироссийские рейсы (в Санкт-Петербург, Сочи, Краснодар, Благовещенск, Магадан), так и рейсы международных направлений (Дубай, Анталья, Салоники, Римини, Ереван). В зарубежных аэропортах свыше 43 тыс. клиентов авиакомпании.

Оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов - клиентов «ВИМ-Авиа» в Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм). Служба получит данные о клиентах, находящихся за рубежом, и определит сроки вывоза туристов.

Смогут ли туристы вернуть деньги?

Роспотребнадзор опубликовал рекомендации для туристов, связанные с возмещением убытков. В сложившихся обстоятельствах пассажир вправе отказаться от полета и получить деньги даже за невозвратный билет. Отказ от полета в данном случае признается вынужденным.

Более того, клиенты авиакомпании вправе требовать компенсацию морального вреда и возмещение убытков из-за задержки рейса. Кроме того, пассажиры могут потребовать предоставления отеля при задержке свыше восьми часов. Если вылет отложили на четыре и более часов - клиентам должно быть предоставлено бесплатное горячее питание. Также, по правилам, после двух-трех часов можно попросить прохладительные напитки.

В большинстве случаев вопросы с отменой чартерных рейсов можно решить через туроператора. Чартерные рейсы обычно не выгодны для самостоятельных путешественников, ими летают преимущественно по пакетным турам. Крупные туроператоры, как правило, без проблем находят альтернативную авиакомпанию для осуществления перелета. Компания может предложить другие варианты отдыха или же обязана полностью компенсировать стоимость тура. В АТОР предполагают, что даже в случае банкротства «ВИМ-Авиа» ситуация не станет критической для туристического бизнеса.

Всё же в АТОР считают , что вернуть такое количество туристов своими силами российским туроператорам не по карману.

«Все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона в полном объеме были оплачены туроператорами. Выделить же средства на повторную оплату рейсов (а это, по предварительным оценкам, - не менее $10 млн) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не имеют технической возможности», - говорится в письме ассоциации.

Если же билет куплен самостоятельно, то получить компенсацию можно, лишь обратившись напрямую в авиакомпанию. Не лишним будет следить за сообщениями Росавиации и Минтранса. Для отмененных полетов в страны ЕС существует система компенсаций, благодаря которой можно вернуть до €600 за отмененный перелет.

В сервисе Сompensair, который как раз специализируется на получении компенсаций за задержку и отмену рейсов, рекомендуют сохранять хладнокровие, а заодно подготовить ряд документов, которые могут в дальнейшем облегчить процедуру возврата средств. Так, например, если пассажир узнает об отмене рейса уже находясь в аэропорту, ему стоит получить письменный комментарий авиакомпании или справку об отказе от полета.

«Рекомендую собрать контакты всех пассажиров с рейса. Это позволит предъявить авиакомпании коллективную жалобу, а затем иск. В соответствии с законами РФ первое, что однозначно стоит требовать от авиакомпании,- выполнение обязательств по перевозке. Компенсацию за задержку или отмену вряд ли удастся получить напрямую у авиакомпании, поэтому я рекомендую пассажирам объединяться для обращения в суд», - рассказал генеральный директор компании Роман Гильманов.

Ввиду большого количества вопросов, поступающих в Правовую службу АТОР относительно сегодняшней сложной ситуации с чартерной перевозкой «ВИМ-Авиа», приводим здесь ответы на самые актуальные из них.

В первую очередь просим вас сохранять спокойствие и найти в себе силы конструктивно решать сложившуюся ситуацию. Изменение планов на отдых - всегда неприятно, но неразрешимых ситуаций не бывает.

АВИАКОМПАНИЯ ЗАКРЫЛАСЬ И ТЕПЕРЬ НИКТО НИКУДА НЕ ПОЛЕТИТ?

Ничего подобного не происходит. «ВИМ-Авиа» официально распространила заявление о том, что для стабилизации своего расписания, . Изменения коснутся периода с 1 по 15 июня 2017 г. В дальнейшем компания планирует осуществлять свою деятельность по плану. Подробнее о заявлении «ВИМ-Авиа» можно прочитать .

