Рим: Площадь Микеланджело и музей Капитолия. История Капитолийского холма в Риме. Что представляет собой Римский Капитолий? Где находится капитолий

Этот холм не отличается впечатляющими размерами. На самом деле, он – самый невысокий из семи холмов. Но его значение для города и для всей Италии не исчисляется метрами высоты. Еще на заре рождения Капитолийский холм (Campidoglio ) был обустроен его родителями – Ремом и Ромулом. Здесь возвели храмы многим богам и значительным историческим личностям. Храм Юпитера – один из самых старых памятников холма – подвергался разрушениям и реконструкции несколько сотен раз. Пока римское общество не смирилось, наконец, с его уходом, и на его месте не выросла церковь Санта Марии ин Арчели.

Достопримечательности на Капитолийской площади

Памятников, исторических и культурных ценностей, а также загадочных, и ныне не раскрытых таинственных артефактов на Капитолийском холме не перечесть. И каждый из них имеет свою уникальную историю. Среди которых одна увлекательнее другой. Например, старая бронзовая статуя Марка Аврелия, величественно сидящего на коне, выполненная еще на заре новой эпохи неизвестным скульптором, когда-то не была уничтожена только потому, что новоиспеченные христиане приняли ее за изваяние Константина. До сих пор неизвестно, где эта статуя стояла изначально. Предполагают, что на площади Римского Форума или Колонны. Но на Капитолийский холм она попала только в 1538 году по распоряжению Папы третьего. Причем перенесли ее сюда из Латерано, где бронзовый Марк Аврелий и обитал с 8 века.

Еще одна любопытная достопримечательность площади – останки монетного двора и храма Юноны Монеты. Поражает история героини старинного памятника. Согласно легенде, священные гуси богини утра когда-то предупредили римский народ о грядущем наступлении галлов. Тогда-то Юнону и стали называть Монетой, что в переводе означало «предупредившая». Позже и чеканные деньги на дворе близ храма в ее честь стали звать монетами. Так и распространилось сие название по всему миру.

На заре своего обустройства Капитолийский холм представлял собой огромный величественный форт, к которому десятками лет не могли подступиться захватчики. Но уже к 13 веку он кардинально преобразился. В очередной раз был дотла сожжен храм Юпитера. Уничтожены все древние молитвенники и алтари – в честь вступления в силу новой веры. А сам холм настолько зарос причудливыми узорами растений и разрушился, что был привлекательным только для местного рогатого скота. За что его даже прозвали «Козьей Горой».

Но на том не закончилось величие старинного памятника. Сам Микеланджело взялся за его перестройку в 1532 году. И, будучи мастером непревзойденного таланта, буквально преобразил заброшенную местность в произведение архитектурного искусства. Теперь к холму ведут три лестницы. Боковые – узкие и длинные. И великолепная центральная лестница авторства самого Микеланджело. Впрочем, и ее изящество меркнет, когда взору гостя открываются просторы современного Капитолийского холма, разукрашенного всеми красками его долгой и увлекательной истории жизни.

– один среди 7-и священных холмов, где был основан Древний Рим и откуда взяла исток его история. Тут приносились молитвы античным богам, утверждались законы, возводились замки патриции и трудились мастера Возрождения. Чтобы посмотреть Капитолийский холм и коснуться его 1000-й истории ежегодно съезжаются в Рим сотни тысяч путешественников с целого света.

…Историю свою Капитолийский холм в Риме начал именно с того мига, когда близнецы Ромул и Рем были найдены , которая сжалившись над малышами, вскормила их своим молоком.


История и древние храмы Капитолия

Может в память о своем спасении либо по другой причине, однако как раз данное место избрал Ромул для возведения нового города, дав ему имя Рим.

В начале 5-го столетия до нашей эры на данном месте был построен Капитолийский храм. Он был построен во славу древнеримских богов – Юпитера, Минервы и Юноны. Тут сходился сенат, осуществлялись жертвоприношения и создавались законы. Храм являлся для римлян не только центром религии, но олицетворением силы и власти, символом могущества Римской Республики, а позднее Империи.

Крах империи обусловил деградацию и опустошение Капитолийского храма. На античных развалинах строились прочие сооружения, а в определенные времена Капитолийский холм в Риме служил всего лишь местом для выпаса коз.

Микеланджело и возрождение Капитолия

Капитолийский холм в Риме возвратил себе прежнее величие благодаря решению Папы Римского Павла III (1534 – 1549) – большого ценителя искусства и науки. При нем Микеланджело приступил к постройке Собора Святого Петра в , рисовал «Страшный суд» в Сикстинской капелле, а в 1537 году, по распоряжению понтифика, взялся за реконструкцию зданий и переустройство Капитолийской Площади.

