Расписание автобуса а1 в белграде. Как доехать из аэропорта николы теслы в белград. Где поесть в Белграде

В статье расскажу, как добраться до города из аэропорта Белграда. Поделюсь всеми способами, коих немного. Всего их три: общественный транспорт, такси или автомобиль (своей/арендованной). Поведаю про нюансы с автобусами, стоимость такси и парковки в аэропорту, а также расскажу, как доехать из аэропорта до отеля менее чем за 1 евро. Собираетесь в Международный аэропорт «Никола Тесла Белград» или, наоборот, из него? Тогда вы по адресу.

Если решите добраться из аэропорта Николы Теслы в центр Белграда общественным транспортом, то у вас есть два варианта.

  • Экспресс А1.
  • Автобус №72.

Проезд на автобусе А1 стоит 300 динар с человека в одну сторону (карта БусПлюс в нем не действует). Билет приобретается у водителя. Время в пути составляет 30 минут. Автобус следует по направлению Аэропорт Белграда — площадь Славия (серб. Трг Славија) почти без остановок. Точно знаю, что останавливается у Железнодорожного вокзала (там же расположен автовокзал). Возможно, водитель может остановить где-то по вашей просьбе, но не уверен.

С 08:00 до 18:00 из аэропорта автобус отправляется каждые 20 минут, в другие часы – один или два раза в час. Ходит с раннего утра и до поздней ночи (перерыв в движении составляет два часа – с 03:00 до 05:00).

В аэропорту остановку автобуса А1 найти очень просто. Она расположена практически у выхода из зоны прилетов.

Автобус №72 – обычный городской рейс, отправляющийся из Белграда от рынка Зелени Венац (Zeleni Venac) недалеко от и идущий до аэропорта Николы Теслы. Время в пути – 40-50 минут. Стоимость проезда – 89 динар по карте БусПлюс (зона 2), 150 динар, если покупать билет у водителя. Осенью 2018 года в общественном транспорте Белграда появилась возможность оплаты непосредственной банковской картой (не нужно брать Бус Плюс). Но у меня оплатить с помощью карты (Альфа-Банк, Россия) не вышло.

Едет автобус дольше, но его плюс в том, что, имея карту БусПлюс, вы можете пересесть на другой вид общественного транспорта в течение 90 минут после валидирования. Например, я жил за . Прилетел на самолете, сел в автобус №72, доехал до Зелени венац. Вышел из автобуса, поднялся к площади Теразии, сел на автобус №26 и доехал до дома. И заплатил за все про все 89 динар.

Подробно про общественный транспорт Белграда, про БусПлюс и оплату проезда я .

В аэропорту Белград автобус №72 останавливается на верхнем ярусе.

Из аэропорта Белграда на такси

На сайте аэропорта Николы Теслы приводятся официальные расценки на такси. Цена фиксированная, поделена на зоны. Например, в Нови Београд и такси из аэропорта обойдется в 1 400 динар (14 евро), а в центр Белграда – 1 800 динар (18 евро). Если будут называть цены выше, не соглашайтесь. А лучше закажите трансфер заранее в Интернете. Стоит он чуть выше, зато водитель встретит вас в аэропорту с табличкой, гарантия встречи – 100%.

Из аэропорта Белграда на автомобиле

Расстояние Аэропорт Белграда – центр города составляет 18 километров. Две точки связывает широкая современная трасса, есть все необходимые указатели, заблудиться сложно даже без навигатора.

В аэропорту Белграда работают стойки международных прокатных контор, но рекомендую не искать предложение на их сайтах, а сравнить цены в одном месте. Только учтите, что в Сербии машин с АКПП очень немного, и их аренда обычно чуть ли не в два раза выше.

В аэропорту работает большой паркинг. Стоянка непосредственно у терминала стоит 100 динар в час. Оплачивается в специальном киоске, которые работает на территории паркинга.

Если вы летите в Белград из Москвы и едете в аэропорт на собственном авто, то и про паркинг в столичных аэропортах информация тоже будет актуальной. Например, по ссылке можете забронировать парковку в Домодедово . На этом же ресурсе возможно бронирование парковочного места в других аэропортах Москвы.

Если вы улетаете из Белграда на несколько дней и есть необходимость оставить авто на парковке в аэропорту, то для этого предназначен другой паркинг. Он находится в 300 метрах от терминала. 1 сутки на стоянке стоят 800 динар.

Международный аэропорт Белграда — самый большой и загруженный аэропорт Сербии — принимает рейсы со всей Европы, России и некоторых стран Азии. Поэтому мы решили подробно изучить все способы, как добраться из аэропорта Белграда в центр города.

(международный код BEG) находится между районами Сурчин и Бежаниска Коса, в 12-ти км от границы города и в 18-ти — от его центра. Аэропорт носит имя известного ученого и изобретателя Николы Тесла. Здесь же базируется национальный перевозчик Сербии – авиакомпания Air Serbia.

