Самое старое дерево в екатерининском парке. Блог татьяны гайдук. Царское село — отзыв

Екатерининский парк - один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.

Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!

Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.

Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину - дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.

Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.

История парка

Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.

В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля - четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!

Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников - все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.

Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.

Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!

По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.

Здание Эрмитажа - это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.

Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением - подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.

Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.

Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.

При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!

Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.

Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.

Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.

Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.

В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.

Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование - Государственный музей-заповедник "Царское Село". Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.

Что посмотреть

Конечно, главная жемчужина парка - Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из . Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.

Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.

Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.

Грот - небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.

Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.

На первом этаже расположены сами термы. На втором - шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.

Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.

Камеронова галерея - располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.

Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.

Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.

Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» -оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.

Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.

Адмиралтейство - несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).

Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.

Павильон «Турецкая баня» - последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.

Башня-руина - еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно "состарена" с помощью нарисованных трещин.

Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.

Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.

Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.

Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.

Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782-1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.

Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785-1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.

Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.

Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.

Когда посетить

Парк для посетителей открыт круглый год, но стоит иметь ввиду, что не все музеи работают круглый год. Поэтому, если вы решили непременно посетить все места парка, лучше выбрать летнее время.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.

Вы сможете добраться до места следующими способами:

  • На электропоезде от Витебского вокзала вы сможете доехать до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути - приблизительно 30 минут. От станции до музея вы сможете добраться на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея можно прогуляться пешком. Это займет примерно 30 минут или даже меньше.
  • На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Здесь находится их кольцо. На маршрутках большими буквами будет написано Пушкин, Царское село. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути - 30-40 минут, если не будет пробок.
  • Автобус №187 останавливается напротив МакДональдса на Московском проспекте, здесь же останавливаются маршрутные такси, что следуют с кольца от Дома Советов. Автобус следует до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость проезда - 30 рублей. Оттуда можете добраться до парка на автобусе, маршрутных такси или пешком.
  • На маршрутных такси №545, 286, 287, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути - около 30 минут. Кольцо их находится на Витебском проспекте со стороны метро.

Режим работы:

  • с 21 октября до 24 апреля вход в парк свободный;
  • с 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00;
  • с сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе парк открыт с 7:00 до 22:00.

Стоимость билета:

  • для взрослых с 25 апреля - 120 рублей;
  • школьникам, студентам; членам союзов художников, архитекторам, дизайнерам России; курсантам, военнослужащим срочной службы - 60 рублей;
  • пенсионерам РФ и Республики Беларусь - 30 рублей;
  • посетителям до 16 лет - бесплатно.

Есть что добавить?

Я приглашаю вас на прогулку по замечательному парку, который находится в центре Москвы. Парк расположен между улицей Советской Армии, Олимпийским проспектом и Суворовской площадью. Ближайшая станция метро к парку с 2010 года - "Достоевская", но мы шли от м. Новослободской.

Екатерининский парк имеет статус природного комплекса города и памятника садово-паркового искусства. Площадь Екатерининского парка составляет 16 га.
До XV века на территории парка располагалась цепочка прудов в русле реки Напрудная, которая впадала в Неглинную ниже по течению в районе современной Самотёчной площади. Освоение территории вдоль течения Напрудной началось в XVI веке. Сюда был перенесён Крестовоздвиженский монастырь, позднее построена церковь Иоанна Воина. Во второй половине XVIII века, рядом с церковью Иоанна Воина, была построена загородная усадьба графа В.С.Салтыкова , а рядом с усадьбой разбит обширный парк, центральным элементом которого стал большой пруд в течении Напрудной. В 1807 году усадьба была перестроена в здание Екатерининского института благородных девиц, а парк при институте получил имя Екатерининский.

Екатерининский институт с февраля 1928 года стал Центральным Домом Красной Армии (сокращённо ЦДКА, ныне Центральный дом Российской Армии)

.

Перед зданием в 1818 году разбили площадь, получившую по институту название Екатерининской (ныне Суворовская площадь,за ним устроили Екатерининский парк с прудом.




В парке установлены стенды, посвящённые Великой Отечественной войне:


В парке много старых величественных деревьев.