И пусть кончина мастера (1564 год) не предоставила возможности завершить замысел (восстановление окончили ученики), ансамбль Капитолийской площади, сотворенный Микеланджело, – наиболее цельный и гармоничный среди всех площадей Рима.


В центре трапециевидной площади – конное изваяние императора Марка Аврелия, дивом уцелевшее с античного периода. А по трем ее сторонам расположились: Дворец Сенаторов (тут сейчас городская мэрия), Дворец Консерваторов и его брат-близнец Палаццо Нуово, построенный в 17 столетии. В обоих строениях находятся Капитолийские музеи, где можно посмотреть на легендарные полотна художников, античные скульптуры, фарфор, монеты, старинные костюмы, статую Капитолийской волчицы и прочее.

С четвертой – открытой стороны – можно сойти к жилым кварталам по легендарной лестнице Кордоната. В нижней части, у основания, ее «сторожат» мраморные изваяния египетских львов, а вверху поставлены статуи братьев-близнецов Кастора и Поллукса, обнаруженные при раскопках в Помпеях в 1583 году. За Диоскурами вдоль балюстрады находятся еще ряд статуй: императора Константина, его сына Константина II, верстовые столбы с Аппиевой дороги и изваяния с античного фонтана «Трофеи Марио».


Капитолийский холм в Риме: Инсула и Мамертинская тюрьма

И учитывая, что от античных сооружений на Капитолии мало что дошло до настоящего времени, по своей исторической значимости эти две постройки могут дать фору десятку других. И одно среди них – древнеримская инсула – многоэтажное здание, квартиры в котором отдавали в аренду.

Развалины подобной инсулы (II нашей эры) есть перед подъемом на Капитолийский холм в Риме, с левой стороны от лестницы, приводящей к базилике Санта Мария ин Арачели. Из гипотетических 5-и этажей отлично сохранились 4-е, однако и по ним можно предположить, какой вид имело строение в прошлом. Как уверяют источники, первые этажи как правило были заняты лавками ремесленников и мастерскими. Квартиры на 2-м этаже с туалетом и, крайне нечасто, водопроводом, могли дозволить себе лишь обеспеченные граждане. А на верхних этажах, лишенных удобств, селились бедняки. На любой этаж приводила своя лестница, каменная либо деревянная.


– наиболее античная достопримечательность Капитолия, построенная по различным источникам либо в 6-м, либо в 4-м веках до нашей эры. В 2-й подземной постройке ожидали казни и государственные деятели и простые преступники.

Согласно притче, как раз тут прожили свои последние дни апостолы Петр и Павел, во славу которых в подземелье поставили небольшой алтарь с фресками святых. После ликвидации темницы (конец 4-го столетия) туда, преклониться перед святыми, стали отправляться многие паломники, а в 16-м столетии над прежним узилищем была возведена церковь Святого Иосифа Плотника.

Любой желающий может отправится туда и преклонить колена перед ликами святых, вход в подземелья прежней темницы, а сейчас музея, совершенно безвозмездный.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Мамертинскую тюрьму, покупаем билеты заранее через Интернет .


Адрес : Via Clivo Argentario 1. Доехать возможно на метро, сойти на станции Colosseo.
Часы работы : каждый день с 9.00 до 18.30. Краткий перерыв с 12.30 до 14.00.

Базилика Девы Марии (Santa Maria in Aracoeli)

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте древнего храма Юноны Монеты, что переводится с латыни как «советница». К слову, римские денежные знаки именовали по имени богини – монетами – и чеканили на территории храма. Как раз оттуда берут свой исток знаменитые каждому слова: «монета» и «money».


Легенда про то, как гуси спасли Рим, тоже имеет связь с храмом Юноны. Данная птица, почитавшаяся в храме священной, среди ночи, учуяв «чужих», гоготом подняла на ноги охрану, а та, соответственно, оградила Рим от наступления галлов.

Капитолийский холм в Риме содержит на себе Базилику Девы Марии тоже обладающую собственной легендой, которая прослеживается в ее имени. Согласно притче, императору Октавиану Августу приснился пророческий сон – святая дева с сыном Бога на руках. Видение так поразило императора, что он надумал на вершине холма соорудить жертвенник, наименовав его «Aracoeli» (Алтарь небес). Обнаруженные артефакты и надписи своим наличием по факту являются подтверждением данной легенды. А алтарь, сооруженный в честь Иисуса еще до его появления на свет, из всех христианских алтарей признается наиболее древним.