Международный аэропорт Белграда — самый большой и загруженный аэропорт Сербии

Комплекс белградского аэровокзала небольшой, но уютный и вполне современный. В аэропорту работает два терминала, связанные между собой общей зоной.

Терминал №1 облуживает внутренние и чартерные рейсы, а также лоу-кост перевозчиков; Терминал 2 принимает регулярные рейсы, и на него приходится большая часть пассажиропотока. Здесь имеются несколько кафе, магазинчиков, пункт обмена валют и другие привычные для крупных аэропортов удобства.

Имеется в аэропорту Белграда и бесплатный Wi-Fi для пассажиров, а также предусмотрены многочисленные розетки для зарядки гаджетов.

Дешевые авиабилеты в Белград

Приобрести билеты в Белград можно достаточно дешево: местный перевозчик Air Serbia с завидной регулярностью проводит распродажи, опуская стоимость билетов до минимума. Если же с акцией не сложилось, то дешево долететь до Белграда проще всего с пересадкой в одной из Европейских столиц. Подобрать дешевую стыковку можно с помощью календаря низких цен ниже.

Помимо непосредственно рейсов в Сербию, аэровокзал Белграда также часто используется путешественниками для удобных стыковок при путешествиях в аэропорты и .

Схема аэропорта

Белградский аэропорт не очень большой, разобраться в схеме можно и на месте — много времени это не займет. Тем не менее, Top-trips отыскал схему терминала:

Табло прилета и вылета

Регулярно обновляемое табло аэропорта Белграда с актуальной информацией о вылетах и прибытиях:

Аэропорт на карте

Такси из аэропорта Белграда

Из аэропорта Белграда на такси легко добраться до любой точки в городе и ближайших окрестностях. Авто можно попытаться поймать у выхода из здания аэровокзала или заблаговременно заказать к своему рейсу через интернет.

Второй способ часто оказывается дешевле, поскольку редкий таксист устоит перед соблазном завысить цену для туриста. При заказе онлайн возможность манипуляции тарифами сводится к нулю: сервис рассчитывает стоимость поездки еще до фактической оплаты, и «добавить на месте» уже не получится.

При необходимости можно заказать машину с предустановленными креслами для детей, а если с Вами много вещей — авто с вместительным багажником. Водитель встречает своих пассажиров на выходе из зоны прилета с табличкой, где указаны их фамилии.

Еще один плюс заказа такси онлайн — учет возможной задержки или отмены рейса. Сервис такси самостоятельно монтиторит табло аэропорта и присылает машину точно к прибытию самолета.

Проверить актуальные цены на такси и заказать машину к своему прилету можно на этой странице .

Автобусы из аэропорта до города

От аэропорта до центра Белграда можно доехать автобусами А1 и №72.

Остановка Шаттла-минибаса A1 находится у аэровокзала. Автобус следует до площади Славия с промежуточной остановкой у железнодорожного вокзала. С 8.00 до 19.00 автобус курсирует каждые 20 минут, затем интервал между рейсами увеличивается до 60-ти минут. Время в пути до конечной остановки занимает около 30 минут. Билет можно купить у водителя, его стоимость — 300 сербских динар.

Аэропорт Белграда назван в честь всемирно известного ученого и изобретателя Николы Тесла

Маршрут городского автобуса №72 проходит от аэровокзала до автостанции Зелени Венац (Zeleni Venac). Дорога занимает около 40-ка минут, а проезд обойдется в 89 динар (порядка 0,7 €). Билеты можно приобрести в кассе или непосредственно у водителя. Во втором случае билет выйдет несколько дороже — 150 динар (1,2 €).

Аренда авто в аэропорту Белграда

В здании аэровокзала находятся сразу несколько компаний по аренде авто, и, при желании, машину можно оформить прямо в зоне прилета. Однако здесь следует быть внимательными.

Арендуя авто в аэропорту Белграда, стоит учесть т.н. дополнительные платежи, которые часто отсутсвтуют в буклетах прокатчиков. Чаще всего это касается страхования.

Во избежание сюрпризов машину имеет смысл бронировать через специализированный сервис сравнения цен автопрокатов. Одним из наиболее популярных в Европе является Rentalcars — детище того же холдинга, что и знаменитый отельный портал Booking.com.

Система построена так, что все условия местных прокатов приведены к «единому знаменателю», что позволяет за считанные секунды выбрать наиболее выгодное предложение и не оставляет возможности для манипулирования ценами.

В 95% ситуаций такой подход позволяет значительно сэкономить. Узнать стоимость аренды авто в аэропорту Белграда на нужные Вам даты и уточнить условия проката

Большинство поездок мы планируем тщательно и заранее, но некоторые идеи путешествия возникают спонтанно. Именно так получилось путешествие из Москвы в Белград на выходные дни . Рано утром в субботу мы прилетели в столицу Сербии и времени на прогулки и осмотр основных достопримечательностей у нас было ровно два дня.