Трехсотлетняя ива диаметром 176 см и обхватом ствола -527 см. Это дерево является несомненным украшением парка.

Красивые клумбы с цветами радуют глаз.



В центральной части парка находится Большой Екатерининский пруд площадью 1,9 га.


Самое приятное вот так сидеть на лавочке и любоваться плавающими уточками, красивыми отражениями деревьев в глади пруда и наслаждаться уже не жарким сентябрьским солнышком.



Кафе на берегу пруда.


Летом здесь работал прокат лодок, и на пруду было много катающихся.


Ротонда Екатерины II, восстановленная по старинным чертежам, по преданию в старой ротонде, находившейся в этом же месте, Императрица любила пить чай с графом Салтыковым. В находившейся неподалеку оранжерее выращивали лимоны к их чаепитию.




Малый Екатерининский пруд.


небольшой ручей, который в него впадает.


Это самая тихая зона парка. Здесь гуляют в основном пожилые люди.



На заднем плане социально- реабилитационный центр ветеранов Вооруженных Сил.


Красивый мемориальный комплекс в память Александра Суворова.



Часовня в честь Святого Александра Невского и Святого великомученика Иоанна Воина. Ранее на месте часовни находилась церковь Иоанна Воина.


В этом голубом здании находится очень чистый бесплатный общественный туалет


И еще один пруд.

Надо сказать, что у меня совсем выпала из поля моего внимания зона для мам с детьми. Она есть, хорошо оборудована и там гуляет много детишек. Но, так как я была уставшая, то мне хотелось тихих уютных уголков. И их было достаточно. Вообще, самое главное достоинство этого парка именно в таком четком зонировании, когда никто никому не мешает. А представляете как красиво здесь весной, когда цветут плодовые деревья? Как жаль, что в моем родном Рыбинске совсем нет подобных парков!



Рядом с парком находится музей Вооруженный Сил СССР, а на части бывшей территории парка расположилась выставка вооружений под открытым небом.

и Театр Российской Армии. Очень красивое здание

Царское Село. Екатерининский парк. Глава «Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад)» книги «Пушкин. Дворцы и парки»;

Большой Царскосельский дворец, многочисленные павильоны, каскады, мосты и мемориальные памятники неотделимы от окружающих их парков и вместе с ними образуют одно грандиозное целое.

Екатерининский и Александровский парки прошли в своем развитии два основных этапа. Первый из них был периодом строительства регулярных садов, второй привел к созданию обширных пейзажных парков. Новые парки включили, как самостоятельные части, старые сады, утратившие после прекращения стрижки деревьев регулярный характер, но сохранившие, с небольшими изменениями, первоначальную планировку.

Строительство парков было новшеством для России рубежа XVII и XVIII столетий. Петр I сам руководил созданием нескольких парков в новой столице и ее окрестностях, проявляя вместе с тем исключительную заботу о сохранении лесов, нужных прежде всего для кораблестроения.

Рубка леса вблизи Петербурга и на территории самого города запрещалась без особой на то санкции под страхом тягчайших наказаний. Исключение было сделано лишь для тех владельцев загородных дач но берегам Финского залива, «кто похочет для гуляния леса подчищать и прорубать так, как обыкновенно рощи убирать». В лесных чащах, превращенных в парки, разрешалось прокладывать «першпективные дороги или аллеи». [ЦГАВМФ, ф. 212, д. 4, 1719 г., ч. 2, л. 486. Указ 23 июня 1723 г. ]

Русские сады XVII века и европейские средневековые сады имели утилитарный характер. В них выращивались плодовые деревья, ягодные кусты, цветы и травы. Обычно для постройки усадеб и садов избирались места, отличавшиеся красотой, живописностью и богатством природных ресурсов. И на Сарской мызе, в первые годы после ее перехода в собственность Екатерины I, выращиванию фруктов, ягод и овощей уделялось наибольшее внимание.