МЫ КУПИЛИ ТУР, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИТ ПЕРЕВОЗКА «ВИМ-АВИА». ЧТО НАМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

Если вы приобрели турпродукт с билетами «ВИМ-Авиа» в турагентстве или у туроператора и ваш вылет должен состояться в период с 1 по 15 июня 2017 г., то, в первую очередь, не надо паниковать. Для , как и для вас, но все компании , чтобы заменить перевозку «ВИМ-Авиа» на рейсы других авиакомпаний.

Все изменения в туре будут незамедлительно передаваться в турагентства, поэтому вас следует держать связь со своим агентом. Пожалуйста, наберитесь терпения и, если ваш выезд запланирован на более поздние даты, не требуйте немедленных ответов на ваши вопросы, дайте компаниям возможность спокойно найти замену отмененному рейсу «ВИМ-Авиа».

У МЕНЯ ТУР С ЧАРТЕРНЫМ РЕЙСОМ «ВИМ-АВИА», ВЫЛЕТ - ЗАВТРА. КУДА МНЕ ОБРАЩАТЬСЯ?

Обращайтесь к своему турагенту, у него будет вся оперативная информация от туроператора. Также актуальную информацию по ближайшим вылетам вы сможете найти на сайтах туроператоров. Если туроператор не сможет подобрать вам альтернативную перевозку в этот короткий промежуток времени, вы можете приобрести авиабилет самостоятельно и уже после отдыха заняться возмещением средств за отмененный рейс, обратившись в «ВИМ-авиа».

ВАЖНО! Обязательно предупредите агента (туроператора) о своих самостоятельных решениях, чтобы убедиться, что наземное обслуживание (размещение в гостинице) для вас будет сохранено. Обсудите, как вы будете добираться из аэропорта в отель, сохранится ли групповой трансфер для вас или вам будут предложены альтернативные варианты.

У МЕНЯ ТОЛЬКО БИЛЕТ НА ЧАРТЕРНЫЙ РЕЙС «ВИМ-АВИА», Я САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК, КАК БЫТЬ МНЕ?

Вы также будете пересажены на другой рейс. Но если вы приобретали билет через агентства по бронированию и продаже авиабилетов, вам придется держать связь с ними, потому что у туроператора ваших контактов точно нет, вы ему их не предоставляли. Поэтому вам следует связаться с компанией, в которой вы приобрели авиабилет и договориться об информировании вас о заменах рейса.

МЫ С СЕМЬЕЙ НЕ ВЫЛЕТЕЛИ СЕГОДНЯ НА ОТДЫХ. В АЭРОПОРТУ НАМ ПОСТАВИЛИ НА БИЛЕТ ШТАМП «РЕЙС ОТМЕНЕН». ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Если ваш билет был приобретен в составе тура, обратитесь к своему турагенту, он является вашим связующим звеном с туроператором. Сейчас туроператоры ведут переговоры и с руководством «ВИМ-Авиа», и с другими авиакомпаниями о заменах рейсов.

Возможно, вам предложат перенести даты тура или предложат иные варианты по вылету, чтобы вы смогли сохранить хотя бы часть тура. Если подобное будет невозможно или вас не устроят замены, в турагентстве вам объяснят, каким образом вы сможете оформить возврат денежных средств. Имейте в виду, что, возможно, туроператор не будет готов дать вам ответ немедленно после вашего обращения, пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Если вы купили в «ВИМ-Авиа» (в авиакассах) только авиабилет, - то за возмещением денежных средств также следует обратиться по месту покупки билета. В авиаагентстве вам подскажут, как и какое заявление вам следует подготовить и в какие сроки оно будет рассмотрено.

Обращаем ваше внимание на то, что авиабилет является вашим договором с авиакомпанией , поэтому, независимо от места и целей покупки (для самостоятельного путешествия или в составе турпродукта), вы можете напрямую обращаться в авиакомпанию «ВИМ-авиа» за возмещением денежных средств. Заявления вы можете подавать одновременно - по месту приобретения билета или тура и в авиакомпанию.