В Сербии мы хотели побывать давно, но как-то всё не получалось, то времени не хватало, то не удобно было совмещать маршрут с другим перелётом. И вот настал день, когда мы ступили на сербскую землю.

Как добраться из аэропорта до центра Белграда?

Сразу при выходе из аэропорта, слева от входа стоит автобус-экспресс номер "А1". Он довезёт вас до центра города, но стоит не дёшево. Гораздо дешевле можно доехать на обычном городском автобусе, но нужно подняться на верхний уровень, там также около входа в аэропорт имеется остановка общественного транспорта. Маршрут автобусов примерно одинаковый, оба довезут вас до центра, откуда вы сможете сразу начать осматривать достопримечательности.

Свою прогулку по центру города мы начали от ж/д вокзала. Автобус-экспресс "А1" имеет остановку прямо возле вокзала. При выходе из автобуса, не забудьте поинтересоваться у водителя о времени отправления обратно. Скорее всего он даст вам бумажку с расписанием. Остановка для отправления в сторону аэропорта, находится за углом здания ж/д вокзала.

Центральный железнодорожный вокзал (Главна железничка станица) - это красивое старое здание. Несмотря на отсутствие современного ремонта, выглядит аккуратно. Ежедневно с вокзала отправляются поезда в Будапешт, Братиславу , Любляну, Софию, Вену, Загреб, Подгорицу, Цюрих, а также очень часто туристы покупают ж/д билеты, чтобы поехать осенью в Прагу . Если войти внутрь через центральный вход и сразу посмотреть налево, вы увидите газетный киоск. Здесь вы можете бесплатно получить туристическую карту Белграда , с указанием основных достопримечательностей, музеев, ресторанов. Карта очень удобная, именно по ней мы ориентировались все выходные дни.

Купив чипсов и минералки, мы отправились пешком по направлению к центральной улице.

Дорога наша проходила по бедным улочкам, с разукрашенными стенами. На тротуарах тут и там расположились торговцы, которые вынесли на продажу различные старые вещи: книги, обувь, утюги, фотоаппараты, значки, кошельки т.д. Такого я не видел уже очень давно.

Улица Князя Михаила (Knez Mihailova) - главная пешеходная улица Белграда . Это самое сердце города, очень напоминает Арбат в Москве. По левой и правой части расположены торговые точки с сувенирами, национальной одеждой и посудой, многочисленные кафе и рестораны. На самой пешеходной части играют уличные музыканты, местные художники выставляют свои картины. Туристов было немного, т.к. во время нашей прогулки на часах было около 8 утра.

На этой улице мы увидели небольшую металлическую пирамиду - белградский "нулевой километр". На каждой ее стороне указана широта, долгота и высота над уровнем моря.

Не забудьте купить ярких сувениров, чтобы по приезду подарить друзьям и знакомым.

В центре города здания в основном высотные, построенные в 80-е - 90-е года. Очень выделяется на фоне остальных домов здание отеля "Москва". Отель очень красивый, был построен в 1906 году.

Рядом с современными постройками расположены церкви и соборы.

Уличная еда в Сербии.

Гуляя несколько часов по улицам мы проголодались и решили найти, что перекусить. Долго искать не пришлось, в городе великое множество кафе, уличных палаток и передвижных холодильников с разными булочками, пирожками, сладостями и т.п. Уличная еда в Сербии очень разнообразная и вкусная. Особенно нам понравилась местная "шаурма" - мясо в лаваше, с овощами и картошкой фри. На выбор предлагается несколько видов сочного мяса, разные соусы и свежие овощи. Сербская шаурма оказалась вкуснее, чем в Москве, больше по объему и дешевле.

Парк и крепость Калемегдан.

Завернув за угол и немного пройдя вперед перед нами открылся вид на большой лесной массив. Это парк Калемегдан, а в его центре расположена старинная крепость. Крепость Калемегдан была возведена более 2300 лет назад на месте слияния двух рек Савы и Дуная.

За годы существования она разрушалась, а затем восстанавливалась - 44 раза. Сербы очень гордятся этим местом. Ежегодно десятки тысяч туристов со всего мира приезжают сюда, полюбоваться прекрасными видами окрестностей с этого холма и окунуться в атмосферу старины.

В парке в выходные гуляют семьи с детьми. За счет того, что парк расположен на холме высотой 125 метров над уровнем моря, даже в жаркую погоду всегда дует небольшой приятный ветер. Для любителей поиграть в шахматы оборудовано очень удобное место под кронами старых деревьев.

Где обменять деньги и что лучше брать с собой?

