Китайгородская стена до революции. Фрагменты. Великая китайская стена Китайгородская стена на площади революции

Китайгородская стена появилась по самой прозаической причине. Ввиду того, что Кремль в случае осады уже не мог за своими стенами спасать сильно разросшееся население московского посада, великий князь Василий III пожелал соорудить новую крепость.

Но воплотить в жизнь этот план удалось в малолетство Ивана IV Васильевича его матери, великой княгине Елене, пригласившей для этой цели в 1534–1538 гг. фрязина (итальянца) Петрока Малого. Сначала совершенно особым образом был построен земляной вал. Вот как рассказал об этом летописец: «Хитрец устроиша его вельми мудро, начен от каменныя большия стены, исплетаху тонкий лес около большого древия и внутрь насыпаху землю и вельми крепко утверждаху и ведоша по реце Москве и приведоша к той же каменной стене и на версе устроиша град древлян, по обычаю. Нарекоша граду имя Китай». Это свидетельство породило наиболее популярную версию происхождения топонима «Китай-город»: ограда из «китая» (этим словом восточные славяне называли веревки, сплетенные или свитые из травы, соломы, прутьев).
Но регентшу Елену не устроили слабые деревянно-земляные стены, и на следующий год вдоль рва заложили крепость из массивного кирпича в расчете на применявшееся уже в то время огнестрельное оружие. Стена была приспособлена для тройного боя – подошвенного, среднего и верхнего. По стене размещались 14 башен, 6 из них были проездными.
Военную роль Китайгородская стена сыграла дважды: в 1571 году, когда в отсутствие Ивана Грозного на Москву напали татары и сожгли город, и в Смутное нашествие, когда русские войска выбили засевших в Китай-городе поляков. В 1707–08 гг. Петр I, ожидая шведского наступления на Москву, возвел у стены дополнительные земляные бастионы и тем самым засорил все стоки, чем вызвал страшное зловоние. Век спустя стена настолько разрушилась, что возникла идея ее снести. Но против выступил император Александр I, повелевший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». После войны с Наполеоном Китайгородская стена претерпела радикальный ремонт. Тогда-то при участии Осипа Бове она и получила «кремлевские» зубцы в форме «ласточкиных хвостов». В 1925–26 гг. зодчий Виноградов, занимавшийся последним капитальным ремонтом стены, восстановил часть исторических наверший-мерлонов за гостиницей «Метрополь».
Большую часть Китайгородской стены – от Славянской площади до Третьяковского проезда – сломали в 1934 г. в связи с реконструкцией центра города. Сохранился лишь небольшой участок за гостиницей "Метрополь". Участок вдоль Москворецкой набережной разобран в 1940-х годах. Отрезок по нынешнему Китайгородскому проезду исчез в 1950-е годы, когда в Зарядье собирались строить сначала высотное здание, а потом крупную гостиницу. После завершения «России» этот участок был воссоздан из современных материалов.

Фотографии разных лет:

Начало Китайгородской стены у башен кремля (начало XIX века). Сейчас на этом месте стоит Исторический музей.


Воскресенские (Иверские) ворота.


Вид с Театральной площади.


Глухая башня.


Старый печатный двор. Вид от Театральной площади.


Птичья башня.


Третьяковские ворота.


За стеной видна Церковь Троицы Живоначальной, что в Полях.


Театральный проезд.


Владимирские ворота. За стеной видна Пантелеймоновская часовня.


Владимирская башня.


Лубянка.


Вид в сторону Новой площади.


Проломные ворота на Лубянке.


Ильинские ворота.


Ильинские ворота-2.


Вид Китай-города. В центре видна Церковь Николая Чудотворца "Большой Крест".


Вид Китай-города. Вдалеке видны Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, а также купола Кремлёвских соборов.


Старая площадь.


Древний вид на Китай-город. В центре видна Многогранная башня.


Тот же вид через несколько веков.


За стеной видна гостиница Боярский двор.


Варварские ворота.


Часовня у Варварских ворот.


Козьмодемьянская башня.


Вид с Воспитательного дома.


Наугольная башня.


Проломные ворота на Москворецкой набережной.

Китайгородская стена – одно из древнейших сооружений Москвы, расположенное в старинном районе Китай-город. К Китаю и его жителям московские топонимы имеют весьма опосредованное отношение. В XVI в. все иностранные ткани принято было называть «китайками», кроме того, этим словом обозначали крупные торговые места.