У одного из крупнейших российских чартерных перевозчиков - компании «ВИМ-Авиа» - возникли сложности, связанные с недостатком средств для ведения текущей операционной деятельности. С утра субботы в аэропорту Домодедово были задержаны на вылет десятки рейсов. По причине накопившейся задолженности другие аэропорты могут отказаться от продолжения обслуживания самолетов авиакомпании, что может привести к веерной остановке полетов перевозчика по всей стране. В настоящее время авиационными властями прорабатываются меры, направленные на предотвращение коллапса в аэропортах и обеспечение перевозок пассажиров при любом развитии ситуации.

«ВИМ-Авиа», входящая в десятку крупнейших российских авиакомпаний, в 2017 году на фоне роста перевозок активно занималась расширением парка воздушных судов. За семь месяцев текущего года компания перевезла 1,4 млн пассажиров, что на 35,5% больше, чем за аналогичный период 2016-го. Однако возникшая летом задержка с поступлением нескольких новых самолетов привела к срывам чартерных программ и неполучению ожидавшейся выручки при увеличившихся расходах. Эта причина, скорее всего, и стала катализатором ситуации, приведшей к недостатку средств.

Как рассказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, от авиакомпании «ВИМ-Авиа» был получен запрос по поводу оказания поддержки в связи со сложным финансовым положением.

Этот запрос был направлен в Минтранс для формирования предложений о возможностях выхода из ситуации, - подчеркнула представитель аппарата вице-премьера.

В Росавиации «Известиям» рассказали, что длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями.

Вместе с тем сегодня утром топ-менеджмент авиакомпании завершил переговоры о предоставлении гарантийных обязательств, которые позволят в ближайшие дни осуществить запланированные ранее рейсы. Сейчас открывается регистрация, в ближайшее время начнется отправка пассажиров к местам назначения, - заявил представитель Росавиации.

Согласно информации «СПАРК-Интерфакса», авиакомпания принадлежит гражданам РФ Светлане и Рашиду Мурсекаевым.

В настоящее время авиакомпанией предпринимаются попытки получить заемное финансирование для оздоровления финансово-экономического положения компании. По словам знакомого с ситуацией источника «Известий», такая возможность сохраняется и все еще считается наиболее реалистичным вариантом выхода из сложившегося положения.

В «ВИМ-Авиа» сообщили, что временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов.

Был проведен ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль, а также переговоров с партнерами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию, - заявил «Известиям» представитель «ВИМ-Авиа».

По данным источника «Известий», долги авиакомпании за аэропортовое обслуживание, топливо и лизинговые платежи в настоящее время могут составлять сотни миллионов рублей. Задержка выплаты зарплаты персоналу авиакомпании, по его словам, превышает два месяца.

В Росавиации несколько дней назад прошло совещание, где анализировалось финансовое положение авиакомпании, а также обсуждалось, кто смог бы обеспечить перевозку пассажиров, купивших билеты на рейсы «ВИМ-Авиа». Ситуация осложняется тем, что в сентябре объемы перевозок все еще высоки, поэтому свободных провозных емкостей на рынке физически нет -в октябре-ноябре эта проблема не была бы такой острой. В то же время присутствовавший на совещании совладелец авиакомпании Рашид Мурсекаев заверил, что в ближайшее время проблему удастся решить.

По данным источника «Известий», по ситуации на вечер пятницы базовым для «ВИМ-Авиа» московским аэропортом Домодедово решение о прекращении обслуживания авиакомпании не рассматривалось.

Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев заявил «Известиям», что возможное банкротство «ВИМ-Авиа» не окажет существенного влияния на рынок авиаперевозок.

Обязательства остановившего полеты перевозчика будут выполнены крупными авиакомпаниями. Им же отойдет и его рыночная доля. Общие изменения долей будут небольшими, - отметил Сергей Детенышев.

При этом, по словам советника руководителя Ростуризма Дмитрия Горина, «ВИМ-Авиа» является значимой компанией для туристического рынка.

