Схема трамваев праги на русском. Транспорт в праге. Что включает общественный транспорт Праги

Прага – из тех городов, где пользоваться общественным транспортом удобнее, чем личным автомобилем. А пражский трамвай – это не только средство передвижения, а еще и один из городских символов, без которого улицы не были бы такими, какими мы их знаем. Эта статья познакомит вас с сетью трамваев чешской столицы и наиболее интересными маршрутами, а также расскажет о правилах пользования этим видом транспорта.

Общее описание сети

Сеть трамваев Праги – крупнейшая и старейшая в Чехии. Она плотно покрывает город, полотно и подвижной состав поддерживаются в идеальном состоянии, интервалы между трамваями довольно короткие – благодаря этому пражская сеть считается одной из лучших трамвайных систем мира. Общая длина рельсового полотна превышает 140 километров, суммарная протяженность маршрутов – более 500 километров, а количество самих трамваев – свыше 900. Ежегодно их услугами пользуются более 300 тысяч человек, что делает трамвай вторым по популярности видом публичного транспорта в Праге после, конечно, метро.

По состоянию на сентябрь 2017 года организованы 25 дневных маршрутов, один из которых, № 23, называют ностальгическим – он обслуживается старыми, немодернизированными моделями трамвая Tatra T3. Дневные маршруты пронумерованы от 1 до 26: отсутствует номер 19, который был отменен, потому что дублировал другие, более популярные линии. Интервал движения по будним дням составляет от четырех до 20 минут в зависимости от маршрута и времени суток. По выходным минимальное время ожидания – 7,5 минут.

Ночных маршрутов – девять. До апреля 2017 года они имели номера от 51 до 59, а потом были переименованы с 91 по 99. То есть 51-й стал 91-м, 52-й – 92-м и так далее. При этом популярный у туристов исторический маршрут № 91 был лишен своего номера в пользу ночной линии и стал 41-м. Большая часть ночных маршрутов с дневными не совпадает, а их сеть устроена по радиальному принципу: все они стартуют из одного места (остановка «Лазарска» в центре города), откуда расходятся по разным районам. Таким образом, «Лазарска» служит пересадочной остановкой, где можно сесть на любой из ночных трамваев. Также есть несколько точек, где сходятся по два ночных маршрута.

Ночные трамваи начинают работу в 20:00 в качестве дневных и примерно до полуночи длится процесс замещения. Когда последний дневной состав отправляется на ночлег, водители ночных меняют номера маршрутов на 91–99. Ходят они до 06:00.

Наконец, есть так называемый исторический маршрут, который мы уже упоминали – 41-й, бывший 91-й. Он обслуживается отреставрированным музейным составом образца 1920 года, который провезет вас по пути, наполненном достопримечательностями. Это не столько транспорт, сколько развлечение, поэтому график работы значительно отличается от обычных трамваев. 41-й ходит с марта по ноябрь только по выходным и праздничным дням. Время работы – с 12:00 до 17:00, интервал составляет около часа. Подробнее о нем мы поговорим позже, а пока вернемся на обыкновенные маршруты.

Как пользоваться трамваем в Праге

Трамваи, кроме 41-го, вместе с автобусами, метро и фуникулером входят в единую систему городского транспорта, которая управляется одной организацией. Поэтому не существует разделения билетов по видам транспорта, а есть общий квиток, который используется везде.

Билеты в чешской столице действуют не по количеству поездок, а по времени. За 24 кроны (чуть менее одного евро) вы приобретаете право пользоваться транспортом в течение получаса, за 32 – на протяжении полутора часов, за 110 можете кататься сутки, за 310 – трое суток. Для пенсионеров и детей – в два раза дешевле.

Срок отсчитывается не с момента покупки, а с момента, скажем так, компостирования – при первой поездке по купленному билету вы «пробиваете» его в специальном автомате, который пропечатает время начала действия. На эти данные будет ориентироваться контролер, который может проверить у вас оплату проезда. Если время действия истекло, а вам нужно ехать дальше, то чтобы не выходить, вы можете купить новый квиток с помощью СМС. В этом случае на ваш телефон придет билет в электронном виде. А обычные бумажные билетики продаются автоматами, которые есть на каждой остановке и станции метро. Пользоваться ими несложно, все понятно на интуитивном уровне. Заметим только, что эти аппараты не принимают бумажные деньги – исключительно монеты.

Если вы планируете находится в Праге долго и перемещаться по городу много, то экономически целесообразным может быть приобретение проездного на длительный срок (месяц, три месяца и так далее). Такой проездной компостировать не нужно, на нем уже будут указаны сроки начала и окончания действия. Но иметь при себе его обязательно. Продаются проездные не везде, а только на определенных станциях метро – например, на «Мустек», одной из центральных станций.

Как спланировать маршрут и выбрать правильный билет

Разумеется, в незнакомом городе вы знаете, сколько будет продолжаться поездка от точки А до точки Б. А знать это нужно, поскольку билет действителен в течение определенного срока. Тут у вас есть два варианта.