История строительства

– второй московский посад, первым был . На этой территории селились торговцы и ремесленники, надеющиеся в случае нападения на район укрыться за кремлевскими стенами. Постепенно посад вырос, и было решено построить еще одну стену, превратив Китай-город в неприступную крепость.

Строительство было поручено итальянскому зодчему Петроку Малому, который приступил к работе в 1534 г. Уже в 1538 г. мощная кирпичная стена сомкнулась вокруг Китай-города.

Петрок использовал для строительства обожженный красный кирпич, цоколь стены был выполнен из белого камня. Общая протяженность Китайгородской стены составила 2,5 км, площадь внутреннего пространства - 63 Га, что в два раза больше, чем территория внутри Кремля.

Начало стены располагалось у кремлевской Арсенальной башни, далее она тянулась до нынешней Театральной площади, поворачивала в юго-восточном направлении, достигала Лубянки, Старой площади, Москворецкой набережной и завершалась у Беклемишевской башни.

Китайгородская стена наполовину ниже Кремлевской (7 метров против 14-16), зато превосходит ее по толщине (6-7 м против 3,5-5). Ратники могли быстро передвигаться по стене, внезапно оказываясь в любой точке внешнего кольца Китай-города.

В центральной части находилась площадка для размещения больших пушек. Боевой плацдарм был настолько велик, что по нему можно было проехать на упряжке из двух лошадей. Китайгородская стена стала настоящим прорывом в русском фортификационном искусстве – никогда ранее в стране не создавалось настолько надежных и мощных крепостей.

По всему периметру стены располагались бойницы – в нижней, верхней и средней частях вала. Такая структура позволяла приступить к отражению нападения врага с дальних подступов. Под крепостной стеной находилась сложная система подземелий, в которых хранилось продовольствие, оружие, снаряды.

Для обнаружения вражеских подкопов использовались подземные проходы – «слухи». Верхняя часть стены представляла собой забор из классических прямоугольных зубцов с бойницами внутри. Как и Кремлевская, Китайгородская стена обладала системой башен, которых было четырнадцать. Сохранились рисунки настоящих шедевров фортификационного искусства – Круглой башни, Угловой башни, Богословской башни, Четырехугольной башни, Зачатьевской башни, Многогранной башни, Глухой башни. До наших времен дошла только одна башня Китайгородской стены – Птичья.

Для проезда транспорта и прохода жителей города использовались ворота – Спасские, Неглинные, Сретенские, Варварские, Троицкие, Козьмодемьянские, Ильинские, Воскресенские и Никольские. Сейчас существуют только одни ворота – . Они расположены у главного входа на Красную площадь, рядом с Историческим музеем. Эти ворота являются точным воссозданием оригинального строения XVI в. – исторический памятник снесли в 1931 г.

В 1572 г. Китайгородская стена спасла посад от разорения. В этом году татарский князь Девлет-Гирей в очередной раз напал на Москву, но крепостной вал перед Китай-городом его войско так и не рискнуло штурмовать. В Смутное время стена сослужила москвичам дурную службу: польские захватчики использовали защитное сооружение для обороны от ополченцев Минина и Пожарского.

В XVIII в. стену перестали использовать с военными целями, часть московской общественности призывала императора Александра I снести ее. Царь отказался, напротив, он отдал распоряжение о ремонте стены, башен и ворот.

В конце XIX в. под руководством архитектора С. Родионова были проведены масштабные реставрационные работы.

Современное состояние

К сожалению, от Китайгородской стены уцелели лишь незначительные фрагменты и одна оригинальная башня. Основной удар по этому памятнику древнерусского зодчества был нанесен в 30-е г. XX в. В это время началась так называемая сталинская реконструкция города, в ходе которой предполагалось расширить центральные улицы. Сделать это планировалось за счет множества архитектурных памятников, в том числе, за счет Китайгородской стены.

В 1930 г. строительная техника уничтожила Владимирские ворота, а в 1934 г. работы по сносу стены были уже практически завершены. Уцелели лишь небольшие участки оборонительного сооружения в районе площади Революции, Театральной площади, станции метро «Китай-город», и в Китайгородском проезде.

