Сообщение аварийные ситуации на воздушном транспорте. Конспект урока " аварийные ситуации на воздушном транспорте". И аварийная эвакуация

СПБ ГУЗ «Детский санаторий –Реабилитационный центр «Детские Дюны»

Конспект урока основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе по теме « Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Подготовил и провел учитель

ОБЖ Парыгин В.И.

Тема «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Цель: Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности на воздушном транспорте, сформировать навыки поведения в случае возникновения аварийной ситуации на воздушно транспорте.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению на воздушном транспорте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по поведению на воздушно транспорте.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: вертолет, самолет, аэропорт, стюардесса (стюард), пилот, взлет, посадка, инструктаж, ремень безопасности, кислородная маска, разгерметизация.

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»; видео – фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих на воздушном транспорте; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»; рабочая тетрадь;

Формы работы на уроке: работа с доской, работа с книгой.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания, степени усвоения материала.

    Объяснение нового материала.

    Первичная проверка и закрепление знаний.

    Физкультминутка.

    Проверочный этап (игра)

    Подведение итогов урока.

На доске посередине – число, тема урока: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Ход урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка: показ слайдов и работа со словарем по теме «Транспорт, виды транспорта», «Водный транспорт» (1-4 слайд).

Вводное слово учителя:

Есть еще один вид транспорта, который мы с вами не изучали – воздушный транспорт. Какой вы знаете воздушный транспорт (Самолет , Вертолет) (Слайд 5, 6).

Сегодня тема нашего урока (пишу на доске) «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Запишите число, тему урока.

Место, где стоят самолеты, вертолеты называется аэродром , а место, куда приходят пассажиры, для того, чтоб сесть в самолет и улететь называется аэропорт .

В аэропорт вы приходите вместе со взрослыми, предъявляете билет (вопрос детям: что еще?) паспорт, сдаете тяжелые сумки в багаж и проходите через контроль в самолет. На борту вас встречает (кто) стюардесса (стюард), которая показывает вам ваше место, и вы ждете команды (кого) пилота для (чего) взлета. Когда самолет поднимается в небо - это называется взлет , а когда садится на землю-это посадка . Стюардесса проводит инструктаж. Во время взлета вам предлагают соки, воду, завтрак, обед. На борту самолета вы можете поесть, поспать, почитать, посмотреть фильм, воспользоваться туалетом. Запрещено курить, громко разговаривать, смеяться, вы будете мешать другим пассажирам. Аварии самолетов чаще всего случаются в момент взлета или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов находятся в зоне риска.

Любому пассажиру необходимо знать основные правила безопасности, как на земле, так и на борту авиалайнера. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Одна и опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона, то есть нарушение его непроницаемости для газов. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку (упражнения для глаз).

А сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда на борту самолета возник пожар (просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте откроем учебник на странице 73 и запишем в тетрадь правила поведения при пожаре в самолете.

Закрепление нового материала.

Давайте поиграем!

На столе лежат карточки с заданиями, каждый из вас выберет карточку и выполнит задание, которое там написано.

Задания:

1.Изобразите работу стюарда на борту авиалайнера (зачем нужен инструктаж);

2.Разгерметизация в салоне, покажите, как правильно надевать кислородную маску;

3.Аварийная посадка самолета, пристегните ремень безопасности (подложите подушку);

4.Подставить картинки к словам на доске;

5.Повтори правила поведения при пожаре в самолете.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

На уроке я узнал (а), что….

Урок мне понравился (не понравился), потому что….

Сообщение оценок и домашнего задания.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находив­шихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м упал «Боинг-747» с 258 пассажирами на борту, вместе с ними погибли 15 ме­ стных жителей города.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20% соответственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших разви­вается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов, экипажа воздушного судна.

По данным МЧС России, в 1996 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиационных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 232 и по­страдало 334 чел.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицин­ской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 - 113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.

Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, по­степенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г. Эти показатели в США составили соответст­венно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж + пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило: СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

    Спинку кресла приведите в вертикальное положение;

    Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;

    Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;

    Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии , т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

    Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;

    Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;

    Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;

    Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;

    Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

    Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;

    Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;

    Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.

Правила поведения Если вы попали в аварию:

    сохраняйте самообладание в любой ситуации;

    пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

    покиньте автомобиль только после полной его остановки;

    определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

    постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

    покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

    отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

    вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;

    при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;

    сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

    при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

    если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

    сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;

    пожар, взрыв, отравляющие газы;

    декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения Если в самолете возникла аварийная ситуация:

    быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;

    оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

    нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

    категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

    запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

    запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

    запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками. Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м. Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла. Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях. Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

    сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

    пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

    наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;

    воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то,

что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепен-

ное внимание, ЧС все же происходят.

ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с

высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого ко-

личества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкну-

том пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных

мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстро-

течностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте яв-

ляются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отрав-

ляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. По-

этому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их

возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находит-

ся на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять

безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на ко-

лени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара

они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не под-

нимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэро-

порта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, тро-

гать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

териалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядо-

витые, отравляющие, едкие вещества;

Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;__

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по

здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по

земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по

спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основ-



ные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия,

проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как

изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физиче-

ских усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков по-

крашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травми-

рованных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного

средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается рас-

стояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эва-

куации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на

трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса

во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного

средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является бы-

строе отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через не-

сколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не ме-

нее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю

одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации

для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой во-

ды, медикаментов, средств сигнализации.

Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год - более 100 млн пассажиров. В среднем ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Для сравнения: ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах - менее 2000 человек.

Статистика утверждает, что самолеты - самый безопасный вид транспорта. Однако для сотен тысяч жертв авиакатастроф это не утешение.

3 января 1994 г. в Иркутске разбился самолет Ту-154, выполнявший рейс Иркутск - Москва. Через 12 минут полета самолет упал в 11 километрах от взлетно-посадочной полосы. В одно мгновение погибли 125 человек.

В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Авиапроисшествия подразделяются на катастрофы, аварии и поломки. Под авиационной катастрофой понимается авиапроисшествне, повлекшее за собой гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная авария - происшествие, не приведшее к человеческим жертвам, но вызвавшее столь значительное разрушение самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиапроисшествия являются следствием так называемых особых ситуаций, снижающих уровень безопасности полета. Они могут возникнуть из-за отказа и неисправности отдельных элементов техники, воздействия неблагоприятных внешних условий (обледенение, молния и др.), недочетов в наземном обеспечении полетов, несоблюдения правил эксплуатации и пилотирования, нарушения устойчивости и прочности самолета.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы. ?

ошибки человека - 50-60%; ?

отказ техники - 15-30%; ?

воздействие внешней среды - 10-20%; ?

прочие (невыясненные) - 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей тер- ритории. По элементам полета они распределяются следующим ооразом: ?

взлет - 30%; ?

крейсерский полет - 18%; ?

заход на посадку - 16%; ?

посадка - 36%.

Как видно из приведенных данных, не менее половины авиапроисшествий случается из-за ошибок человека, в подавляющем большинстве случаев - членов экипажа. Пассажир терпящего катастрофу самолета, прежде всего, должен следовать указаниям экипажа. Перед полетом внимательно прослушайте предполетную инструкцию стюардессы, запомните, где находятся аварийные люки (чаще всего - в районе крыльев), как пользоваться кислородными масками.

Это пригодится, если авария произойдет на высоте свыше 3000 м.

Маску нужно одевать немедленно, как только вы услышите свистящий звук уходящего из салона воздуха. При малейших признаках тревоги сразу пристегнитесь ремнем. Лучше надеть верхнюю одежду - она может защитить вас от ожогов, если придется выбираться из горящего самолета. Выньте из карманов все твердые предметы, включая ключи, авторучки, зажигалки, снимите очки, галстук и т. д. Оптимальная поза при аварийной посадке: согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову необходимо положить на колени, если это не получается, то наклонить ее как можно ниже. Ноги надо поставить на пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло.

Кресло, стоящее впереди, можно использовать для принятия другой фиксированной позы: скрещенные руки положить на спинку кресла, голову прижать к рукам, ноги вытянуть и упереться поясницей в нижнюю часть спинки своего кресла. Обе позы надо принимать при пристегнутом ремне безопасности.

В моментудара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительной перегрузке. При большинстве аварий ее направление - вперед и, возможно, вниз.

Каждая пятая авария самолета сопровождается пожаром. Практический опыт показывает, что во время пожара за бортом у пассажира после приземления самолета будут одна-две минуты, чтобы покинуть салон. По данным Национального управления по безопасности перевозок США, более 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Главное при пожаре - после остановки самолета немедленно отправиться к ближайшему выходу. При этом: ?

защитите свою кожу - на вас должны быть пальто, шапка, плед; ?

не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пробирайтесь к выходу на четвереньках; ?

не стоите в толпе у выхода, если очередь не двигается, - помните, что есть дру" гие выходы; ?

не берите с собой ручную кладь - это может стоить вам жизни; ?

не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым; ?

не становитесь сами причиной пожара: на борту самолета с огнем надо обращаться так, будто вы едете в бензовозе. 9.4.

Аварии на водном транспорте

Анализ чрезвычайных ситуаций на самолетах выявил два опасных типа поиед

Еще по теме Аварии на авиационном транспорте:

  1. Винников В. В., Быкова Е. Д., Винников С. В.. Логистика на водном транспорте: Учебн. пособие для студентов и курсантов высших учебных заведений водного транспорта / Под общей ред. проф. В. В. Винникова. - Одесса: Фешкс - 222 с., 2004