Во-первых, на каждой остановке висит табло, где подробно расписан каждый маршрут, который через эту остановку проходит. Указаны названия всех остановок и время езды до них. Таким образом, если ваш маршрут прост и не содержит пересадок, то на остановке вы можете рассчитать его продолжительность и купить соответствующий билет.

Во-вторых, на сайте организации, которая управляет транспортом, есть планировщик маршрута. Он покажет, какими трамваями вам нужно пользоваться, чтобы доехать куда надо, а также сколько времени этой займет. Чтобы получить ответ на эти вопросы, нужно заполнить несколько полей: откуда (From), куда (To), желаемые промежуточные точки (Via), дата (Date) и время (Time). Рядом с полем времени есть слова «departure» (отъезд) и «arrival» (прибытие) – выбрав одно из них с помощью точки, вы отметите, к чему относится указанное время – к началу вашей поездки или к приезду на место.

В графы «откуда», «куда» и «через» нужно вписать название городской локации – например, ваш отель или искомая достопримечательность. Если вы в не ориентируетесь в местных названиях, но знаете, где находитесь, то выбрать места можно на карте – для этого откройте ссылку «Map», расположенную справа от каждого из этих трех полей.

Когда все поля заполнены, жмите «search» – и система выдаст вам варианты маршрутов, где будут указаны все необходимые вам трамваи и другой транспорт. Вы узнаете, где на них садиться, сколько каждый их них едет, во сколько прибывает на нужные вам остановки и так далее. Каждый из предложенных вариантов можно подробно рассмотреть на карте и даже скачать.

№ 41, ранее известный как 91. Этот трамвай проезжает сквозь городской центр, и его называют музейным, ностальгическим, историческим. Дело не только в маршруте, на котором расположено множество достопримечательностей, но и в самом подвижном составе. Он состоит из двух вагонов, которые впервые начали курсировать по пражским улицам 1920 году. В 1944 трамвай попал в аварию и был отремонтирован, после чего работал до 1992 года. В 2000 изношенный состав восстановили, вернули исконный вид и вновь поставили на рельсы.

Поскольку вмещает он всего 45 человек и пользуется большой популярностью, то лучше садиться на одной из первых остановок, в идеале – на самой первой. Он стартует от Vozovna Střešovice, где также находится музей общественного транспорта, по которому можно погулять в ожидании 41-го.
Оттуда вы сможете доехать до Пражского Града – знаменитой крепости, которая сегодня является целым комплексом достопримечательностей и обязательно входит в программу любого туриста.

Еще одна остановка – Королевский сад и расположенный на его территории дворец Бельведер, построенный в стиле итальянского Возрождения.
Трамвай останавливается на Малостранской и Вацлавской площадях – локациях, плотно застроенных историческими зданиями, памятниками, дворцами.


На 41-м также можно добраться до Национального театра и дворца Велетржни. Даже если вы не собираетесь в оперу, то театральное здание все равно достойно вашего внимания как отличный образец изысканного итальянского неоренессанса. А во дворце Велетржни размещен Музей современного искусства, где выставлены работы Пикассо и многих прославленных его коллег по цеху.

Конечная остановка – Выставиште. Это выставочный район, где расположены музыкальные фонтаны, океанариум, луна-парк и прочие интересные объекты.
Обычный взрослый билет на музейный маршрут стоит 35 крон, для детей младше 15 лет – 20. Также 20 крон нужно будет заплатить за коляску с ребенком и человека в инвалидном кресле, столько же платят пожилые люди старше 70 лет.

№ 23. Этот ностальгический маршрут запустили в марте 2017 года, а до 2014 года номер принадлежал обычному дневному маршруту, который отменили, чтобы улучшить работу № 22. По этой линии курсируют Tatra T3 – вагоны чешского производства, которые изготавливались с 1960 года по 1999 и известны жителям не только Чехии, но и других стран бывшего соцлагеря, в том числе и СССР. Где-то их модернизировали, где-то сняли с маршрутов, и теперь исключительно в Праге можно проехать в оригинальном Tatra T3.

Они получили вид в стиле восьмидесятых годов: пластиковые сиденья прежнего образца, массивные громкоговорители, объявления остановок, шрифт информационных надписей – все из прошлого. Едет 23-й по историческому центру – от остановки «Краловка» до района Винограды – и проезжает возле Пражского Града и других туристических мест.

№ 23 – это полноценный дневной маршрут, так что ходит он круглый год и оплачивается обычными билетами по обычной системе.

Из обыкновенных маршрутов самыми интересными считаются №№ 9 и 22. По ним ходят современные трамваи, из окон которых вы сможете увидеть много старинных зданий центра.
Даже если вам никуда особенно не надо ехать, выделите время на то, чтобы покататься на пражском трамвае – без этой детали паззл вашего впечатления о городе не сложится до конца.


Трамвайная сеть в Праги – самая крупная сеть трамваев в Чехии. Протяженность всех путей превышает 141 километр, протяженность маршрутов 548 км. С 1 сентября 2012 года в Праге действует 31 линия, из них: 21 линия дневного транспорта, 9 линий ночной транспорта и 1 маршрут исторического трамвая. Дневные маршруты имеют нумерацию с 1 по 26, при этом маршруты 13, 15, 19, 21, 23, 36 были ликвидированы. Ночные маршруты с 51 по 59. Ностальгический маршрут имеет номер 91.

