Петропавловская крепость летний дворец петра i. История. Время работы и стоимость билетов

Предыдущая фотография Следующая фотография

Летний дворец Петра I считается одним из самых старых зданий в Санкт-Петербурге. Дом находится в очень красивом месте под названием Летний сад. Этот парк был разбит в начале 18 века, когда Северную столицу только-только начинали застраивать. Для работы над своей летней резиденцией Петр I пригласил именитых архитекторов и садовых мастеров. Царь мечтал обустроить здесь сад в версальском стиле. Забегая вперед, скажем, что у него это получилось и до сих пор Летний сад остается одним из любимейших мест отдыха туристов и жителей города.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы.

Место для Летнего дворца Петр выбрал между Невой и Фонтанкой (в те годы - Безымянным ериком), как раз там, где находилось имение шведского майора Эриха фон Коноу. Именно здесь был построен небольшой двухэтажный каменный дом по проекту архитектора Доменико Трезини. Правда, изначально план дома Петр сделал самостоятельно, а Трезини лишь скорректировал его. Стоит отметить, что Летний дворец Петра I не отличается пышностью. Это весьма скромное здание в стиле барокко, совсем непохожее на царские хоромы. Планировка обоих этажей совершенно одинаковая. Здесь всего 14 комнат, 2 поварни и 2 внутренних коридора. На первом этаже располагались комнаты царя, на втором - его супруги Екатерины. Хозяева использовали этот дом только в теплое время - с мая по октябрь. Именно поэтому в Летнем дворце Петра I тонкие стены и одинарные рамы в окнах. Фасад дворца украшают 28 барельефов, на которых изображены события Северной войны.

На крыше Летнего дворца Петра I расположен медный флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея. Флюгер приводит в движение механизм ветрового прибора, расположенного внутри дома. На специальном табло прибора указывались направление и сила ветра. Это необычное для того времени устройство Петр I заказал в Дрездене у придворного механика.

Несмотря на внешнюю простоту в Летнем дворце Петра I было все, что требовалось для нужд государя. В приемной он читал письма, рассматривал жалобы и иногда принимал посетителей. По соседству находились токарня и станок, за которыми Петр работал, спальня, гардеробная, поварня, столовая и большая комната - ассамблея. Для провинившихся был предусмотрен карцер. Внутреннее убранство дворца в аллегорической форме прославляло победу России над шведами в Северной войне. На втором этаже находились спальня Екатерины, детская, комната фрейлин и отдельная комната для танцев.

Интересно, что в Летнем дворце Петра I была оборудована система канализации - самая первая во всем Петербурге. Здание с трех сторон омывалось водой, которая поступала в дом с помощью насосов. Течение реки Фонтанки служило движущей силой системы канализации.

Рядом с дворцом находится еще одно здание - Людские покои. Здесь располагалась знаменитая Янтарная комната, огромная библиотека и многочисленные коллекции самых разных вещей, которые собирал Петр. Например, в Людских покоях хранилась анатомическая коллекция голландского ученого Рюйша. По сути в этом доме располагался большой музей: сюда царь привозил различные диковинки, механизмы, множество циркулей, астрономических приборов, камни с надписями, предметы быта разных народов и многое-многое другое.

Свою основную функцию загородной резиденции царя Летний дворец исполнял до середины 18 века. Затем им стали пользоваться чиновники. Некоторое время дворец даже стоял заброшенным. Именно это и сохранило его от перестроек. В 1934 году здесь расположился историко-художественный музей. Здание пострадало во время Великой Отечественной войны. Но масштабная реконструкция в середине 50-х годов 20 века помогла полностью восстановить дворец. Сегодня резиденция царя входит в состав Русского музея , любой желающий может зайти внутрь и узнать, как жил Петр I.

Практическая информация

Адрес Летнего сада: Санкт-Петербург, набережная Кутузова, 2. Ближайшая станция метро - «Гостиный двор». Вход в сад бесплатный, часы работы - с 10.00 до 20.00. Выходной день - вторник.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, бывшая императорская резиденция, построенная по проекту Д. А. Трезини в 1710-1714 годах. В настоящее время здание входит в состав Русского музея.

Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней. Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы. Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.

Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра. Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.

Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны. В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.

На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.

В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.

После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.

В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.

Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Летнего дворца Петра I будет интересно туристам, интересующимся архитектурой начала XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившиеся на территории , а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями -

К. П. Беггров. Вид дворца Петра I в Летнем саду. Литография по рисунку В. С. Садовникова. 1830 год

О петровской резиденции в Летнем саду Санкт-Петербурга.

Кажется, редкий исследователь, занимающийся «Летним домом» — так называли в начале XVIII века дворец Пет­ра I, — не сетовал на дефицит источников, имеющих отношение к этому зданию архитектора Д. Трезини. «О постройке [Летнего дворца] не сохранилось верных сведений», — писал в 1839 году литератор А. П. Башуцкий. «История Летнего дворца еще не выяснена», — резюмировал в начале XX века искусствовед И. Э. Грабарь. «Ранняя история царской летней резиденции овеяна легендами», — вторит им археолог В. А. Коренцвит. Задвинутый в угол Летнего сада небольшой двухэтажный дом царя менее всего походил на резиденцию всесильного монарха. «Петр I заложил его скорее для своего развлечения, нежели имея в виду построить императорский дворец», — отмечал в 1735 году шведский ученый К. Р. Берк. Прусский чиновник И. Г. Фоккеродт, видимо, бывавший во дворце еще при жизни Петра, и вовсе называет трезиниевское творение «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». Причиной тому Фоккеродт считал плохой вкус русского монарха, любившего маленькие низенькие покои. «Чертеж, представленный одним голландским зодчим, с тесными комнатами и удачно выгадывавший свободное место, — пишет чиновник о каком‑то петровском строении, — навсегда удержал у Петра преимущество перед тем планом, который начертил с большим вкусом один итальянский или французский зодчий». Иногда высказывается мнение, что царь, построивший себе столь неприметный внешне дворец, желал жить в нем как частное лицо, между тем как дворец князя А. Д. Меншикова имел «представительские функции». Едва ли это верно. Источники сообщают: летнюю резиденцию Петра I посещали иностранные послы, видные сановники, архитекторы. Например, в октябре 1722 года «в Летнем доме Его Императорского величества <…> был консилиум» о каменном строительстве в Петербурге, где, помимо царя, присутствовали начальник канцелярии городовых дел У. А. Синявин и архитекторы Д. Трезини и Стефан ван Звитен. Здесь же проходили и увеселения: шотландец П. Г. Брюс, служивший при Петре I, сообщает, что тот часто давал балы и устраивал приемы в своем Летнем дворце, «а не у князя Меншикова, как прежде». Аудиенции послов тоже проходили в Летнем дворце, о чем упоминает один из участников польского посольства, посетившего