Если авиакомпания вдруг прекратит полеты, возникнут проблемы для всего рынка. Туристический сезон еще не закончен, летние программы продолжаются. Кроме того, у них помимо чартеров много регулярных, в том числе социально значимых, рейсов, причем на некоторых из них компания является единственным перевозчиком. Здесь нужно цивилизованное решение ситуации. Только поддержка акционеров и разумное сокращение полетных программ могут помочь урегулировать сложившуюся ситуацию, - заявил «Известиям» Дмитрий Горин.

По его мнению, авиакомпания в этом году переоценила свои возможности по выполнению чартерных рейсов на фоне существенного роста объема перевозок. Из-за этого в летний сезон в целом 220 тыс. туристов были перебронированы с рейсов «ВИМ-Авиа» на рейсы других перевозчиков.

Похоже, в случае с «ВИМ-Авиа» мы можем наблюдать риски, связанные с агрессивной маркетинговой стратегией. Фактически еще в «высокий» сезон компания имеет большие проблемы с ликвидностью, что с высокой вероятностью может означать ее уход с рынка. «ВИМ-Авиа» сделала ставку на агрессивный рост и захват доли рынка, но такая стратегия традиционно сопряжена с необходимостью иметь серьезные финансовые резервы. Следует отметить, что подобная коллизия случилась не на падающем рынке, как это было, например, с «Трансаэро», а на вполне растущем. За первое полугодие 2017 года пассажирские перевозки выросли на 22%, а по отдельным направлениям - до 30% и более. Так что главной проблемой «ВИМ-Авиа», скорее всего, стала слишком амбициозная стратегия, - сказал «Известиям» независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Действующий парк авиакомпании «ВИМ-Авиа» на сегодня состоит из 17 самолетов, в том числе одного Boeing 777-300ER, одного Boeing 777-300, семи Boeing 777-200, одного Boeing 767, трех Boeing 757, одного Airbus A330, трех Airbus A319. Кроме того, есть еще восемь самолетов, которые не выполняют полеты. Так, по техническим причинам не летают два Boeing 777 и два Boeing 757. У одного Boeing 777 ожидается замена двигателя. Кроме того, в неисправном состоянии находятся Airbus 330, Airbus A319, а также единственный в парке Boeing 737.

Первые длительные задержки и отмены рейсов «ВИМ-Авиа» произошли 26 мая. С 29 мая отмены полетов приобрели веерный характер. В авиакомпании задержки и отмены вылетов объясняли поздним возвратом с планового техобслуживания трех самолетов, а также увеличившимся пассажиропотоком в начале сезона отпусков.

Правообладатель иллюстрации Dmitry Petrochenko/TASS Image caption "ВИМ-Авиа" с января задерживает в среднем около 12% рейсов

У "ВИМ-Авиа" нет денег для продолжения работы, компания прекращает чартерные перевозки и вывоз пассажиров с курортов, сообщила Росавиация. Этому предшествовали задержки рейсов и возбуждение уголовного дела.

О том, что одна из крупнейших частных авиакомпаний России отказывается от выполнения чартерных рейсов, сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). В понедельник в ведомстве прошло совещание по ситуации в "ВИМ-Авиа".

Главная новость - авиакомпания приняла решение полностью прекратить чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха и вывоз их. Так сообщение Росавиации передает агентство Интерфакс.

Русская служба Би-би-си разбиралась, что происходит с одной из крупнейших российских авиакомпаний.

С чего все началось

В субботу в аэропорту Домодедово было задержано 15 рейсов "ВИМ-Авиа", в воскресенье задержки продолжились. В понедельник должно было вылететь 19 рейсов "ВИМ-Авиа". Но днем было отправлено только шесть - остальные либо отменены, либо задержаны.

На момент выпуска на онлайн-табло фигурировали восемь рейсов авиакомпании, из которых были отправлены только три. Из 20 рейсов "ВИМ-Авиа", которые должен был принять московский аэропорт, прибыл лишь один.

На онлайн-табло прилетов петербургского аэропорта Пулково только один рейс "ВИМ-Авиа" значится как прибывший, еще два отложены на несколько часов.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuyev/TASS Image caption С субботы были задержаны десятки рейсов "ВИМ-Авиа"

И одновременно стало известно, что следователи завели уголовное дело о мошенничестве в крупном размере "по факту хищения денежных средств пассажиров должностными лицами" авиакомпании.