Трамвайная сеть в год перевозит около 350 миллионов пассажиров. Для этого в Праге используется 7 трамвайных депо для основного пассажирского транспорта, обслуживающих в сумме 980 вагонов: Vozovna Motol – 118 вагонов, Vozovna Hloubětín – 127 вагонов, Vozovna Žižkov – 128 вагонов, Vozovna Kobylisy и Vozovna Strašnice – по 142 вагона в каждом, Vozovna Pankrác – 150 вагонов, Vozovna Vokovice – 173 вагона. Также есть еще одно депо – Vozovna Střešovice. Он используется для музейных экспонатов и служебных вагонов. Обслуживает это депо ностальгический маршрут № 91. Пражский электрический трамвай использует постоянный ток с напряжением 600 вольт.

Все трамваи, как и любой другой общественный транспорт, ходит строго по расписанию. Расписание каждого маршрута указано на его остановке. При этом указываются все остановки от начального пункта, до конечного. Остановка данного места отправления выделена другим шрифтом. Рядом с каждой последующей станцией указано время, через сколько минут трамвай будет на той ли иной остановке. Расписание движения трамваев в будние и выходные дни может различаться. К примеру, в таблице расписания могут находиться графы движения по дням недели: понедельник – четверг, пятница, суббота и воскресенье; либо, например: понедельник – суббота, воскресенье. Напротив каждого часа указаны минуты отправления. Там где рядом с минутами указан значок инвалида, это означает, что трамвай пригоден для перевозки инвалидов, подножка трамвая низкая, не имеет ступенек; в трамвай можно заехать на инвалидной коляске сразу с перрона, также в трамвае имеется место для установки и крепления инвалидного кресла с пассажиром. Не все трамваи имеют возможность перевозки инвалидов, но те, которые такую возможность имеют – ходят довольно часто. Если на стенде лист с расписанием желтого цвета, это означает, расписание временное. На некоторых остановках есть электронное табло, которое показывает, сколько минут осталось до прибытия конкретного номера трамвая.

Дневной трамвая начинает свою работу в 04.30, постепенно заменяя на маршруте ночные трамваи. Заканчивает свою работу в 0.00 часов. Интервал движения в рабочее время утром и вечером в среднем равен 8 минутам, днем 10 минут. В выходные и праздничные дни на различных маршрутах от 7,5 до 15 минут. С 1 сентября 2012 года имеет 21 линию. Ранее было немного больше. С этого времени в трамвайную сеть были внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию городского транспорта. Маршруты 3, 9, 11, 17 и 22 являются основными трамвайными маршрутами. Иногда на схемах их выделяют более жирным шрифтом.

Маршруты движения дневных трамваев

Конечные станции Примечание
1 Petřiny – Spojovací
2 Petřiny – Podbaba
3 Levského – Kobylisy
4 Kotlařka – Kubánské náměstí В будние дни время движения сокращено до 20:00.
5 Divoká Šárka – Černokostelecká
6 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží – Spořilov В будние дни время движения сокращено до 20:00. Основной участок Smíchovské nádraží – Spořilov, но утром и вечером в будние дни маршрут от станции Smíchovské nádraží продлевается до Sídliště Barrandov.
7 Radlická – Ústřední dílny DP По выходным, а также в вечернее время до станции Ústřední dílny DP трамваи идут через один. Каждый второй трамвай не доходит всего одну остановку, конечный пункт у таких трамваев Černokostelecká.
8 Podbaba – Starý Hloubětín
9 Sídliště Řepy – Spojovací
10 Sídliště Řepy – Sídliště Ďáblice
11 Spořilov – Olšanské hřbitovy
12 Sídliště Barrandov – Palmovka
13 Sídliště Barrandov – Smíchovské nádraží Работал только в будние дни в часы пик. С 27.11.2009 отменен.
14 Sídliště Barrandov – Ortenovo náměstí
15 Špejchar – Vysočanská С 1 сентября 2012 отменен.
16 Kotlařka – Sídliště Řepy – Lehovec В будние дни утром и вчером маршрут от Sídliště Řepy продлевается до Kotlařka.
17 Levského – Vozovna Kobylysy Между станциями Výstaviště и Vozovna Kobylysy интервалы в два раза больше, чем на отрезке Levského – Výstaviště, поскольку эта часть менее загружена.
18 Petřiny – Vozovna Pankrác
19 Lehovec – Nádraží Strašnice С 1 сентября 2012 отменен.
20 Divoká Šárka – Sídliště Barrandov
21 Národní třída – Nádraží Braník С 1 сентября 2012 отменен.
22 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
23 Kubánské náměstí – Malovanka В 2007 году отменен.
24 Kubánské náměstí – Ortenovo náměstí
25 Lehovec – Vypich
26 Divoká Šárka – Nádraží Hostivař
36 Divoká Šárka – Špejchar С 1 сентября 2012 отменен.