Петербург в 1720 году. Свидетельство неизвестного автора, фигурирующего в литературе как «поляк‑очевидец», чрезвычайно ценно, поскольку является единственным описанием внутренних покоев Летнего дворца эпохи Петра I. Царь повел посла за собой во дворец, «очень красиво украшенный различной китайской обивкой». В трех комнатах поляк увидел бархатные кровати с широким позументом, множество зеркал и украшений. Пол — мраморный. Кухня — «как комнаты в других дворцах». В поварне — насосы для подачи воды, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Знакомясь с «оснащением» царской кухни, невольно приходишь к выводу: именно со строительством Летнего дворца Петр получил наконец хорошо налаженный быт. Во всяком случае, теперь уже анахронизмом представляются слова датского посланника Ю. Юля, писавшего в 1709 году о первом Зимнем дворце следующее: «Царь кушал у себя дома. Любопытно, что повар его бегал по городу из дома в дом, занимая для хозяйства у кого блюда, у кого скатерти, у кого тарелки, у кого съестных припасов, ибо с собою царь ничего не привез». Обращает на себя внимание и такой факт: хотя Петр уже несколько лет жил в своей новой резиденции, она все еще не была закончена — очевидно, постоянное отсутствие в столице в связи с войнами мешало Петру контролировать процесс отделки дворца. Вместе с тем монарх не мог не заметить, как быстро перестраивался и видоизменялся дворец А. Д. Меншикова, что вызвало высочайшее недовольство. Австрийский резидент в России О. Плейер сообщает о нагоняе, который Петр I устроил светлейшему князю в день именин последнего 23 ноября 1714 года. Упрекнув фаворита в многочисленных растратах, царь в гневе бросил ему: «Ты, князь, всегда хорошо строишь: в конце лета ты велел снес­ти у себя половину дома, а к зиме он уже снова отстроен, и не как старый, а лучше и выше. Ты начал и дом для гостей в конце лета, который больше моего, и твой больше чем наполовину готов, а мой нет». Исследователи нередко сходятся во мнении, что дворец Петра I в Летнем саду является подражанием загородным голландским виллам. Действительно, в экспликации к плану 1740‑х годов из коллекции Тринити‑колледжа в Дублине (Ирландия), этот дворец обозначен как «голландская усадьба, в которой царь Петр I cо всей своей семьей проживал». Сохранилось, кстати, высказывание на сей счет самого хозяина «голландской усадьбы», слышанное очевидцем. Судя по всему, Петр не рассматривал трезиниевские палаты как окончательный вариант, а помышлял в будущем — вероятно, после окончания войны со Швецией — возвести в саду более соответствующую своему сану резиденцию: «Поживем пока, как добрые голландские граждане живут, — говорил он Екатерине, — а как с делами управлюсь, построю тебе дворец, и тогда заживем, как государям жить пристало». Согласно «Походным журналам» Пет­ра I, монаршее семейство перебиралось из Зимнего в Летний дворец в апреле или в мае (видимо, в зависимости от погоды). Например, в 1715 году переезд состоялся 16 апреля, а в 1720‑м — 21 мая. Возвращались на «зимние квартиры» с первыми холодами, которые наступали в октябре. Вслед за семьей переезжала «Кабинет-Канцелярия» во главе с А. В. Макаровым, занимавшая, очевидно, первый этаж соседних с дворцом Людских покоев (в описи этого здания на первом этаже под № 11 значится: «Казенные от Макарова»…