После музея мы еще немного прогулялись по парку и крепости, сделали фото на память, а затем решили отправиться в город на поиски кафе. Прежде, чем пойти поужинать необходимо было обменять немного денег. С этим проблем нет. В городе очень много обменных пунктов, называются: "Меньачницы". Здесь вы без труда сможете обменять свои наличные на сербские динары, ТОЛЬКО ИМЕЙТЕ ВВИДУ , что российские рубли здесь не очень любят. Как минимум в двух пунктах обмена на пешеходной улице нам отказали в обмене, как только увидели, что достаем рубли. Поскольку у нас большой опыт путешествий по разным странам, всегда есть в запасе немного американских банкнот. Доллары принимают к обмену с радостью, поэтому лучше их брать с собой в качестве наличных средств. Или можете расплачиваться банковской картой, практически во всех магазинах, кафе и ресторанах их принимают к оплате.

Где поесть национальную сербскую еду?

В каждой стране мы стараемся питаться используя максимально только национальную еду. Так было в Таиланде, когда мы ели морепродукты , а во время путешествия по Армении мы попробовали севанского сига . Здесь мы тоже нашли ресторан с национальной сербской кухней - "Kolarac", все на той же улице Князя Михаила. Цены в меню оказались приемлемые, а еда очень вкусной. Суп с телятиной, вкуснейшая мясная котлета на гриле, Шопский салат с сербским сыром, грейпфрутовое пиво. Полноценный обед из трех блюд и напитков на двоих обошелся нам - 1500 рублей. Если вы задаетесь вопросом: "где вкусно и недорого поесть в Белграде?" Советуем отправиться в ресторан на улицу Князя Михаила, дом 46. Нам очень понравилась атмосфера, обслуживание, вкусная еда и напитки.

Общие впечатления от аэропорта Никола Тесла в большей степени положительные. Думаю это из-за персонала. Девушка на стойке регистрации багажа была по-материрски заботлива и по-хорошему суетлива едва ли ни в отношении всех пассажиров рейса Белград-Москва. Даже самых наглых. Да, есть и обратная сторона - скопилась здоровенная очередь, многие начали бухтеть, а кто-то и вовсе полез без очереди, объясняя свои нелепые действия боязнью не успеть или путаницей (в их понимании) со стойками сдачи и регистрации багажа (обратите внимание: drop off означает сдача багажа уже зарегистрированных пассажиров, check in - регистрация всех пассажиров). Что тут скажешь... Такой мы народ, ну, что поделать... Конечно, все загрузились в самолёт и никто за бортом не остался. Летел, кстати, Аэрофлотом.

На заметку. При выезде из Сербии пограничники не ставят штамп в паспорт. Не стоит переживать и бегать в панике с паспортом по аэропорту 🙂

Как добраться от аэропорта до города

Автобус Белград - аэропорт

От аэропорта до города и обратно курсирует автобусный маршрут А1. Автобусы новые, водители вежливые. На сегодняшний день это самый удобный из бюджетных способов добраться из аэропорта до города. Стартует автобус с Площади Славия (остановка прямо напротив входа в отель Slavija) и следует через главный ж/д вокзал с остановкой на 2-3 минуты. Далее до аэропорта без остановок.

Автобус курсирует круглосуточно: из города с 06:20 до 19:20 каждые 20 минут, а с 20:30 до 05:20 каждый час; из аэропорта 07:20 до 18:20 каждые 20 минут, а с 18:40 до 06:00 каждый час соответственно.

Цены: билет в один конец стоит 300 динар. Время в пути около 35-40 минут. К оплате принимают только наличные. Оплата непосредственно у водителя (подойдет сам, когда загрузитесь в автобус).

Остановка в городе - напротив отеля Slavija

Билет стоит 300 динар

Остановка автобуса в аэропорту

Полное расписание автобуса А1

Помимо прямого автобуса А1, существует рейсовый автобус №72. Самый бюджетный вариант. В пути делает абсолютно все остановки, а время в дороге в часы пик может составить более часа. Оплата возможна только наличными непосредственно у водителя. Стоимость 150 динар, если покупать у водителя или 89 динар, если купить заблаговременно в специализированном киоске в черте города. Вариант для транзитных пассажиров так себе, особенно если времени мало (5-6 часов). В таком случае лучше взять такси или заказать трансфер заранее.

Помимо вышеперечисленных, существует ещё один вариант - автобус №607. Стоимость аналогична предыдущему, а вот маршрут несколько отличается и без пересадки при таком варианте не обойтись.

Такси Белград - аэропорт

На выходе из терминала зоны прилёта слева есть стойка официального такси. Стоимость порядка 2000 динар (около 1000 рублей). Время в пути займет примерно 20 минут.