Ночной трамвай работает с 0.30 до 04.30 часов. Такие трамваи из депо выезжают постепенно, в период с 20.00 до 22.30. Свою работу они начинают на маршрутах как дневные трамваи, постепенно заменяя те, которые уходят в депо. Вновь выехавшие трамваи до 0.00 часов работают совместно с теми вагонам, которые обслуживают дневные маршруты, называемые в Праге полуночными трамваями. Приблизительно в 0.00 часов приезжая на конечную станцию водитель трамвая меняет номер маршрута. Таким образом, трамвай на конечной остановке из дневного маршрута «превращается» в ночной. Вагон, выехавший для обслуживания ночных маршрутов отправляется обратно в депо в 5.00 – 6.00 часов утра.

Ночью город обслуживают девять линий, номера с 51 по 59. Не смотря на то, что количество линий на много меньше, чем дневных, ночные линии более длинные, охватывают практически любые точки города. Ночные маршруты не повторяют дневных. Лишь два маршрута частично совпадают с дневными линиями. Интервал движения каждого номера составляет ровно 30 минут. Интервал нельзя назвать большим, поскольку на некоторых станциях проходят более чем один маршрут и, таким образом, интервал между трамваями на станции может сокращаться до 8-17 минут.

В центре города на станции Лазарска (чеш. Lazarská) съезжаются все ночные маршруты трамваев, поэтому здесь можно сделать пересадку на нужный маршрут и добраться в любую точку Праги даже ночью. Также, есть еще несколько пересадочных пунктов, где пересекаются несколько маршрутов. В расписании линии ночного трамвая отмечаются темным цветом.

Маршруты движения ночных трамваев

Конечные станции Примечание
51 Divoká Šárka – Nádraží Strašnice
52 Lehovec – Sídliště Modřany
53 Sídliště Ďáblice – Vozovna Pankrác
54 Lehovec – Sídliště Barrandov
55 Vozovna Kobylisy – Ústřední dílny DP
56 Petřiny – Spořilov
57 Bílá Hora – Nádraží Hostivař
58 Spojovací – Sídliště Řepy
59 Sídliště Řepy – Nádraží Hostivař

Кроме дневных маршрутов 1 – 26 могут время от времени днем ходить трамваи с номерами 27 – 50. Трамваи с такими номерами – временные маршруты. Вводятся они на время ремонтных работ. Например, одно время по городу курсировал трамвай с номером 36. Данный маршрут был необходим в связи со строительством автомобильного туннеля не далеко от стадиона Спарта. Маршрут № 36 был продолжение прерванного маршрута № 26 в связи со строительными работами.

Ностальгический (исторический) трамвай

В теплое время года в Праге ходит исторический трамвай. Его еще называют ностальгическим. Это специальный старинный трамвай. По городу ходит несколько двойных вагонов музейного трамвая. Маршрут № 91, конечные станции Vozovna Střešovice – Výstaviště. Стоимость проезда немного выше чем на других видах транспорта. Здесь выдается специальный билет. Пересадки не предусмотрены, билет действителен только до ближайшей конечной станции. Музейный трамвай обслуживается специальное депо – Vozovna Střešovice. Всего в депо имеется 77 вагонов исторического трамвая. Музейный трамвай курсирует только в выходные дни с 12 до 18 часов с интервалом движения 1 час в период с апреля по октябрь.

Немного истории

Первый трамвай в Праге был пущен 23 сентября 1875 года. Это было конно-рельсовая дорога, в народе называемая «конка». Маршрут первого конного трамвая был «Карлин – Национальный театр» (чеш. Karlín – Národní divadlo). Постепенно дорога продлевалась и к 1883 году вся сеть достигала 19,43 километра.

В 1891 году в Праге пошел первый электрический трамвай. Первая линия электрического трамвая проходила на Летной (чеш. Letná). Это была заслуга инженера Франтишек Кржижик (чеш. František Křižík). 19 марта 1896 года благодаря ему была открыта еще одна линия, которая проходила с нынешнего района Florenc, к районам Либень (чеш. Libeň) и Высочаны (чеш. Vysočany). На следующий год появляется новая линия, уже в области Праги. Маршрут был Смихов – Коширже (чеш. Smíchov – Košíře) и называлась эта линия Главачковой электрической дорогой. В 1898 году открывается еще один маршрут, протяженностью 5,8 км. Прага – Винограды (чеш. Královské Vinohrady), носила имя конечной станции – Královské Vinohrady. Постепенно появилась возможность перевозить жителей пригорода Праги. В 1898 году конку перекупило электрическое предприятие города и постепенно началась реконструкция для перевода линий на электрическую тягу, которая закончилась в 1905 году. Таким образом, образовалось предприятие, которое теперь называется АО «Пассажирское предприятие столицы Праги». Последний электрифицированный маршрут был закончен на Карловом мосту. Там он проработал до 1908 года.