Сейчас в базилике сохраняются мощи Святой Елены и чудотворная икона Мадонны Арачели (10-е столетие), усыпальницы знаменитых римских семей с надгробиями, исполненными известными мастерами Эпохи Возрождения.

Где находится и как добраться до Капитолия и музеев

Адрес : Piazza del Campidoglio

На Капитолийский холм в Риме можно доехать на метро : от станции «Colosseo»(линия В) до Капитолия – 10-15 минут пешком. Двигаться надо по Виа Деи Фори Империали в направлении Площади Венеции вдоль Римского Форума, который будет с левой стороны.

Автобусами : №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Сойти на остановке Ara Coeli-Piazza Venezia.

Часы работы и выходные

Капитолийский холм в Риме и античные памятники на нем открыты для общественности 24 часа в сутки.

  • График работы Базилики Девы Марии: с 8.00 до 19.00, каждодневная служба ведется с 8.00 до 12.00. Вход бесплатный.
  • График работы Капитолийский холм в Риме – музеи: каждый день с 9.30 до 19.30, за час до закрытия музеев доступ посетителям запрещают.
  • 24 декабря и 31 декабря музеи открыты: с 9.30 до 14.00.
  • Выходные: 25 декабря, 1 января, 1 мая.

Билеты в Ватикан минуя очередь.

  • – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
  • Капитолийский холм — самый невысокий из семи холмов, на которых возник Рим. По площади он также небольшой, но является самым важным и значимым, и непосредственно связан с основанием Рима в 753 году до нашей эры. Капитолийский холм возвышается над долиной, в которой расположен Форум.
    В античные времена Капитолийский холм представлял собой неприступный утес, на вершине которого находилось два храма — Юпитера Капитолийского , посвященный Юноне, Маневре и Юпитеру, а также храм Юноны Монеты . В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария. Некоторые из этих сооружений были разграблены, сожжены или разрушены, другие — перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.
    1. Так выглядел Капитолийский холм в античные времена (гравюра XIX века).

    Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить Микеланджело Буонаротти , самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.
    2. Так выглядел Капитолийский холм на гравюре Джованни Пиранези

    На подходе к холму со стороны театра Марцелла слева стоит Женская монашеская община облатов св. Францески Римской .
    3.

    4.

    С противоположной стороны мы видим Тарпейскую скалу , откуда в Древнем Риме сбрасывали осужденных на смерть преступников.
    5.

    В настоящее время подняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам — первая ведет к церкви, вторая — центральная из белого мрамора с бордюром, созданная Микеланджело и третья совсем неприметная лестница расположена справа. Чтобы подняться наверх и при этом избежать толп туристов, надо пройти немного правее и отыскать пологую лестницу, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени. По этой лестнице можно выйти к смотровой площадке на площади Каффарелли, находящейся перед одноименным палаццо. Также можно подняться на холм и по двум дорогам, огибающим холм со стороны Форума. Но эти дороги на мой взгляд не так красивы и интересны для туриста.
    6.

    7.

    8.

    С этой площадки открывается вид на центральную часть Рима.
    9.

    10.

    Кордоната
    Лестница Кордоната — так называется широкая пологая лестница, ведущая на Капитолий. Она была спроектирована великим Микеланджело. Ее название происходит от итальянского слова «кордони» — полоса, граница. Пологий подъем лестницы на всем ее протяжении подчеркнут полосами, выложенными из камня. Огромные марши создают ощущение бесконечного подъема, его подчеркивает мерный ритм широких ступеней, величественно и неторопливо ведущих вверх. Кордоната предваряет торжественный ансамбль Капитолийской площади.
    11.

    12.

    Скульптуры львов
    У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, по совместительству выполняющих роль фонтанов.
    13.

    Памятник Кола ди Риенцо
    Поднимаясь, обратите внимание на статую человека в капюшоне с мечом в руке, находящуюся слева. Скульптура Кола ди Риенцо работы Джироламо Мазини была установлена в 1887 г. В 1347 г. он возглавил народное восстание, в результате которого на несколько месяцев в Риме была установлена республика. Кола ди Риенцо провозгласил Рим столицей мира, а себя «трибуном свободы, мира и справедливости». Его смелый план создания объединенной Италии, сплоченной вокруг Рима, как столицы, оказался утопией. Города-республики, не желавшие терять свою независимость, начали борьбу против вновь созданной республики. Кола ди Риенцо вынужден был бежать. В 1354 г. он снова появился в Риме уже как посланец папы Иннокентия VI, который хотел использовать его популярность для восстановления папской власти в Риме. Горожане приветствовали Колу ди Риенцо как победителя, в городе вновь была провозглашена республика. Любовь народа, как это часто бывает, вскоре сменилась ненавистью — в том же году жители Рима восстали против своего бывшего лидера, в ходе этого восстания Кола ди Риенцо был убит толпой на Капитолийском холме.
    14.