Русскоговорящий трансфер в Белград из аэропорта в отель

Трансфер отличатеся от такси тем, что нет вообще никаких заморочек. Отличный способ почувствовать себя уважаемой персоной. Ещё бы, встретят с табличкой, проводят до машины, помогут перегрузить багаж и т.д. Плюс, оплатить трансфер можно в интернете заранее - не надо менять евро/доллары или рубли на сербские динары. Аналогично с детским креслом - заполняешь соответствующее поле ещё на этапе бронирования.

Проверить цены и оформить заказ можно ниже, через соответсвующий виджет сайта KiwiTaxi - международный сервис по бронированию трансферов.

Аренда авто в аэропорту Белграда

Тарифы на прокат машин в Сербии я бы назвал средними (хотя, конечно, смотря с чем сравнивать). Если прилетать в аэропорт втроём или вчетвером, то имеет смысл взять авто в аренду и покататься по городу. Аренда авто имеет смысл и в том случае, если в Белграде у вас только пересадка и времени не так много.

Через виджет сайта Rentalcars (агрегатор прокатных компаний) можно проверить цены в режиме реального времени. Забронировать здесь же, конкретно этот сайт меня пока не подводил. Самое удобное - сравнение условий на русском, не надо копаться в заковырках каждого конкретного проката.

Аэропорт Белграда - обзор

Зоны прилета и вылета

Вот такой уютный ресторанчик расположился справа от входа в терминал 1. Летняя веранда (на фото) работает в тёплое время года.

Уютное кафе на открытой веранде возле аэропорта

При входе в аэропорт Белграда сразу бросается в глаза отсутствие рамок металлодетектора. Хорошо это или плохо я не знаю, а вот любителям приезжать за 10 минут до окончания регистрации этот факт не может не радовать.

Терминал 1 - зона вылета

Терминал 1 - зона вылета

Терминал 1 - зона вылета

Проход к паспортному контролю (для вылетающих из Белграда)

Услуги в аэропорту

Самой полезной из бесплатных услуг я бы назвал напольные весы, что стоят прямо при входе в терминал 1 справа (рядом с автоматом по обмену валют и упаковкой багажа). Перед сдачей багажа можно посмотреть его реальный вес и переложить что-то, если вес превысил установленный конкретной авиакомпанией.

Уютные кафе в здании аэровокзала

Стойки упаковки багажа находятся как сразу при входе в терминал 1 (справа), так и при входе в терминал 2.

Цены: упаковка багажа обойдется в 450 динар. К оплате принимают только наличные. Часы работы: c 4:30 до 18:00.

Стойка упаковки багажа

Детская игровая площадка номинально была, по факту она не работала. Возможно, это временно.

Закрытая детская игровая площадка

После паспортного контроля пассажирам доступны магазины беспошлинной торговли, сувенирные бутики и подобное. Цены задраны (как и в любом другом аэропорту), ассортимент посредственен. На полках подобных лавок можно встретить даже иконы. Вообще, сложилось впечатление, что в Сербии с суверенами, ну, как-то не очень...

Магазины беспошлинной торговли (Duty free) в транзитной зоне

Продают национальные костюмы и магниты (спасение для тех, кто не успел купить в городе)

Банкоматы и обмен валюты

Как таковых банкоматов в аэропорту Белграда непосредственно в зонах прилёта/вылета я так и не отыскал. Так что, получить наличные по банковской карте в аэропорту уже после прохождения границы (это, если прилетать в Белград) может быть слегка проблематично. Банкоматы есть в зоне транзита и, если в планах выйти ненадолго в город, то лучше снять наличные именно там, до прохождения погранконтроля. Обменник есть в зоне прилёта, однако работает он с 10 утра.

Спасением "утопающих" может стать автомат по обмену валют на сербские динары. Принцип действия следующий: вставляешь евро, доллары или даже рубли в купюроприёмник сразу одной пачкой в размере той суммы, которую терминал показывает на экране (т.е. ту сумму, которую он сможет физически выдать, имея в наличии те или иные банкноты в конкретный момент времени), нажимаешь "подтвердить" и забираешь деньги с чеком. Снять деньги с банковской карты здесь невозможно.

Главный нюанс в том, что русскоязычной прошивки у этого автомата попросту нет. Тем, кто владеет английским, разобраться в последовательности действий особого труда не составит, а вот всем остальным придётся попотеть. Я советую в таком случае заказать трансфер до города (встретят с табличкой с вашей фамилией), а уже в городе снять или обменять деньги в нужном кол-ве.

На заметку. Автомат не принимает сербские динары и не меняет их обратно на рубли, евро или доллары.

Курс конвертации в подобных автоматах примерно на 20% хуже, чем официальный курс ЦБ, установленный на день совершения операции. Имеет смысл обменять здесь небольшую сумму на проезд до города (если ехать автобусом), а в городе снять деньги с банковской карты или обменять в любом доступном обмените. Таксисты довольно охотно принимают евро, так что иногда обмен в аэропорту в действительности будет не нужен.