Логика следствия такова: "ВИМ-Авиа" продолжала продавать билеты, хотя знала, что денег на оплату топлива в аэропорту уже не хватает.

Что известно о компании?

"ВИМ-Авиа" занимает десятое место по перевозке пассажиров в России, следует из данных Росавиации. Компания зарегистрирована в Татарстане, хотя и базируется в Домодедово, где занимает четвертое место по пассажиропотоку. Владелец компании - Рашид Мурсекаев.

Это не первый случай, когда компания массово задерживает рейсы. По данным статистики задержек регулярных и чартерных рейсов за август 2017 года, у "ВИМ Авиа" их было больше всех среди российских перевозчиков - 59.

Правда, за счет большого числа совершенных полетов процент задержек получился не самый большой - всего 12,3%. По данным генпрокуратуры, примерно такой же процент задержек сохраняется у "ВИМ-Авиа" с января 2017 года.

Сейчас чиновники решают, что делать с компанией и туристами. Днем туроператоров собирали в Ростуризме, а вечером прошло совещание в Росавиации.

Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего авиаотрасль, не стала комментировать возможные меры по спасению компании.

Представитель "ВИМ-Авиа" сообщила Би-би-си, что сейчас вместе с "финансовыми организациями, решившими поддержать авиаперевозчика" разрабатывается план урегулирования ситуации. Также представители "ВИМ-Авиа" ведут переговоры с партнерами, добавила она.

"В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации", - пояснила представитель "ВИМ-Авиа".

Совладелец компании позже выступил с более оптимистическим прогнозом и допустил возможность введения внешнего управления в "ВИМ-Авиа".

"Оборотные средства закончились и финансирование заморожено. В аэропортах обслуживание приостановлено. Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления", - сказал Мурсекаев.

Общее число пассажиров "ВИМ-авиа" с проданными билетами - 140 тысяч, сообщает издание The Bell со ссылкой на источник, участвовавший в совещании в Росавиации.

Правообладатель иллюстрации Mikhail Pochuev/TASS Image caption Следствие считает, что руководство "ВИМ-Авиа" похитило деньги пассажиров, продавая билеты на фоне проблем с оплатой топлива

Новый коллапс с "ВИМ-Авиа" произошел в конце туристического сезона и это смягчило последствия, сказал Русской службе Би-би-си гендиректор компании ICS Travel Group Дмитрий Шевченко. Его компания прекратила продавать новые турпакеты с перелетами самолетами "ВИМ-Авиа"и пытается договориться с "Уральскими авиалиниями" и компанией "Ямал".

Представитель Tez Tour Лариса Аханова сказала, что в рамках московской и региональной кампаний ее компания продала туристические пакеты с перелетами "ВИМ-Авиа" по 22 октября включительно. И в туркомпании рассчитывают на то, что все контрактные обязательства перевозчик выполнит в полном объеме "без существенных неудобств".

Почему задерживают рейсы?

Ранее Росавиация сообщила, что Домодедово отказалось обслуживать самолеты "ВИМ-Авиа" из-за долгов за топливо.

Длительные задержки вылетов регулярных и чартерных рейсов авиакомпании "ВИМ-Авиа" из аэропорта Домодедово связаны с неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями, цитировал заявление Росавиации Интерфакс.

О проблемах с заправкой топливом Би-би-си рассказал источник, близкий к авиакомпании и не уполномоченный давать комментарии прессе. По его словам, проблемы возникли не только в московском аэропорту Домодедово, но и в петербургском Пулково (в Пулково Би-би-си это не подтвердили).

О том, что у компании есть проблемы с соблюдением расписания, Би-би-си рассказали в холдинге "Базэл Аэро". Эта компания управляет аэропортами в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. "ВИМ-Авиа" в рамках летнего расписания ежедневно совершает один рейс из Краснодара и два из Сочи в Домодедово.