    Диоскуры: Кастор и Поллукс
    Завершают торжественный марш Кордонаты конные статуи Диоскуров , также найденные на раскопках в театре Помпея в 1583 г. Это римские копии с греческих скульптурных образцов. Легендарные близнецы Кастор и Поллукс были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик лебедя. Близнецов часто изображали усмиряющими коней — они считались покровителями лошадей.
    15.

    16.

    Трофеи Марио
    Вдоль балюстрады (слева и справа от Диоскуров) установлены статуи императора Константина, его третьего сына императора Констанция II, два верстовых столба с Апиевой дороги и две скульптуры из фонтана «Trofei di Mario» (сооружён в честь Гая Мария, древнеримского полководца и политического деятеля).
    Вдоль балюстрады помещены так называемые «трофеи Мария» — статуи императора Константина и его сына Константа.
    17.

    18.

    Капитолийская площадь
    Капитолийская площадь — архитектурный ансамбль на Капитолийском холме. В 1536 г. воплощать желание Павла III по созданию нового облика площади было поручено Микеланджело Буонарроти. Один из лучших мастеров эпохи Возрождения составил подробный план реконструкции уже существующих зданий, создал проект строительства Палаццо Нуово и разработал дизайн обновлённой Капитолийской площади. Сама площадь небольшая по размеру, но Микеланджело удалось зрительно ее увеличить за счет эллиптических лучей.
    Работа продвигалась крайне медленно, и на момент смерти Микеланджело в 1564 году не было завершено даже половины запланированного. Продолжил дело его ученик Джакомо Делла Порта , а затем уже ученик Джакомо — Джироламо Райнальди вместе со своим сыном Карлом Райнальди. Окончательно Капитолийская площадь была готова только в 1654 году.
    19. Так выглядела площадь в XVIII в. на гравюре Паоло да Реджио

    Площадь интересна лестницей Кордоната, копией конной статуи императора Марка Аврелия и тремя великолепными дворцами, в которых выставлены экспозиции Капитолийского музея. Согласно плану Микеланджело Буонарроти, площадь приняла трапециевидную форму, ограниченную с трёх сторон дворцовыми зданиями. Центральное место отводилось Дворцу Сенаторов. Колонны протяжённостью в два яруса, установлены по всему периметру фасада дворца. Цокольный этаж украшен пилястрами, между которыми размещены по два наличника. Возвышающаяся над зданием колокольня стала центральной вертикальной осью всей Капитолийской площади.
    20.

    Конная статуя Марка Аврелия
    Первоначально позолоченная конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности, поскольку в Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». В XII веке статую перенесли на площадь Латерана. В XV веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника. В 1538 году её поместили на Капитолии по распоряжению папы Павла III. Цоколь для статуи сделал Микеланджело. Сейчас на площади стоит копия, а оригинал, спасенный от влаги и голубей, хранится в отдельном зале Дворца Консерваторов.
    21.

    Дворец Сенаторов
    Построенный в I веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом (Табуларием), но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Знатная семья Корси, воспользовавшись его расположением на гребне холма, возвела над ним свой замок. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий — музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.
    22.

    Микеланджело также придумал двухмаршевую лестницу, ведущую ко Дворцу Сенаторов. В нише под лестницей находится порфировая статуя «Ликующий Рим», перед которой расположен фонтан. Богиня Рима держит шар — символ господства Рима. Некоторые ученые считают, что это статуя Минервы.
    23.

    24.

    25.

    По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют великие реки Нил и Тибр. Лежащая фигура со сфинксом является олицетворением Нила и символизирует Восточную империю. Лежащая фигура с волчицей является олицетворением реки Тибр и символизирует Западную империю.
    26.

    27.

    Если обойти Дворец Сенаторов справа и пройти под старинной аркой, то можно выйти на смотровую площадку , откуда открывается один из лучших (и, наверное, самых популярных) видов на Римский Форум.
    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    Два других исторических здания — это палаццо Консерватори и палаццо Нуово , в которых расположен Капитолийский музей, где хранятся скульптура и живопись. Этим дворцам будут посвящены отдельные фотоотчеты.