Трамвайные вагоны завода Tatra в различных модификациях. Почти все имеют двери с выходом на обе стороны

Сейчас весь парк трамваев в Праге в основном составляют вагоны завода Tatra в различных модификациях. Не так давно

Пражский городской транспорт является отлаженной системой, в которой стоит изначально разобраться, чтобы затем без проблем путешествовать по всему городу. В столице Чехии можно ездить на фуникулере, автобусе и метро, но самым удобным видом транспорта является трамвай, с помощью которого можно добраться до нужного вам места из любой точки города. Главное - четко запомнить схему трамваев Праги и их расписание, и тогда все ваши поездки непременно будут удачными.

История пражского трамвая

Протяженность пражских составляет около 500 км. Однако, перед тем как подробно изучать схемы трамваев Праги на русском языке, стоит окунуться в историю этого вида транспорта.

Впервые вагон по коллеям начал начал свое, тогда еще крайне медлительное движение, 23 сентября 1874 года, причем ехал он благодаря запряженной лошади, которая везла пассажиров по маршруту "Карлин-Национальный театр". Затем в 1876 году рельсы были проложены через мост к Смиховскому вокзалу, а через год длина маршрутов уже составляла 20 км, но трамваи, по-прежнему, приводились в движение лошадьми.

Первый же электрический трамвай был запущен в движение в 1891 году. А затем развитие трамваев Праги пошло стремительным путем - строились новые маршруты, на рельсы выходили новые трамваи, пассажиров становилось все больше, и в итоге, на сегодняшний день в трамвайном парке имеется около 1000 вагонов двух марок Skoda и Tatra.

Билеты на трамвай

Также, перед подробным изучением схемы трамваев Праги на русском либо чешском языке, необходимо разобраться с приобретением билета на этот вид транспорта. Собственно, в столице Чехии действует единая транспортная система, поэтому здесь покупается единый билет (jízdenka) сразу на трамвай, автобус, метро и фуникулер до Петршина. Расстояние и вид транспорта при его покупке роли совершенно не играют, важно лишь время, которое вы будете проводить в трамвае. Поэтому, исходя из того, сколько вы планируете ездить по Праге, можно купить такие виды билетов:

  • обычный на 90 минут, который для взрослых стоит 32 чешские кроны, а для детей и пенсионеров - 16 чешских крон;
  • получасовой на 30 минут, который для взрослых стоит 24 чешские кроны, а детей и пенсионеров - 12 чешских крон;
  • суточный на 24 часа, который для взрослых стоит 110 чешских крон, а для детей да пенсионеров - 55 чешских крон;
  • трехсуточный на 72 часа стоит для всех без исключения 310 чешских крон.

Проездные на трамвай

Если же вы планируете задержаться в городе подольше, то лучше купить проездной в Праге, который позволит существенно сэкономить и не думать о том, что срок действия билета вот-вот закончится. Всего существует несколько видов проездных, которые, опять-таки, различаются исключительно временем использования:

  • месячный проездной действует в течении 30 дней и стоит для взрослых 550 крон, детей и студентов - 260 крон, пенсионеров - 250 крон;
  • квартальный проездной действует в течении 90 дней и стоит для взрослых 1480 крон, детей и студентов - 720 крон, пенсионеров - 660 крон;
  • пятимесячный проездной действует в течении 150 дней и стоит для взрослых 2450 крон, детей и студентов - 1200 крон, пенсионеров - 1100 крон;
  • десятимесячный проездной действует в течении 300 дней и его можно купить только для детей и студентов, отдав 2400 крон;
  • годовой проездной действует целый год с момента покупки и стоит для всех одинаково - 3650 чешских крон.

Где купить билет или проездной

Также, перед подробным изучением схемы трамваев Праги на русском либо чешском языке, необходимо разобраться с тем, где же можно приобрести документ, подтверждающий право на проезд. Собственно, вариантов здесь очень много.

  1. Зная точную цену билета, можно купить его в автомате, расположенном на остановке либо станции метро, расплатившись либо монетами, либо банковскими карточками.
  2. В любых киосках, где продают газеты и сигареты, так как там сидят опытные продавцы, которые могут спокойно объясняться с иностранцами.
  3. Если у вас есть чешская сим-карта, можно отправить смс на номер 90206, где можно забронировать себе получасовой билет, набрав сообщение DPT24, обычный - DPT32, суточный - DPT100.
  4. Если у вас есть смартфон, но нет чешской сим-карты, можно зарезервировать себе билет с помощью приложения Sejf, которое можно бесплатно скачать с iTunes либо Google play.
  5. Кроме того, можно купить билет на трамвай прямо у водителя этого трамвая, однако, в таком случае вам придется заплатить более крупную сумму.

Расписание трамваев

Не нужно паниковать, что вы можете запутаться в схеме трамваев Праги и случайно сесть не на тот маршрут либо долго ждать трамвая на остановке. Во избежание подобных неприятностей, для туристов, гостей и жителей города в открытом доступе вывешивают всю необходимую информацию о транспортных маршрутах. О времени и следовании определенного трамвая можно узнать на любой где вывешена схема его маршрута и точное время прибытия, как на эту остановку, так и на конечную станцию.