Автомат по обмену валюты - расположен при выходе из терминала 1 слева

Место для курения

Каких-то специальных мест, или уж тем более курительных комнат, как , в аэропорту "Никола Теста" мною замечено не было. Курить разрешено (по крайней мере все так и делали) прямо перед входом в терминал, так что можно спокойно зарегистрироваться на свой рейс или просто сдать багаж (если регистрировался онлайн) и выйти на улицу, чтобы подымить перед полётом. Лично я не курю и вам не советую.

Пересадка (транзит) в аэропорту Белграда

Транзит через Белград для россиян достаточно удобен. Визы и прочие формальности не помеха (гражданам России виза вообще не нужна), потому можно беспрепятственно покинуть аэропорт, съездить погулять в город или переночевать в отеле и вернуться обратно к нужному времени. Если всё равно боитесь чего-то или на руках у вас посадочный только на одно плечо маршрута, то можно подойти на так называемый transfer desk, чтобы получить второй посадочный или уточнить нужную информацию. Всё проходит очень доброжелательно.

Стойка транзитных рейсов

Логотипы авиакомпаний, осуществляющих транзит в аэропорту Белграда

(цена от 20 евро за номер, завтрак не включён)

  • Motel Jovanje (цена в среднем 40 евро за двухместный номер, завтрак не включён)
  • Apart Hotel K (цена в среднем 40 евро за двухместный номер, завтрак включён)
  • Ночь в аэропорту Белграда

    При пересадке в Белграде можно провести всю ночь в аэропорту. Однако, есть вариант и получше. Автобусы из/в аэропорт ходят ночью каждый час, а потому можно воспользоваться автоматом по обмену евро/доллары/рубли на динары и сгонять в город. Самое крутое, что можно придумать - это познакомиться с очень интересным явлением, секретными барами в квартирах. Суть в том, что добрая половина этих мест засекречена (вход не найти, если не знать о нём заранее) и потому там царит своя очень необычная атмосфера. На ряду с обычными барами, в секретных квартирах можно выпить кофе, пенный напиток или даже крепкий алкоголь.

    Потаённые ходы знает вот (русский парень Василий - житель Белграда), кто поможет попасть в квартиры, организовав настоящую экскурсию по самым интересным местам. Сходите, не пожалеете! Экскурсия бронируется онлайн заранее и оплачивается в рублях.

    Чем ещё можно заняться при пересадке

    Если пересадка дневная, то вполне можно успеть сходить на экскурсию по городу. Пожалуй, это максимальное в плане полезности проведенного времени занятие. В основном все дневные экскурсии 3-х или 4-х часовые, потому времени останется ещё и на поесть ( писал про рекомендованным мной места), и на погулять.

    Из Словении в Москву я летела через Белград (или, по-сербски, Београд). В столице Сербии у меня была долгая стыковка между рейсами, которой я воспользовалась, чтобы познакомиться с достопримечательностями Белграда.

    От аэропорта Николы Тесла до центра города ходят два вида автобусов: экспресс А1 и городской автобус № 72. Остановка — напротив выхода из здания аэропорта. Расстояние от аэропорта до центра Белграда — 18 км.

    Билеты можно купить у водителя. В аэропорту я поменяла 10 евро на сербские динары, ими и расплатилась. Билет на 72-й автобус стоил 90 динар, на шаттл — 300 (100 динар ~ 60 рублей).

    В светлое время суток и экспресс, и 72-й — ходят практически каждые 20 минут. Туда я ехала на 72-м, обратно — на экспрессе. Писали в отзывах, что 72-й делает много остановок. По времени на 72-м вышло минут на 10 подольше.

    А1 по пути делает 3 остановки: одну в Нови-Београде (Фонтана-Парижская коммуна) и две — в Старом городе (на ж/д вокзале и на Трг Славии). От Трг Славии, конечной остановки А1, близко до церкви Св Саввы, музея Николы Тесла, Парламента.

    У 72-го автобуса конечная «Зелени Венац» (овощной рынок), от которого минут 5-10 до площади Теразие и до начала улицы Князя Михаила. Я бы посоветовала начать маршрут с улицы Князя Михаила и крепости Калемегдан, к которой эта улица как раз и выводит.

    Официальный сайт белградского аэропорта — https://www.beg.aero/. Там можно посмотреть расписание, схему движения и уточнить текущие цены на билеты.

    Карта Белграда с достопримечательностями

    Первые впечатления от Белграда

    Итак, в аэропорту я села на автобус и поехала в город.

    Перед поездкой я читала отзывы о Белграде, какой он красивый и интересный, но городская застройка, проплывающая перед моими глазами за окнами автобуса, никак этого не подтверждала. Напротив, после уютной Любляны (столицы Словении), после задорного, молодцеватого (столицы Хорватии) Белград выглядел неухоженным и запущенным. Из благополучного евро-социума я переместилась в полу-азиатский — полу-цыганский город. А ведь не так давно все эти города принадлежали одной стране — Югославии.