    Инсула Арачели
    У подножия Капитолия сохранились руины инсулы — многоквартирного дома. Ещё Тацит упоминал это строение в северной оконечности Капитолия, которое, по его словам, имело такую же высоту что и сам холм, и, таким образом, достигало в высоту до 30 метров
    33.


    Базилика Санта-Мария-ин-Арачели — церковь девы Марии, находящаяся на вершине Капитолийского холма. В силу своего центрального местоположения всегда играла исключительную роль в жизни средневекового Рима. Название «Арачели» может быть переведено как «алтарь небес», или «жертвенник небесный». На месте сегодняшней базилики в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Здесь жили пресловутые гуси, предупредившие спящих жителей Рима об опасности. На территории храма чеканились римские деньги, которые и стали называть по имени Юноны Монеты — монетами. Из латыни это слово было заимствовано многими языками. Базилике будет посвящен отдельный отчет.
    34.

    Витториано
    Витториано — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка», «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.
    35.

    36.

    Перед строением устроены два фонтана. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Возле левого фонтана можно увидеть захоронение Гая Публиция Бибуло — одна из немногих публичных могил в Риме. Памятник датируется первым веком до н.э.
    37.

    38.

    39.

    40.

    41.

    Основную часть Витториано образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство и выполнена скульптором Карло Фонтана. Правая квадрига — это Свобода работы Паоло Бартолини. На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.
    42.

    Алтарь Отечества
    Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь Отечества; иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря Отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.
    43.

    44.

    45.

    Памятник Виктору Эммануилу II
    В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II ; после смерти скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили на место.
    46.

    47.

    48.

    Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев». Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — «Мысль» работы Джулио Монтеверде, справа — «Действие» работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — «Согласие» работы Лудовико Польяги, дальше от центра — «Сила работы» Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены «Жертвенность» работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и «Право» работы Этторе Хименеса (дальше от центра).
    49.

    50.

    51.

    В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Особо времени на посещение музеев не было, поэтому что успел увидеть, тому и радуюсь. Также не было времени на посещение смотровой площадки на крыше Витториано, да и погода не особо способствовала съемке.
    52.

    53.

    54.

    55.

    Несколько объектов поблизости от Капитолийского холма.
    Одна из «говорящих статуй» — Мадам Лукреция . Трехметровый римский бюст в плохом состоянии, вероятно изображает египетскую богиню Исиду, её жрицу либо императрицу Фаустину. Бюст был подарен Лукреции д’Аланья, любовнице Альфонса Арагонского, короля Неаполя. Она переехала в Рим после смерти Альфонсо в 1458 году. Единственная женская «говорящая» статуя в Риме.
    56.

    Внутренний двор Дворца Венеция
    Дворец Венеция — бывшее представительство Венецианской республики в папском Риме. Дворец был построен вокруг средневековой башни в 1455 году и считается одним из первых памятников Возрождения в Риме. Камень для строительства выламывали прямо из Колизея. Первым обитателем палаццо был венецианский кардинал Пьетро Барбо (впоследствии папа Павел II). После перехода Венеции к Габсбургам во дворце находилась резиденция австрийского посла в Италии. В 1930-е гг. дворец стал резиденцией партии Муссолини; с балкона палаццо нередко выступал дуче.
    57.

    58.

    59.

    60.

    Скульптуры перед зданием Администрации провинции Рим
    61.

    62.

    Колонна Траяна
    Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, установленная Аполлодором Дамасским в 113 году н.э. в честь побед Траяна над даками.
    Марк Ульпий Нерва Траян , больше известный как Траян, — римский император, правивший в 98-117 годах н.э. Колонна выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.
    63. Так выглядела колонна на гравюре Джованни Пиранези.


    64.

    65.

    66.

    Традиционное небольшое видео о Капитолийском холме:

    Монашеская община облатов св. Францески Римской 41.8930573N 12.4808791E
    Площадь Каффарелли 41.8929375N 12.4817535E
    Кордоната 41.8936344N 12.4822766E
    Скульптуры львов 41.8938031N 12.4820016E
    Памятник Кола ди Риенцо 41.8937242N 12.4823248E
    Диоскуры 41.8935645N 12.4825823E
    Трофео Марио 41.8933758N 12.4824938E
    Капитолийская площадь 41.893275N 12.4830651E
    Скульптура Марка Аврелия 41.8933269N 12.4829364E
    Дворец сенаторов 41.8930513N 12.4835935E
    Фонтан богини Рима 41.8931492N 12.4832904E
    Смотровая площадка на Римский Форум 41.8924733N 12.4836364E
    Новый дворец 41.8935864N 12.4831778E
    Дворец консерваторов 41.8931072N 12.4827352E
    Инсула Арачели 41.8940916N 12.4822792E
    Базилика Санта-Мария-ин-Арачели 41.8939578N 12.4828747E
    Витториано 41.8945268N 12.4831241E
    Алтарь Отечества 41.8949421N 12.4829176E
    Памятник королю Виктору Эммануилу II 41.8947924N 12.4830008E
    Фонтан Тирренского моря 41.894982N 12.4823275E
    Фонтан Адриатического моря 41.8952096N 12.4833816E
    Мадам Лукреция 41.8957128N 12.4813136E
    Дворец Венеция 41.8962139N 12.4817804E
    Администрация провинции Рим 41.896735N 12.4836606E
    Колонна Траяна 41.8958286N 12.4842802E