А вот в том случае, если вы не знаете, какой номер трамвая вам нужен, можно зайти на сайт Министерства транспорта Чехии, и там в специальном разделе "Расписание пассажирского транспорта" нужно будет просто ввести название начальной остановки, которая расположена возле вас, и конечной остановки, а также заполнить время прибытия в место назначения либо время отбытия. И в итоге на сайте вам будет выдана вся необходимая информация о номере трамвая, на котором вам можно будет туда подъехать, времени поездки, возможных пересадках и расстоянии в километрах.

Дневные трамваи

В соответствии со схемой движения трамваев в Праге, в городе с половины пятого утра и до полуночи они курсируют по 24-м маршрутам. Обычно время ожидания дневного трамвая не превышает пяти минут, поэтому не стоит переживать, если вы прибыли на остановку тогда, когда трамвай уже ушел, ведь следующего ждать придется совсем не долго. Главное, нужно внимательно смотреть на его номер, так как через одну остановку всегда проходит 2-3 маршрута, а иногда и больше.

Также важно читать информацию на стендах остановки, так как там могут сообщить об изменении маршрута, что бывает связано или с праздниками, или с ремонтами путей. К тому же следует помнить, что расписание трамваев может отличаться в будние и выходные дни, так что в ожидании своего транспортного средства обязательно прочитайте всю информацию на листочках на остановке, чтобы не попасть впросак.

Ночные трамваи

Согласно схеме маршрутов трамваев Праги, ночью пассажиров перевозят трамваи с номерами 51-59, которые выезжают из депо в 20.00-22.30 и затем ездят по своим маршрутам до 4.30. Важно помнить, что пути ночных трамваев совпадают с дневными лишь на паре маршрутов, в основном же они совершенно различны.

Однако все трамвайные вагоны в конце-концов прибывают на конечную станцию "Лазарска" (на чешском - Lazarská), расположенную в центре города, откуда пассажиры могут пересесть на любой другой трамвайный или автобусный маршрут, чтобы приехать туда, куда ему следует.

Также в столице Чехии есть еще несколько остановок, где можно будет выйти из трамвая ночью, чтобы пересесть на другое транспортное средство, главное - узнать об этом заранее или же просто подсмотреть по схеме ночных трамваев, которая висит на каждой остановке. Тем более, что сориентироваться, где проходит маршрут ночных трамваев совсем не сложно, так как они выделены черным цветом.

Схема движения трамвая 22 в Праге

Одним из самых популярных пражских маршрутов является путь трамвая 22, который позволяет осуществить полноценную экскурсию по городу. Ездит он с интервалом 5-10 минут, так что каждый турист, взяв единый билет, может спокойно проехаться по этому маршруту, выходя на любых остановках, чтобы полюбоваться на пражские достопримечательности. Затем можно снова сесть в следующий трамвай и поехать дальше. По этому маршруту особенно следует выделить остановки:

  • Narodni Trida, возле которой расположено множество отелей и ресторанов;
  • Narodni Divadlo, позволяющую увидеть и посетить Национальный пражский театр и уютное кафе "Славия" на противоположном берегу реки, к которому можно приплыть на пароме;
  • Ujezd особенно выделяется в схеме трамвая 22 в Праге, так как выйдя здесь, можно полюбоваться на парк, посмотреть на бронзовый монумент, возведенный в честь жертв коммунизма, а также пересесть на фуникулер к Петршиному холму;
  • Hellichova, позволяющая оценить красоту церкви Марии Победоносной;
  • Malostranska, рядом с которой расположен величественный Карлов мост и вход в прекрасные сады Валленштейн;
  • Kralovsky Letohradek, через дорогу от которой возвышается чудесный Летний королевский дворец, окруженный Королевским садом;
  • Prazsky Hrad, которая знаменательна расположенным рядом с ней замком "Пражский град", где можно провести несколько часов, любуясь на его красоту;
  • Brusnice, откуда можно посмотреть на удивительный район Праги "Новый свет", который изумляет мощенными улочками и небольшими домиками.

Туристическо-исторический трамвай 91

Отдельно в схеме трамваев Праги выделяется маршрут 91, который обслуживается депо Vozovna Střešovice, расположенное на конечной остановке трамвая. Приехав туда, туристы могут зайти в Музей общественного транспорта, расположенный прямо в этом депо, где они смогут побольше узнать о том, как развивались пассажирские перевозки в Праге, как изменялся и совершенствовался транспорт, и как городская трамвайная сеть стала такой, какой она есть.

Но не только музеем любопытен этот трамвайный маршрут. Здесь интересен сам трамвай, курсирующий по нему, ибо он сделан в точности, как самые старинные трамваи, внутри полностью отделан деревом и движется очень медленно, что позволяет, сидя на своем месте, разглядеть пражские улочки во всей их красе.

Да что там улочки, согласно схеме маршрутов трамваев Праги, это транспортное средство проедет мимо таких достопримечательностей, как крепость "Пражский град", Королевский сад, Бельведер, Вацлавскую и Малостранскую площади, Национальный театр, дворец Велетржни, комплекс Выштавите и Площадь республики. Единственное, билет для поездки в таком трамвае придется покупать напрямую у его кондуктора и выложить за него 35 чешских крон.