"В минувшие выходные все рейсы авиакомпании в аэропорты Краснодарского края были выполнены с задержками по причине позднего прибытия самолетов из Москвы. Максимальное время задержек рейсов составило девять часов", - сообщили в пресс-службе "Базэл Аэро".

Холдинг "Новапорт", управляющий аэропортами Новосибирска и Челябинска, комментировать ситуацию с "ВИМ-Авиа" отказался.

Проблемы с зарплатой?

У "ВИМ-Авиа" есть проблемы не только с соблюдением расписания рейсов. Татарская транспортная прокуратура в пятницу 23 сентября возбудила административные дела в отношении самой компании и ее руководителя в связи с задержками выплаты зарплаты. По данным прокуратуры, долги по выплате зарплаты в авиакомпании превысили 206 млн рублей.

Как рассказал Би-би-си источник, знакомый с ситуацией в авиакомпании, последний раз в середине августа сотрудникам выплатили половину зарплаты за июль.

При этом, по словам источника, задержки с зарплатой "в компании были всегда", и нынешняя ситуация еще не самая плохая - были ситуации, когда зарплату задерживали на полгода.

В "ВИМ-Авиа" ситуацию с зарплатами комментировать не стали.

Не сработала схема

Газета "Ведомости" пишет, что авиакомпания "много лет работает так: в зимний сезон копит долги, летом зарабатывает и отдает деньги". Об этом изданию на условиях анонимности рассказал менеджер крупного аэропорта. В этом году, по его словам, был провальный летний сезон, и схема не сработала.

В самой авиакомпании в субботу заявляли , что "временные трудности с расписанием" связаны с "традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов".

"ВИМ-авиа" будет поддерживать татарстанский бизнес, говорил "Ведомостям" источник, близкий к одной из сторон переговоров о спасении перевозчика. Однако в Казани опровергли предположения о том, что авиакомпания может ждать помощи оттуда.

"Ни правительство Татарстана, ни компания "Татнефть" отношения к обязательствам авиакомпании "ВИМ-Авиа" не имеют", - сказал Интерфаксу глава пресс-службы президента Татарстана Эдуард Хайруллин.

Что ждет пассажиров «ВИМ-Авиа»

26 сентября Росавиация провела экстренное совещание, посвященное проблеме. По информации ведомства, было «согласовано решение о выделении около 200 млн руб. из федерального бюджета следующего года для компенсации затрат авиакомпаниям, которые выполнят перевозку пассажиров на внутренних регулярных направлениях».

На встрече готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа» выразили семи авиакомпаний — это «Уральские авиалинии», «АйФлай», Red Wings, NordStar, «Икар», «Северный ветер» и «Якутия».

28 сентября министр транспорта Максим Соколов сообщил, что главной задачей сейчас является вывоз из-за рубежа тех клиентов «ВИМ-Авиа», отдых которых подошел к концу. Вторым в списке приоритетов он назвал выполнение регулярных рейсов на внутренних и международных линиях. Потом, по словам Соколова, можно приступить к выполнению чартерных рейсов, билеты на которые проданы, но дата вылета еще не наступила. «Последний пункт этого плана возможен только после того, как будут завершены вышеуказанные задачи», — он.

Что ждет руководителей компании

25 сентября Следственный комитет завел дело в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которых заподозрили в получении 1 млн руб. за счет реализации билетов, заведомо зная, что денег на исполнение обязательств по перевозке не хватит.


Александр Кочнев (Фото: Татьяна Белякова / ТАСС)

Вечером 27 сентября по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина дело перенаправили в главное управление СК по расследованию особо важных дел. В то же время стало известно, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его жена Светлана покинули Россию. По данным источника РБК, они в Стамбул.

28 сентября появилась информация, что Мурсекаеву заочное обвинение по той же ч. 4 ст. 159 УК РФ, максимальным наказанием по которой является лишение свободы на срок до десяти лет. «В том случае, если Мурсекаев не явится на допрос к следователю, то будет объявлен в федеральный розыск, а затем в международный», — сообщил РБК источник в СКР.

В этот же день Следственный комитет о задержании генерального директора авиакомпании Александра Кочнева и ее главного бухгалтера Екатерины Пантелеевой.