    Другой уровень жизни ощущался и по виду улиц, и по одежде жителей. Униформа молодых девушек – узкие джинсы, кеды и футболки. Многие мужчины были одеты в спортивные костюмы.

    Сначала автобус ехал по Нови-Белграду, потом по Бранкову мосту пересек реку Саву – мы переместились в Старый город. Но за окнами мало что изменилось.

    Рядом со мной сидел дедушка, хорошо говоривший по-русски. Он подсказал, на какой остановке выходить («Зелени Венац»).

    Вышла. На остановке грязно, в подземном переходе страшновато.

    Дошла до Теразие, широкой центральной улицы, главным украшением которой является отель «Москва» — здание в стиле «сецессион».

    Рядом с отелем «Москва» стоит фонтан Теразийская Чесма, построенный итальянцами в 1860-м году.

    Другие дома на Теразие выглядят мрачновато.

    Улица Князя Михаила

    От Теразие начиналась улица Кнеза Михаила – широкая пешеходная улица с солидными домами. Картина разительно изменилась. Я воодушевилась и приготовилась восхищаться.

    Действительно, на улице Кнеза Михаила много замечательных в плане архитектуры зданий, построенных в 70-80-х годах 19 века (все тот же «сецессион», влияние Вены и Будапешта).

    Посередине улицы установлены лавочки.

    Провода сплелись в паутину

    Улица, более строгая и официальная в начале, ближе к парку Калемегдан заполняется столиками летних кафе.

    В итоге, улица Кнеза Михаила стала для меня самым примечательным и красивым местом Белграда.

    Кстати, и сам город зародился на этом месте: здесь был центр римского поселения Сингидунум.

    Белградская крепость Калемегдан

    Улица Кнеза Михаила вывела меня к главной достопримечательности Белграда – парку Калемегдан и Белградской крепости. День был воскресный, в парке и по крепости гуляло много народа.

    По-турецки Калемегдан обозначает поле между крепостью и городом (другое толкование – поле боя). Кале — крепость, мегдан (майдан) — поле.

    Высоченный утес (125 м) в месте впадения реки Савы в Дунай и широкое плато наверху – идеальное место для устройства крепости, и первую крепость на этом месте возвели римляне в 1-м веке н.э. Потом крепость разрасталась, укреплялась, перестраивалась каждым новым хозяином. А хозяева менялись очень часто.

    Вся история этих мест – бесконечная череда сражений, разрушений и возрождений. Римляне, гунны, Византия, авары, славяне, венгры, болгары. 1284 год – впервые городом управляют сербы (недолго и чередуясь с венграми). С 1521 – то турки, то австрийцы. 1867 – Белград наконец стал сербским. В первую Мировую войну был оккупирован Австро-Венгрией. 1918 — Белград объявлен столицей сербов, хорватов и словенцев.

    1941 – бомбили немцы. 1944 – бомбили союзники. 1999 – бомбили американцы. Просто рок какой-то.

    Сейчас Калемегданом называют и парк перед крепостью, и саму Белградскую крепость. Крепость состоит из двух частей: на плато расположена верхняя часть, затем идет резкий спуск к подошве холма, и там, возле Дуная, находится нижняя часть крепости. Выстроена крепость из кирпича. Хотя на схеме она изображена с белокаменными стенами.

    Для сербов это место знаменательно тем, что именно здесь в 1867 году турки признали свое окончательное поражение и передали город сербам. Турецкий султан вручил ключи от крепости князю Михаилу Обреновичу, и сейчас на этом месте стоит памятник Сдачи ключей Белградской крепости. Князь Михаил является ключевой фигурой истории Сербии.

    Есть еще перед крепостью вот такой экспрессивный памятник, поставленный в знак благодарности Франции за помощь в Первой Мировой войне.

    Чтобы попасть в крепость со стороны парка, надо пройти трое ворот.

    Сначала по мосту переходим на равелин — треугольное фортификационное сооружение перед главными воротами.

    Во рву равелина сейчас расположены теннисные корты.

    С равелина переходим к Стамбульским воротам. Но и это еще не все.

    Пространство между второй и третьей стенами заполнено военной техникой. В крепости находится Военный музей, и часть техники выставлено во рву под крепостными стенами.

    Внутри стены – касса. Гулять по крепости можно бесплатно, но на территории Калемегдана находится несколько объектов, на посещение которых надо купить билет. Это башни Сахат и Небойша, римский колодец и пороховой склад. Стоит единый билет 400 динар (~240 рублей).

    Первый платный объект находится сразу у входа в крепость — это Сахат кула, или Часовая башня.