Маршрут трамвая 23

Однако, если вы внимательно посмотрите на схему трамваев Праги с остановками, то заметите, что множество достопримечательностей с экскурсионного трамвая 91 можно увидеть из окон трамвая № 23. Этот маршрут был запущен в марте 2017 года, трамваи по нем ездят не современные, а сделанные "под старину", что особенно заметно по громоздким громкоговорителям.

Однако поездка в нем осуществляется по стандартным билетам, так что здесь можно будет ощутить дух старинной Праги, посмотреть на достопримечательности города и, при этом, не переплатить. Проходит этот маршрут по историческому центру города, беря свое начало с остановки Краловка, а затем трамвай едет через Малостранскую и Карловскую площадь, Национальный театр и площадь Павлова, заканчивая курсирование остановкой Звонарка.

Туристу на заметку

Приезжая в столицу Чехии, важно не только усвоить все о схеме трамваев Праги, но и запомнить несколько важных нюансов поездок в них:

  1. В Праге не имеет значения, является ли человек туристом или коренным жителем, но если контролер поймает его, едущим "зайцем" в трамвае, то он будет оштрафован на 500 чешских крон.
  2. Дети до 7 лет и пенсионеры старше 70 лет могут ездить в трамваях совершенно бесплатно
  3. Билет считается действительным после того, как его прокомпостируешь в компостере при входе в трамвай, чтобы там отобразилось число и время посадки, а затем можно спокойно пересаживаться на любые другие трамваи, следя за временем, чтобы не превысить тот лимит, на который покупался билет.

Чтобы не запутаться в трамвайных маршрутах, можно купить в Информационном центре карту "Едем по Праге", где подробно расписаны все маршруты дневных и ночных трамваев, а также их время работы и интервалы между курсированием.

Пражский трамвай

Очень важно при приезде в другую страну уметь правильно воспользоваться общественным транспортом. Поэтому давайте выясним основные моменты использования транспорта в Праге.

  • Билеты имеют временное ограничение, а от расстояния цена не зависит. При входе в транспорт вы компостируете билет и на него ставится время. От этого времени и отсчитывается срок действия билета. Если за одну поездку время действия билета не израсходовано, то можно воспользоваться им для следующей поездки.
  • Купленными билетами можно воспользоваться для поездки в метро, автобусе, трамвае, а также для подъема на на Петршинский холм (Petřín) .
  • В Праге отсутствуют кондуктора и турникеты. Билеты проверяются «странствующими» группами контроллеров, в метро сопровождаемые полицейскими.
  • Имеются остановки, на которых можно выйти, заранее нажав на кнопку «STOP»
  • В Праге имеются ночные маршруты общественного наземного транспорта. Обычно они выделены на остановках черным цветом.
  • Транспорт в Чехии, в отличие от России, работает точно по расписанию. Расписание общественного транспорта можно посмотреть в интернете или на остановке.
  • Льготный проезд для детей младше 14 лет. Для ребенка старше 10 лет необходим документ для подтверждения его возраста.
  • В Праге имеется очень удобная возможность покупки билетов на общественный транспорт посредством СМС (при наличии чешской симкарты).
  • Проезд для детей 5 лет включительно бесплатен. Коляска с ребенком провозится бесплатно, без ребенка считается багажом.

Безбилетный проезд

Если вас поймает без билета в общественном транспорте, вам придется заплатить штраф в размере 800 крон. При просрочке платежа на 15 дней, его сумма возрастет до 1500 крон.

Стоимость проезда

Билеты Взрослый Льготный (детский, для пожилых) Покупка при помощи СМС
Стандартный/90 минут 32 Kč 16 Kč да
Кратковременный/ 30 минут 24 Kč 12 Kč да
24 часа/1 сутки 110 Kč 55 Kč да
72 часа/3 суток 310 Kč да
Месяц/30 суток 670 Kč

Туристам наиболее выгодно покупать билеты на день и на 3 дня. Они начинают действовать с момента их компостирования и позволяют не думать о времени поездки.


Билеты на общественный транспорт в Праге

Где покупать билеты в Праге?

  • В небольших киосках, торгующих газетами, сигаретами и печатной продукцией. Обычно расположены возле станций метро.
  • В желтых терминалах можно купить билеты за монеты. Расположены они на остановках общественного транспорта и станциях метро.
  • В информационных центрах в аэропорту и на вокзалах.
  • На данной странице можно найти адреса и время работы пунктов по продаже билетов.

Время работы общественного транспорта

Метро

Метро в Праге работает ежедневно с 5:00 до 24:00

Интервалы между поездами: 4-10 минут

В часы пик: 2-4 минуты

Трамваи

Трамваи в Праге работают с 5:00 до 0:30

Интервалы 5-20 минут, в часы пик 4-8 минут

Ночной график с 0:30 до 5:00

Интервалы по ночному графику 30 минут

Фуникулер

Фуникулер на Петржинский холм работает ежедневно с 9:00 до 23:00

Интервалы летом 10 минут, зимой 15 минут

Пражский фуникулер является одной из достопримечательностей Чехии. Подробнее про него можно прочитать .