Летний дворец Петра

Первое, что поражает в этой дворцовой постройке, – довольно скромные размеры. А второе – что Летний дворец Петра I сохранился до наших дней в первозданном виде царской резиденции.

Летний дворец Петра I в Летнем саду является одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Он был возведён в 1710–1714 годах под руководством выдающегося зодчего Доменико Трезини. Тогда же, кстати, начал возведение своего дворца и первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга Александр Данилович Меншиков. Правда, на другом берегу Невы и на другом острове – Васильевском. В 1711 году Пётр I принимает окончательное решение о переводе столицы Российского царства из Москвы в новый город – Санкт-Петербург. Поэтому строительство дворца было своего рода сигналом для московского дворянства и купечества, что царский двор собирается на берега Невы всерьёз и надолго.

Место для строительства было выбрано не случайно. Здесь до основания Петербурга находилась усадьба шведского майора Конау. А Пётр совершенно целенаправленно пытался уничтожить все следы шведского присутствия на берегу Невы. Именно поэтому он, к удивлению многих, не стал использовать для каких-либо целей большую и мощную крепость Ниеншанц и город Ниену на правом берегу Невы, после захвата её русскими войсками. По сути, крепость Ниеншанц была срыта, то есть сровнена с землей. А город был просто разорён.

Дворец Петра Первого в Летнем саду

Дворец царя был расположен в северо-восточной части Летнего сада. Летний сад – первый регулярный сад Петербурга, заложен в 1704 году. Известно, что Пётр I лично принимал участие в проектировании. Садовую территорию обустраивала большая группа архитекторов и садовых дел мастеров. С первых лет в Летнем саду начали высаживать доставленные из тёплых краев самшит, каштаны, ильм, яблони, груши, ореховые деревья. По примеру, заведённому царём в Москве, начали устраиваться парники для разведения дынь. В Москве в парниках удавалось выращивать удивительно крупные и вкусные дыни. В России, в отличие от многих стран, дыня подавалась только на десерт.

Скульптурным декором и отделкой интерьеров дворца занимался немецкий скульптор и архитектор Андреас Шлютер. Неподалеку от дворца, на берегу Фонтанки, А. Шлютер начал работы по возведению грота, которые завершали после смерти зодчего архитекторы Г.И. Маттарнови и Н. Микетти.

Дворец Петра I был предусмотрен не для торжественных мероприятий, а прежде всего как жилище царя и его семьи. Здание дворца с подчеркнуто строгим обликом имеет высокую четырехскатную крышу, украшенную угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Главный декоративный элемент фасадов – фриз из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Барельефы служат для прославления военных успехов России. Пётр I здесь изображен в образе Персея. Над входом во дворец барельеф богини мудрости, покровительницы наук и ремесел Минервы в окружении знамён и трофеев.

По воспоминаниям современников, день основателя города на Неве складывался так: поднимался Пётр рано – в три-четыре утра. Прогуливался по комнате, обдумывая планы на предстоящий день. Затем до завтрака занимался бумагами. В шесть утра, легко позавтракав, выезжал из дворца. Обедал обычно часов в 11 или 12, но не позднее часа пополудни. До обеда царь выпивал рюмку анисовой водки, а перед каждым новым блюдом – квас, пиво или красное вино. Традиционный обед состоял из густых горячих кислых щей, каши, студня, холодного поросенка в сметане (подавался целиком, и государь сам выбирал себе кусок по настроению), холодного жаркого (чаще всего утки) с солёными огурцами или солёными лимонами, ветчины и лимбургского сыра. После обеда Пётр надевал халат и спал часа два. К четырём часам приказывал подавать к докладу срочные бумаги на подпись. Затем занимался любимым делом – столярничал, работал на токарном станке и прочее. Спать ложился часов в 10–11 без ужина.

Для дворца характерен сильный контраст между строгим внешним обликом и пышным внутренним убранством. Летний дворец порой называют своеобразным памятником Северной войны, поскольку и в барельефах, и даже в живописных плафонах в аллегорической форме отражены победы русского оружия. На первом этаже дворца – две приёмные, кабинет, спальня, столовая, комната для дежурного ямщика, поварня и гардеробная. Здесь же располагается предмет особой гордости Петра – токарня, где он любил работать. На втором этаже здания находятся приёмная, тронная, спальня, детская, танцевальная, зелёный кабинет, поварня, гардеробная и помещение для дежурных фрейлин.

Дворец выполнен в стиле петровского барокко, об этом говорят ясные пропорции, многочисленные окна с мелкой расстекловкой, барельефы, лепной фриз под кровлей. Дворец сохранил свою изначальную планировку и отделку интерьеров. На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат. В интерьерах дворца прежде всего можно отметить резное дубовое панно в нижнем вестибюле с изображением Минервы, уникальные голландские изразцы в поварнях и кабинете Петра I, камины с лепными барельефам, живописные плафоны и многое другое.

Вскоре около Летнего дворца появилась первая в Петербурге каменная набережная. До середины XVIII века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. На каменной набережной подле Летнего дворца у Фонтанки был устроен небольшой «гаванец» для стоянки царских лодок. Лодки и прочие плавсредства были объявлены указом Петра главным средством передвижения в новой столице. Поэтому царь требовал, чтобы каждый житель умел обращаться с парусом. Намереваясь приучить жителей Петербурга к плаванию под парусами, а не на веслах, Пётр ввёл штрафы в зависимости от чинов нарушителей, по возрастающей за первое, второе и третье «преслушание» царского указа. Ответственным за исполнение указа царь назначал Ивана Степановича Потёмкина: «…быть тебе фискалом, чтоб всяких чинов люди, которые обретаются в Санкт-Петербурхе, во время ветра ездили Невою рекою на судах парусами. А буде кто сему великого государя указу явитца преслушен, и за то будет взят на них штаф…» Мосты в Петербурге Пётр возводить запрещал.