    Надо подняться на крепостную стену, а потом залезть на башню. Впрочем, Сахат кула невысокая.

    С нее хорошо видно участок стены возле главных ворот.

    Вот так брутально выглядит Военный музей:

    Вид на Военный музей

    Внутри крепости парк продолжается. Гуляя по нему, все время натыкаешься на остатки фундаментов, фрагменты строений.

    Верхняя часть крепости заканчивается парапетом вдоль кромки утеса, откуда хорошо видны нижняя часть крепости, реки Сава и Дунай и лежащий напротив крепости Большой Ратный остров.

    Дунай в Белграде – тягучий, полноводный, вальяжный. Тем летом мои путешествия несколько раз приводили меня на берег Дуная – начиная от и кончая . Под Веной река молода и проворна, в Будапеште Дунай набирает солидность, в Белграде он могуч и величав.

    Если идти вдоль края утеса направо, то попадаешь к Деспотовым воротам.

    Деспотовы ворота

    Ворота названы в честь деспота Стефана Лазаревича.

    Для нас слово «деспот» сродни «тирану», но у древних греков оно означало «господин, хозяин». Сербское государство в 16-17 вв называлось — «Сербская деспотия». Стефан Лазаревич стал первым деспотом этого государства.

    Пересечение наших языков позволяет понимать надписи и даже порой что-то выяснить. Но на наш слух сербский язык кажется простоватым и немного наивным. Вот, например, названия на карте города: «памятник Васе Чарапичу», «Капитан-Мишино здание», «пешачка зона».

    За Деспотовыми воротами находится ров, через который переброшен длинный деревянный мост.

    Мост выводит к самым могучим воротам Белградской крепости – воротам Зиндан 1450-го года постройки.

    От них начинается мощеный булыжником проход, зажатый меж двух крепостных стен, выводящий к невысокой, угловой башне.

    Пройдя этот укрепленный угол с тремя башнями, выходим к живописному участку парка.

    Справо от стены находится Белградский Зоопарк.

    Слева, чуть ниже крепостных стен, на небольшой площадке посреди склона, стоят церковь Ружица и часовня Св. Параскевы Пятницы (Svete Petke). Это целый комплекс, хотя и очень компактный, включающий в себя, помимо церкви и часовни, галерею и крытую колоннаду.

    Пожалуй, это самое многолюдное место крепости. В церкви Ружица народ стоял вплотную друг к другу. Впрочем, и размером она небольшая.

    Росписи и мозаики — в непривычной для нас манере. Напоминают иллюстрации в детских сказках.

    Вот такой Иисус: курносый, простоватый, с огромными глазами.

    От церковного комплекса дорожка спускается в нижнюю часть крепости.

    Проходим мимо бывшего турецкого хамама,

    мимо ворот Карла VI-го,

    мимо караульного помещения – до башни Небойши, второго музейного объекта, входящего в билет.

    Я очень вовремя подошла к этой башне, так как в одно мгновенье погода испортилась: небесные хляби разверзлись, и хлынул ливень.

    В башне Небойша устроен музей, он имеет несколько уровней-этажей и посвящен турецкому периоду крепости.

    Когда-то башня Небойша имела таможенные функции и регулировала проход кораблей к городу – к башне был прикреплен конец цепи, перекрывавший проход через реку. Использовалась она и как тюрьма.

    Ливень продолжался так долго, что я на некоторое время сама почувствовала себя пленницей Небойши.

    Наконец, устав слоняться по башне, я вышла под дождь и отправилась на другой конец нижних укреплений. Начался подъем в гору, и вскоре я уже входила под своды Порохового склада – третьего объекта музейного билета. Пороховой склад напоминал катакомбы и был заполнен преимущественно саркофагами и могильными плитами.

    От Порохового склада мощеная булыжником дорожка-лесенка поднималась к верхнему уровню крепости.

    Я опять оказалась наверху, уже в южной части крепости. Здесь над местностью главенствовал памятник в виде обнаженного мужчины на высоком столбе-постаменте. Называлась эта композиция «Победник». Установлена в 1928 году в честь победы под Солунью в 1918 году.

    От Победника открывался широкий обзор на Новый Белград и Саву.

    Рядом со смотровой площадкой, почти вросший в землю, виднелся купол – и это оказался четвертый музейный объект: Римский колодец, который меня просто поразил своей мощью.

    Некоторое время подбираешься к нему как бы по спирали.

    Над колодцем – купол (подобный купол был над турецкой ).

    В глубину холма уходит ствол колодца.

    В общем, колодец впечатляющий. «Какие римляне!» — восхитилась я. А потом прочла, что колодец перестроен австрийцами в 1717 во время реконструкции крепости. Колодец глубиной 60 метров. Две спиральные лестницы вокруг него спускаются на глубину 35 метров.

    Ж/д и автобусные билеты в Европе - и
    Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.