    На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino - капитолийская гора. Это самый пологий из , на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

    На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

    В на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива - Табулария.

    В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, и Минервы . Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие - перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

    Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия. Работу над проектом решили поручить (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики. Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.


    Архитектура

    Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

    В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек и Нила. Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания. Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

    Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)


    Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

    Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori)


    Возведенное в XV веке здание Дворца Консерваторов служило залом заседаний сенаторов и судей, называемых консерватори, что и дало ему такое название. Сейчас в нём находится музей мраморных бюстов эпохи Древнего Рима, фрески и Пинакотека, в которой выставлены полотна Рубенса, Веласкеса и Караваджо .

    Отдельный зал посвящен знаменитой , ставшей символом Рима.

    В зале Кастеллани выставлены этрусские и греческие артефакты, а в Капитолийском музее монет - коллекции монет и ювелирных украшений.

    Палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)


    Как можно понять по названию Палаццо Нуово – это самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Возведенный в XVII веке, он стал копией Дворца Консерваторов и изначально должен был стать музеем. В длинных галереях и атриуме можно посмотреть античные греческие и римские скульптуры.

    Три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийского музея. Экспозиции имеют одинаковое часы работы и доступны для посещения по единому билету.

    • Время работы : со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00.
    • Цена билета : комплексный билет - 15 евро, льготный - 13 евро.

    Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Aracoeli)


    Базилика Санта-Мария-ин-Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала к разнообразным монашеским орденам - бенедиктийцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1921 году. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок, икону Богоматери XIII века на алтаре базилика, и скульптуру младенца Иисуса, обладающую чудотворными свойствами.

    • Время работы : ежедневно с 9:00 до 17:30.
    • Цена билета : бесплатно.

    Статую Марка Аврелия чудом удалось спасти во время христианской борьбы с язычеством, да и то только потому, что лицо Марка Аврелия оказалось похожим на лицо Константина . Сам постамент статуи сделан из колонны храма Кастора и Поллукса. Венеру Капитолийскую в Новом Дворце тоже чуть не постигла печальная участь, если бы ее не укрыли от расправы жители Рима. Увидела освобожденная статуя свет только в XVII веке.

    На территории храма Юноны Монеты когда-то чеканили серебро . Выпустив новую денежную единицу, на ней изобразили богиню Монету, после чего и разошлось по всему миру название металлических денег «монета».


    По легенде, статуя Капитолийской волчицы была отлита еще этрусками в V веке до н.э., но, начав ее реставрировать в 2010 году, специалисты пришли к выводу, что она не могла быть произведена в это время, а только в эпоху средневековья.

    Как добраться?

    • Адрес : Piazza del Campidoglio
    • Капитолийский холм находится в двадцати минутах ходьбы от , недалеко от (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).
    • Добраться на : линия В, станция Colosseo.
    • На автобусе: № 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 до остановки Ara Coeli-Piazza Venezia.
    • На трамвае: №8 до остановки Venezia (конечная).


    • Пешим туристам : подняться можно по лестнице Лоренцио ди Симоне Андреоцци, но будьте готовы к крутому подъему. Главная лестница комплекса Кордоната (Cordonata) гораздо удобней, так как сделана в виде ступенчатого пандуса. Чтобы избежать толп туристов - надо пройти немного правее и отыскать неприметную пологую лестницу с перголой, которой пользуются местные жители, чтобы подняться с комфортом и в тени.
    • Официальный сайт : www.comune.roma.it

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Нельзя побывать в Риме и не увидеть Капитолия. На этом, самом маленьком из семи холмов вечного города, сохранились свидетельства античной старины, в музеях собраны величайшие шедевры итальянского Возрождения, на площади стоят великолепные скульптуры. Здесь знаменитая волчица вскормила братьев-основателей Рима, здесь знаменитые гуси спасли имперскую столицу от варваров, здесь император Август увидел Богородицу с младенцем на руках.