Позднее «гаванец» засыпали, но недавно при археологических раскопках петербургские реставраторы обнаружили его каменные подпорные стенки, в которых сохранились даже железные кольца для привязывания лодок.

В начале XXI века Летний дворец, как и Летний сад, перешли в ведение Русского музея. И сегодня во дворце развёрнута обширная экспозиция. Здесь картины с изображениями жанровых сцен, редкие портреты, пейзажи, полотна с изображениями морских судов и сражений. Одним из наиболее ценных экспонатов музея является вмонтированный в резную дубовую раму ветровой прибор, изготовленный в Дрездене. Его механизм приводится в движение с помощью флюгера в виде фигуры Георгия Победоносца, установленного на крыше. В 60-х годах XX века под руководством архитектора А.Э. Гессена была проведена научная реставрация музея, которая помогла восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца.

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Летний пейзаж Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве). С картины И. Е. Репина. 1879

автора

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Летний сад Это самый красивый и самый известный сад Петербурга. Он расположен на острове, который также называется Летний сад. Его границы: Фонтанка, Лебяжья канавка, Мойка, Нева.Летний сад для петербуржцев – это и особое место, и особое явление. Ведь даже настоящая весна

Из книги Течет река Мойка... От Фонтанки до Невского проспекта автора Зуев Георгий Иванович

Летний сад Замысел создания в Петербурге Летнего сада принадлежит основателю города Петру I. В 1704 году царь приказал разбить для себя большой сад, подобный знаменитым европейским паркам тех лет.Государь сам выбрал место для своего летнего дворца и первого сада в новой

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги История Петербурга наизнанку. Заметки на полях городских летописей автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Императорский дворец в Риме. - Императорская гвардия. - Пфальцграф. - Императорский фиск. - Папский дворец и папская казна. - Уменьшение доходов Латерана. - Растрата церковного имущества. - Иммунитет епископов. - Признание в 1000 г. римской церковью ленных договоров Мы

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Шенбрунн – летний императорский дворец в Вене Знакомство с Бельведером дает полное представление о венской архитектуре эпохи барокко, однако в Вене сохранился еще один архитектурный памятник, восходящий к тому же времени и в истории города занимающий особое место, –

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Летний дворец Летний дворец, расположенный в пригороде Пекина, знаменит на весь мир прежде всего как классический китайский сад. Дворец делится на три части: территория для государственных дел с залом Милосердия и Долголетия, жилые кварталы императрицы с залами

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Дворец Кантемиров. Память о Прутском походе Петра I Наименование объекта. Дворец Кантемиров.Маршрут следования. Оставаться на чётной стороне Миллионной улицы.Остановка у объекта. Сделать остановку напротив домов № 7 и 9 по улице Миллионной.Элементы показа. Показать

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Азовский флот и флотилии автора Коган Василий Григорьевич

300-летний юбилей Историк-краевед А. Н. Карпов и начальник военно-морской кафедры ТРТУ капитан 2 ранга В. Г. Коган подготовили книгу «Азовский флот и флотилии».В данной книге собраны материалы, известные до сих пор лишь небольшой группе специалистов-историков.Имена

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

88-летний снайпер Кстати, судьба забытого ныне Морозова вообще оказалась необыкновенной. Он был основателем «Народной воли», принимал участие в покушении на царя, самолично изготавливал бомбы, но в то же самое время был выдающимся ученым. Сидя в крепости, Морозов написал

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Летний сад Разбивка садов и парков в Петербурге началась практически одновременно с началом строительства самого города. Так называемое зеленое зодчество шло рука об руку с каменной архитектурой. В 1704 году в силу острой военной и производственной необходимости город,