Во фруктовом саду на мызе в 1718 г. насчитывалось свыше полутора тысяч яблонь, восемьсот вишневых деревьев, многие сотни кустов черной и красной смородины и крыжовника. [Т.Б. Дубяго. К восстановлению Екатерининского парка в Пушкине. Научные труды ЛИСИ, вып. 10. М. - Л., 1950, стр. 72. ] Лишь после перепланировки в 1720-х гг. он приобрел характер увеселительного сада - в нем появились крытые аллеи, трельяжные беседки, декоративные водоемы.

Новые эстетические принципы строительства парков не удалось примирить и сочетать с их утилитарным использованием. Плодовые деревья постепенно перекочевали с территории царскосельских садов в оранжерейные хозяйства. [Оранжереи и теплицы располагались в Старом саду вдоль каменной ограды. Гряды для овощей устраивались в куртинах еще и в 1760-х гг. ]

Большую роль в развитии русского садово-паркового искусства первой половины XVIII века и в возникновении отдельных дворцово-парковых ансамблей сыграло изучение лучших европейских образцов, и в особенности садов Версаля.

В личной библиотеке Петра I хранились увражи, изданные во Франции во второй половине XVII столетия, посвященные Версалю, Трианону и Марли. Они служили пособиями в работе по созданию царских резиденций в окрестностях Петербурга, и прежде всего ансамбля Верхнего и Нижнего садов в Петергофе.

Екатерина I, владелица Сарской мызы, не могла и помышлять о саде, соперничающем не только с прославленными произведениями западноевропейского садово-паркового искусства, но и с Петергофом. Масштабы строительства на мызе были очень скромными, а размеры сада - незначительными. Только после реконструкции всего ансамбля, начатой в 1743 г., территория Старого сада расширилась, его украсили новые павильоны; между дворцом и Зверинцем был распланирован Новый, или Верхний, сад.

Вопрос о том, кто был автором тех новых замыслов, которые нашли свое воплощение в 1740- 1750-х гг. в садово-парковых работах в Царском Селе, может быть решен только предположительно. Той нитью, которая указывает путь к его решению, служит распоряжение, датированное 13 июня 1745 г.: «мастерового француза Жирарда сыскав в село Царское отвесть и показать ему там в саду нынешние партеры, вместо которых каковым быть новым приказать ему, сделав, объявить чертежи, а когда объявит доложить ее величеству».

[ЦГИАЛ, ф. 466, оп. 36/1629, 1745 г., д. 67, л. 24-26. Сведения о Никола Франсуа Жираре см. в коллективном труде «Русская архитектура первой половины ХVIII века. Исследования и материалы», изданном под редакцией акад. И.Э. Грабаря (М., 1954, стр. 365-368). Жирар не был «мастеровым» в том смысле, как Это слово мы понимаем ныне. Он был помощником Леблона и прибыл в Россию вместе с ним в качестве одного из его «рисовальщиков» (dessinateur). Архитектор, специалист по садово-парковому строительству, Жирар на протяжении ряда лет работал по заказам гр. X. Миниха и не состоял на государственной службе. Его ведущая роль в разработке проектов сада в Царском Селе, подтвержденная цитированным документом, очень вероятна. ]

Жирар, если он был автором проекта реконструкции Старого сада, был связан уже сложившейся планировкой. Возможно, что это помешало ему развить композицию Старого сада в ширину и в глубину, развернув ее, как это было сделано в Версале, на продолжении центральной оси ансамбля, на огромных пространствах. [Т.Б. Дубяго. История развития Екатерининского парка в Пушкине. 1947 г., стр. 25. Рукопись в архиве ГИОП. ]

Перенесение опыта западноевропейских парко- строителей на русскую почву и даже отдельные Заимствования не определяли конечного результата и общего впечатления, оставляемого русскими парками. Они сохраняли свой самобытный национальный характер. Это и не могло быть иначе, так как облик парков формировался по степенно, не только в результате длительной целеустремленной деятельности их строителей, но и под воздействием местных природных условий, имеющих свою специфику. От этих условий зависел состав растительности в парках и замена одних ее групп другими.