    В этой статье мы попробуем:

    • разобраться в непростой и насыщенной истории старейшего римского холма;
    • прогуляться по античным руинам;
    • заглянуть в музеи Капитолия;
    • сориентировать в ценах на входные билеты, часах работы и работе общественного транспорта в важнейшем районе имперского Рима;
    • рассмотреть отзывы тех, кто съездил и вернулся.

    От Ромула до Микеланджело

    Капитолий стал тем самым холмом, который скаредные латины уступили братьям Ромулу и Рему. Легенда гласит, что Капитолий братья выбрали по той причине, что именно здесь их когда-то выкормила волчица, материнский инстинкт которой не позволил хищнице сожрать беззащитных младенцев.

    Первым строением здесь стала хижина в которой жили основатели. Правда недолго. Ссора братьев закончилась убийством, город начал строить один Ромул. Рим рос быстро, постепенно отвоевывая у местных племен новые территории. Как самая старая часть города, Капитолий в жизни Древнего Рима играл важнейшую роль : на его территории располагались два главных храма: Юпитера Капитолийского (отсюда и название холма) и Минервы (покровительнице справедливой войны и мудрости). Здесь проходили народные собрания, высший орган управления Республикой и Империей (формально). Капитолийский холм - символ власти , государственности Древнего Рима.

    После падения империи - Капитолий в Риме подрастерял свое значение. Над античными руинами поднимались замки патрициев, монастыри и церкви. Уже с X века Капитолий снова начинает превращаться в административный квартал Рима.

    С приходом эпохи Возрождения на Капитолийском холме разместился сенат, управлявший городом. Именно в это время возникла традиция «дарить народу» произведения искусства. Папы Римские, ради повышения своего рейтинга в народе, часто выставляли на городских площадях скульптуры из своих коллекций, допускали публику в свои галереи и дворцовые атриумы.

    В XVI веке к реконструкции строений Капитолия был привлечён Микеланджело Буонаротти. Гениальный зодчий, скульптор и художник превратил главный холм папской столицы в архитектурный и градостроительный шедевр. С тех пор Капитолий - не только символ Рима, но и гордость Италии, музейная Мекка для туристов и христианских паломников.

    Сокровища Капитолия - руины, площадь, музеи и церкви

    Античные руины

    С древнейших времен на Капитолии сохранилось немногое:

    • Инсула - находится у подножья холма. Это остатки большого доходного дома, этакой римской высотки. Античные источники утверждают, что высота этого «отеля» была не меньше 30 метров, а площадь «апартаментов» доходила до 200 квадратных метров.
    • Мамертинская тюрьма - сохранилось подземелье этой темницы для важных государственных преступников. Среди заключенных тюрьмы были апостолы Петр и Павел, место популярно среди паломников. В предполагаемом месте заключения сподвижников Христа установлен алтарь.

    Остальные античные строения угадываются в фундаментах более поздних строений: на месте храма Юпитера, Минервы и Юноны на Капитолийском холме теперь стоят дворцы Сенаторов, Консерваторов и Новый дворец, а также Базилика Девы Марии.

    Капитолийская площадь

    Туристы попадают на площадь в самом центре Капитолия по лестнице Кардоната. Этот парадный вход на вершину холма творение рук Микеланджело. Пологий пандус, обрамленный балюстрадой, предназначался не только для «пешеходов», но и для знатных всадников. Начало подъема «стерегут» египетские львы, завершают лестницу статуи близнецов Диоскуров (Кастор и Поллукс).

    Поднявшемуся по лестнице Кардоната, путешественнику открывается великолепная Капитолийская площадь, главные объекты которой:

    • Конная статуя императора Марка Аврелия - сохранилась чудом, благодаря неразберихе раннего средневековья. Уничтожая всякое свидетельство языческого прошлого, христиане были уверены, что статуя изображает императора Константина, который прекратил преследования христиан в империи и сам принял новую веру.
    • Дворец сенаторов - здесь до конца XIX века заседали «отцы города». «Отцов» сменили городские чиновники- сегодня во дворце расположена мэрия Рима. Завораживающая архитектура «создателя Ватикана» не единственное достоинство здания. Рядом с ним на колонне - скульптура «волчицы-кормилицы», точнее её копия (оригинал рядом в музее), установленная за 400 лет до Рождества Христова.

    • Дворец консерваторов - это не клуб «стагнатов» и врагов прогресса. В Италии так называют судей. Административное здание построено для всё тех же чиновников. Сегодня здесь расположен музей.
    • Новый дворец - «брат-близнец» дома «консерваторов». С самого начала стал местом для выставления скульптурных и живописных коллекций, «подаренных народу».