Сохранившиеся части дают представление о масштабе Китайгородской стены. Бойницы, ливневые стоки, зубцы, парапеты: каждая деталь говорит о том, что Петроком Малым было создано эффективное оборонительное сооружение, позволяющее месяцами отбиваться от самого сильного неприятеля. По сути дела, это был широкий тракт для передвижения войск, поднятый на значительную высоту. Стена делала бойцов практически неуязвимыми, тогда как они могли свободно использовать пушки, пищали и другие виды огнестрельного оружия.

Птичья башня

Единственная из дошедших до нашего времени оригинальных башен Китайгородской стены - Птичья башня.

Несмотря на уникальность и статус объекта культурного наследия народов РФ, это сооружение древнерусского фортификационного искусства находится не в самом лучшем состоянии, особенно, изнутри.

Название башни не является историческим, топоним сформировался примерно в начале XX в. Такое наименование башня получила за внешний вид – в отличие от остальных участков стены, окантовка башни выполнена в виде зубцов типа «ласточкин хвост», как на стенах Кремля.

Башня была построена Петроком Малым в 1534 г. Это классическое полукруглое фортификационное сооружение из красного кирпича. В 1870 г. башня была удачно интегрирована в Третьяковские ворота, став их правым крылом, именно этот факт позволил строению сохраниться во время сталинской реконструкции.

С начала 16 по начало 20 веков.
Иногда хочется показать людям, как она выглядела в плотной городской застройке. Что-то подобное можно увидеть сегодня в Смоленске, Пскове, пожалуй. В Москве же центральные крепостные стены сохранились фрагментарно, поэтому сложно оценить в реальности.

Чтобы было проще, собрал в этот пост небольшую подборку дореволюционных фотографий Китайгородской стены.

В некоторых местах гражданские здания пристраивались непосредственно к поверхности стены.

Сегодня это можно наблюдать в одном из двух сохранившихся фрагментов, который находится на Площади Революции. Правда, башни этой больше нет. Проход сквозь стену существует и сейчас, только стал сильно уже за счёт новых построек на месте башни и выполняется «сквозь» реплику стены, к которой приделана столь же новодельная круглая башня — там ресторан. А вот та часть стены, которая левее башни, как раз сохранилась и идёт с этой точки до Третьяковского проезда (сооруженного как раз для прохода/проезда сквозь стену). Кстати, на переднем плане видно кусочек старейшего московского фонтана.

(Посмотреть, как выглядят некоторые места Китай-городской стены в наши дни вы можете в моём давнем посте: ).

Когда Китай-Городская стена совсем утратила прежнее оборонное назначение, в 19-м веке в стене добавили ряд так называемых проломных ворот, чтобы сделать её снос необязательным. Именно такие ворота часто попадают на старинные фотографии (иногда литографии), поскольку там собственно и протекала городская жизнь, в то время как традиционные башни для этого не очень подходили (скорее всего, кстати, как и в наши дни, башни в то время использовались как обычные здания, пусть и военного или государственного назначения).

Набережная Москвы-реки. Стена уже имеет явное намерение развалиться (хотя, возможно, это горожане на кирпичи растаскивают — обычная история). В середине кадра видно совершенно обычную дверь, которая ведёт скорее всего в какое-то помещение, организованное в стене (с внутренней стороны она имела зачастую «полое» устройство для боевого яруса).

Справа на этом снимке за стеной — район Зарядье. (Извините, хорошую фотографию не нашёл, пришлось взять из Википедии).

Район был почти в полном составе уничтожен при строительстве восьмой московской высотки. Которая не была достроена (как и дворец Советов на месте Храма Христа Спасителя) и на её фундаменте затем была построена гостиница Россия.

Удивительно, но уже в процессе написания поста, подбирая картинки для того, чтобы проиллюстрировать Зарядье, я наткнулся на фотографии этого места уже после разбора этой части стены.

Нашлась фотография этого места во время самого крупного московского наводнения 1908 года.

Более того, нашлись и фотографии этих же мест во время разбора стены.
На этом снимке видно видно дореволюционные и фонарные, и трамвайные столбы. Башни электропередач тоже логичны, потому как первые московские электростанции (ещё из 19-го века) стояли неподалёку.

Снимок в другую сторону. Внимательного зрителя (как и меня) может смутить довольно прогрессивный автомобиль, съезжающий с Москворецкого моста в сторону торговых рядов, но беглый осмотр Википедии показывает, что в 1906-1907 годах премиальные автомобили уже имели похожий облик как раз.