Автобусы

Ежедневно с 4:30 до 0:30

Интервалы в часы пик 6-8 минут, в обычное время 15-20 минут

Разберем основные виды билетов на метро, автобусы, трамваи в Праге, тарифы и карту транспорта. Как платить в транспорте, сколько действуют проездные, где покупать. Выясним как сэкономить на билетах и проездных.

Общественный транспорт Праги

Городской транспорт в Праге - это единая, хорошо отлаженная система. Пользоваться им удобно как пражанам, так и туристам, приехавшим столицу. Если ваша гостиница не в центре, то не стоит огорчаться, так как городской транспорт охватывает даже самые отдаленные районы города и работает круглосуточно. В «пиковое время» его количество существенно возрастает, поэтому никакой давки нет. Расписание висит на каждой остановке, можно посмотреть его и в интернете.

Общественный транспорт Праги – это метро, трамваи, автобусы, фуникулёр. В своей статье я расскажу вам как пользоваться городским транспортом, какие и где купить проездные, где смотреть расписание.

Билеты на городской транспорт

Приобретённый билет (jízdenka) распространяется на все вида транспорта: автобус, трамвай, фуникулёр на Петршин. Ограничен он только по времени, расстояние роли не играет. Компостируется билет только 1 раз в начале маршрута. Пересадки с одного вида транспорта на другой осуществляются по единому билету.

Стоимость билетов

  • 30 мин. – 24 Kč; билет для детей до 15 лет – 12 Kč;
  • 90 мин. (самый нужный билет) – 32 Kč; билет для детей до 15 лет – 16 Kč;
  • на 24 часа – 110 Kč; билет для детей до 15 лет – 55 Kč;
  • на 72 часа – 310 Kč; детского билета нет;
  • дети до 5 лет включительно ездят бесплатно.

Актуальную информацию по ценам на билеты смотрите .

  • В автомате остановке или станции метро. Главное запомните цену нужного вам билета. Автоматы принимают монеты, а многие и пластиковые карты.
  • В киосках-трафиках, где продают газеты, сигареты и т.п. Продавцы там люди опытные, объясняться с иностранцами умеют.
  • По телефону, послав SMS на номер 90206, если у вас чешская симка.
    Чтобы оплатить 30-минутный проезд надо отправить текст DPT24,
    90-минутный – DPT32,
    DPT100 – на 24 часа.
    Необходимая сумма снимется с телефонного счета, а вам придёт ответ – это будет электронная версия билета.
  • При помощи приложения sejf (кроме льготных билетов), которое можно бесплатно скачать на Google play или iTunes. Пополнить кошелек можно с банковской карты, безналичным переводом или вкладом в банк, который предложит приложение. Через смартфон электронный билет можно купить без наличия чешской симкарты.

Какие билеты удобны для туристов?

Если планируете быть в Праге более недели и часто пользоваться транспортом, то купите месячный купон на 30 дней за 670 Kč . Действует он со дня покупки, и его не надо компостировать. Билет не именной, поэтому можно давать его кому-нибудь, если вам в это время не нужен. Адреса, где можно купить купон на 30 дней, смотрите (колонка: Prodej klouzavýc“ papírových kupónů).

Дешевле всего ездить на транспорте по Праге по именной пластиковой карте Lítačka – 550 Kč , но ее ещё надо получить. Такую карту можете заказать по интернету или попросить друзей оформить, срок изготовления карты – 2-3 недели. Заводить её имеет смысл только частым гостям Праги. Подробнее .

Расписание транспорта Праги

Расписание автобусов, трамваев вы найдёте на всех остановках, и самое главное – весь городской транспорт четко его придерживается! Так что вы будете наверняка знать, сколько вам еще ожидать.

Расписание присутствует и в Интернете. Надо зайти на сайт Министерства транспорта Чехии (DPP) с расписанием пассажирского транспорта . Там заполняете начальную и конечную остановки, время отъезда или прибытия. Нажимаете кнопку HLEDAT и смотрите предложенные варианты маршрутов, необходимые пересадки, время в пути, расстояние в километрах и стоимость билета для проезда.

Часы работы городского транспорта

  • Трамваи: дневные 04:30 – 00:30; ночные 00:30 – 04:30 (с интервалом 30 минут).
  • : 05.00 – 24:00. Три его линии покрывают большую часть Праги, кроме того, это самый лучший и быстрый из способов передвижения по городу. Поезда прибывают на станцию с частотой 2-3 мин., а по выходным – 5-10 минут.
  • Автобусы: дневные 04:30 – 00:30; ночные 00:30 – 04:30 (с интервалом 30 – 60 минут).
  • : 09:00 – 23:30 (с интервалом 10 минут летом, 15 минут зимой).

На автобусных маршрутах действуют остановки “по требованию” (na znameni). Если вам надо выйти на такой остановке, то заблаговременно нажмите одну из кнопок STOP, расположенных в салоне автобуса.

«Зайцем» по Праге лучше не кататься, это карается штрафом в 800 крон. Проверить могут как всех находящихся в транспорте, так и выборочно на выходе.

Скачайте и распечатайте себе :

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.