    Музеи

    Вернее один музей, расположенный в Дворце Консерваторов и Новом дворце, связанный подземной галереей для удобства публики, предлагает собрания шедевров:

    • Дворец консерваторов - собрание античных скульптур. Среди самых выдающихся экспонатов - Капитолийская волчица (оригинал), Умирающий Галл, остатки колосса Константина, работы Бернини и других итальянских ваятелей периода расцвета искусств. Здесь же находится и картинная галерея, где представлены работы мастеров Возрождения и Барокко.

    • Новый дворец - собрание римских скульптурных портретов, оригинал статуи Марка Аврелия. Во дворце расположены выставочные залы музея, где экспозиция постоянно меняется — шедевров слишком много и выставить их одновременно не представляется возможным.

    Церкви

    Достопримечательности Капитолия обширны и многочисленны. Церкви здесь древние, полные чудотворных образов и мощей. Особенно можно выделить Базилику Девы Марии , которая стоит на месте храма Юноны. Здесь же находились и знаменитые храмовые гуси, которые предупредили римлян о приближении галлов.

    Императору Августу было видение в храме Юноны - женщина с младенцем на руках, которая сообщила ему, что он видит сына единого Бога. Случай произвел настолько сильное впечатление на правителя, что он отказался от обожествления своей персоны и построил первый христианский алтарь… Ещё до распространения христианства по всей Земле.

    Сегодня в базилике можно посмотреть:

    • Лестницу из 124 ступеней. Римляне убеждены - тот, кто в полночь поднимется по этой лестнице на коленях и искренне попросит о помощи Богородицу - выиграет в лотерее. Ночью здесь бывает людно.

    • Мощи Святой Елены - чудотворные реликвии, к которым стекаются паломники со всего мира.
    • Фрески и надгробия - работы великих художников (Донателло, Пентуриккьо, Микеланджело).
    • Фигура Младенца Христа - чудотворная деревянная скульптура, дарует исцеление от болезней.
    • Алтарный образ - икона византийского письма, изображает Мадонну с младенцем. Этот образ «остановил» чуму в Риме в XIV веке.

    Безусловно знакомство с Римом стоит начинать с места «где все начиналось». Однако помимо Капитолия итальянская столица богата и другими достопримечательностями. Здесь каждый сможет найти что-то интересное именно для себя, открыть свое любимое место. Чтобы вам было удобнее ориентироваться на местности, мы составили .

    Как добраться, время работы и цена за вход?

    Проще всего добраться до Капитолия пешком от станции метро «Colosseo». Дорога займет около десяти минут, по пути можно , скучно не будет.

    Сам Капитолий, как часть центра Рима, открыт для посещений круглосуточно и без всяких ограничений. Ночью, когда включается подсветка, туристов здесь становится даже больше. Шедевры Буонаротти и его учеников нельзя оградить или закрыть от глаз публики.

    Античные руины также доступны круглосуточно. Плата взимается за посещение музеев (15 евро, аудиогид - 5 евро), а для осмотра Марментинской тюрьмы нужно пожертвовать символическую сумму.

    Бесплатно можно посетить и Базилику Девы Марии. Службы здесь проходят ежедневно с 8 до 12 часов. Чтобы спокойно осмотреть все сокровища этого храма и сделать несколько фото, лучше зайти после полудня. Храм открыт для всех желающих до 7 часов вечера.

    Время работы музеев Капитолия - с 9:30 до 19:30. Доступ для публики закрывается за час до окончания работы. Выходных здесь только три - 25 декабря, 1 января и 1 мая. 24 и 31 декабря музеи работают до двух часов. На Капитолии часто бывают самые важные гости Итальянской республики, поэтому доступ может быть ограничен. Обычно туристов предупреждают об этом за пару недель до визита.

    Путешественники имеют возможность приобрести «Карту Капитолия», которая дороже обычного входного билета на 1 евро (16 евро). Обладатели карты могут посещать музеи и выставочные залы Капитолия на протяжении недели. Это лучший выход для того, кто хочет увидеть все шедевры и не заработать мигрень. Осмотреть экспозиции всех музеев (билеты продаются только комбинированные, купить билет только на одну экспозицию нельзя) за один день сложно.

    Русского гида найти довольно просто, за трехчасовую экскурсию придется заплатить около 50 евро. А помогут найти проводника-соотечественника туристические информационные центры. Один из них находится в помещении касс музеев Капитолия (подвальный этаж Дворца Консерваторов).

    Андрес Якубовскис