Многочисленные документы XVIII века свидетельствуют о том, что самым распространенным и ценимым деревом в регулярных парках Царского Села была липа, хорошо поддающаяся стрижке, пригодная для посадки на сырых низменных участках, переносящая северные морозы и влажный климат побережья Финского залива.

После отказа от стрижки деревьев главной породой, используемой царскосельскими садовыми мастерами при посадке в аллеях, сделался дуб, не переносящий обрезки кроны и мало пригодный в регулярном паркостроении.

Дубы сажались в аллеях регулярного Старого сада лишь из-за недостатка липовых деревьев. Известно распоряжение, относящееся к 1740-м гг., о пересадке дубков, посаженных «по прешпективам», т. е. в аллеях, в березовую рощу за Рыбным каналом и о замене их штамбовыми липами.

Сад украшали многочисленные произведения декоративной скульптуры. Строители сада лелеяли мысль о создании фонтанов - одного из обязательных аксессуаров регулярного парка. Но ее пришлось оставить, так как не было источников, которые можно было бы использовать для их устройства. Удалось построить только один фонтан в Старом саду. Резервуар, куда накачивалась вода для него, был, по-видимому, установлен на чердаке дворца. Фонтан просуществовал недолго.

В основу начатой в 1740-х гг. реконструкции Старого сада легла мысль о постройке на продолжении центральной аллеи Старого сада, на главной композиционной оси ансамбля, Эрмитажа.

Работы по отделке Эрмитажа еще продолжались, когда Растрелли приступил к возведению Грота на берегу Большого пруда в Старом саду. Грот связывает водные просторы Большого пруда с зелеными массивами сада. После его постройки в планировке сада наметилась новая, дополнительная ось, перпендикулярная главной.

Расширилась и территория Старого сада: его южной границей стали Нижние пруды. Новая северо-западная граница была закреплена постройкой монументальной Катальной горы. Для этого павильона было выбрано место на верхней площадке холма, господствующего над прудом и садом. Посредине Большого пруда, на островке, новый эффектный павильон «Зал на острову» - заменил старый деревянный люстгауз.

Но дальнейшее развитие дворцово-паркового ансамбля пошло не по пути расширения регулярных садов, а по пути строительства на прилегающей к ним территории пейзажных парков.

После отказа от поддержания регулярного Старого сада в том виде, какой он получил в 1740-1760-х гг., коренным образом изменился его характер и возможности обозрения. В середине XVIII столетия дворец и парковые павильоны, расположенные на территории Старого сада, были видны все одновременно. Они доминировали в ансамбле сада, возвышаясь над рядами подстриженных деревьев и кустарников, имевших четкие, геометрически правильные очертания. Таким мы знаем Старый сад по известным изображениям, исполненным М.И. Махаевым и Ф.Г. Баризьеном.

Деревья закрыли впоследствии вид на дворец из парка. Эрмитаж оказался скрытым в глубине сада. Но Старый сад не потерял своей прелести. Время - враг регулярного и союзник пейзажного паркостроения. Свободно разросшиеся деревья широко раскинули свои ветви, и сейчас в могучих дубах и старых липах, ровесниках Большого дворца, мы видим главное украшение парка.

Современный облик старейшей части Екатерининского парка очень далек от первоначального, хотя она и сохранила геометрически правильную регулярную планировку - частую и сложную сеть прямых аллей. Это объясняется не только изменением характера растительности. В Старом саду появились во второй половине XVIII века новые сооружения, такие, как Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны, гранитные мосты на Рыбном канале. Один из двух прямоугольных симметричных прудов на третьем уступе сада был переделан и стал круглым с двумя полулунными прудками по сторонам.

Аллеи старых лип, сохранивших следы стрижки, и аллея из прекрасных мощных дубов уводят посетителя от дворца в глубину Старого сада. Их пересекает «еловая першпектива» вдоль Рыбного канала. Перспектива Рыбного канала и аллей по его сторонам делит старейшую часть сада на две части - верхнюю, обработанную в прошлом уступами, еще заметными и ныне, и нижнюю, с Эрмитажем в центре.

Через Рыбный канал первоначально были переброшены легкие деревянные мосты. Позднее их заменили гранитными и металлическими мостами. [В указе 11 ноября 1774 г. один из пунктов касался постройки через Рыбный канал двух каменных мостов. «В Старом саду, - говорилось в указе,- чрез поперечный канал сделать из тесанного граниту два каменные моста на арках, один по аллее мимо Грота, а другой на Эрмитажной аллее». Мосты были построены в 1775-1778 гг. Проектные чертежи мостов представил Екатерине II В. И. Неелов (ЦГИАЛ, ф. 487, оп. 13, 1774 г., д. 3, л. 30). ] Рыбный канал заканчивается «малым шлюзом» и плотиной, оформленной в 1770-х гг. в виде каскада из тесаного камня. У основания плотины - нагромождение валунов.

Честно признаюсь, об Екатерининском парке я узнала сравнительно недавно, и соответственно, ни разу прежде там не была. В Инстаграме в своей ленте увидела совершенно изумительные фотографии цветущей "сакуры" в Екатерининском парке и решила, что мне надо непременно туда попасть и поснимать эту красоту.

Каково же было мое разочарование, когда мы, после череды дождливых дней, наконец выбрались туда, а деревья почти полностью отцвели. Точнее, кое-что, конечно, осталось, но былой красоты и буйства красок, увы, я уже не застала. Век цветения деревьев короток, так что на будущее следует иметь это в виду.

Что ж, несмотря на мое "цветочное фиаско", я все равно приглашаю вас прогуляться по этому уютному и симпатичному местечку Москвы.

01. На нашей серой ветке постоянно встречаются какие-то интересные вагоны. Тут я успела заснять юбилейный состав, посвященный 80-летию московского метро. Жаль, парада поездов я так и не увидела, точнее, только отдельные моменты.

02. Состав не просто юбилейный, он еще и новый. Обратите внимание, что у него сквозной проход. Это удобно, когда торопишься куда-то и можешь потом дойти до удобного выхода.

03.

04. На стенах отображены факты из истории московского метро. Но мало кто их изучает или и того хуже - замечает;). Появление бесплатного вай-фая на всех ветках еще больше усугубило "уход в себя".

05. Прибыли на Менделеевскую. Еще раз полюбуюсь на состав.

06.

07. Итак, Екатерининский парк. Он расположен в Мещанском районе Москвы - между улицей Советской Армии, Олимпийским проспектом и Суворовской площадью. Памятник садово-паркового искусства. Ближайшая станция метро — "Достоевская". В советский период назывался "Парк ЦДСА" (Парк Центрального Дома Советской Армии).
Вход в парк свободный.

08. В парке благоустроенная территория, много цветов, есть ларьки с мороженым и напитками и немало отдыхающих с детьми, несмотря на будний день.

09. Мне очень понравились эти милые беседки в окружении кустов сирени.

10. В парке также есть пруд, где живут утки огари.

11. На заднем плане видна часть СК "Олимпийский".

12.

13. Этой иве 300 лет! С ума сойти, что она только не "видала" на своем веку!

14.

15. В кустах яркой сирени то и дело встречаешь фотографирующихся девушек. Через минуту и эти будут заняты;)

16. Яблоня в цвету.

17. Здесь и каштаны, и яблони, и ели...

18. "Это все, что останется... после тебя... " Собственно, вот она: сакура. Или то, что осталось от ее цветения.

19. Здесь уже кое-что.

20.

21. Признаться, я ожидала большего.

Примерно чего-то такого:

22. Хорошо посидеть вот так вдвоем на бережке. На островке виден уткин домик.

23.

24. "Кругляш" на выгуле. :) Диета? Не, не слышали!

25. И еще немного карточек.

26.

27. Люблю закат и закатный свет. Рассвет, навреное, тоже, но я никогда с ним не просыпаюсь.

28. Добавим немного красок.

29. Театр Российской Армии и сирень. А как она пахнет!.. Люблю весну за это. Спасибо, что прогулялись вместе с нами.

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы - лето 2019

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов - лето 2019

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.