Так что очень похоже, что в районе 1907-го года эту часть Китай-Городской стены уже разобрали, а на месте неё (судя по конфигурации зданий, даже на её же фундаменте или с использованием элементов конструкции) построили галерею зданий, сохранив башни.

Ну а та часть стены, которая примыкала непосредственно к Кремлёвским стенам, была убрана ещё раньше (возможно при засыпке рва, который отделял Кремль от Красной площади). Уже на этих фотографиях видно там комплекс относительно современных зданий. А вообще они прожили до глобальной реконструкции (сноса, да) этого места. Сейчас на этом места Васильевский спуск.

Такие вот интересные наблюдения.

Сегодня на этом месте строят большое общественное пространство — парк Зарядье, в котором вроде бы должен быть и археологический музей. Надеюсь, там будет что-то не менее интересное, как например фрагмент моста через Неглинку в музее Археологии на Манежке. (Удивительно, хотел сделать ссылку на пост об этом музее, а оказалось, что я про него как будто и не писал ранее, исправим).

Вернёмся обратно к стене.
Другим её частям повезло сохраниться дольше — собственно, до 1930-х, когда началась сталинская реконструкция Москвы, уничтожившая огромную часть старинной застройки.
Здесь на фото — вид в сторону Ильинского сквера.

Несмотря на то, что на эмоциональном уровне стену жалко, можно понять, почему было принято решение от неё избавиться. Например, на этих снимках, где в наши дни Лубянская и Новая площади, наиболее хорошо можно почувствовать, как стена смотрелась бы в наши дни. И здание Политехнического музея (слева), и невероятно стильные здания Московского купеческого общества (справа) превосходно дожили до 21-го века и в ближайшие лет 100 вряд ли собираются на покой.

Тем не менее, на улицах огромного города этот феодальный пережиток смотрелся действительно круто, образовывая уютные (хотя бог его знает, что там творилось с точки зрения криминогенной обстановки — возможно это было одной из главных причин сноса) галереи.

Но фрагменты этого прошлого сохранились и я горячо рекомендую вам гулять периодически по Китай-Городу. Там ещё есть немного духа той древней, средневековой Москвы.

Китай-город. Ну кто о нём не слышал? Во многом, я думаю, это заслуга одноимённой станции московского метро! Первые ассоциации и догадки – была какая-то торговая слобода, активный район столицы в своё время… Отчасти данные предположения оказались правильными: к 1535 году столица великого княжества уже вышла за пределы Кремля, с его восточной стороны появился посад – густонаселенная территория, имевшая в первую очередь торговое значение, и для её защиты назад началось возведение новой стены. Китайгородская стена (в старину Китайская) – почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации. Крепостная стена из красного кирпича вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась во времена правления Елены Глинской, в 1535–1538 годах, под руководством итальянского инженера Петрока Малого. Целью строительства была оборона московского посада от , подобных вторжению Махмет-Гирея в 1521 году. Возведению стены предшествовал временный частокол 1534 года.

Неделю назад мы спускались в заброшенные . Тогда во время поиска информации я наткнулся на упоминание об использовании белого камня, добываемого у берегов рек Десны, Пахры, Мочи для строительства фундаментов московских храмов и Китайгородской стены! И меня не могли не зацепить слова о буквально одном-двух сохранившихся до наших дней фрагментов древних оборонительных укреплений! Как и многие другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в 30-е годы прошлого века. В 1927 году снесли Владимирские ворота, окончательный снос стены пришелся на 1934 год. От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город».

На видеоотчёте ниже я запечатлел для вас всё, что сохранилось от 2,6 км стены. А именно – два участка. Первый – за гостиницей «Метрополь», второй – вдоль Китайгородского проезда между Москвой-рекой и улицей Варваркой. Кроме того, на Театральной площади заново выстроили «крепостную» башню с рестораном, стараясь повторить облик прежнего сооружения. Последнее восстановлением назвать нельзя, так как башня построена в других формах: у нее появился шатер, которого здесь не было (его вид почти скопирован с шатра Варварской башни).

Существует множество объяснений происхождения названия «Китай-город». Один из вариантов – от итальянского читта (citta), т.е. «город». Так мог называть на родном языке крепость ее автор, итальянец Петрок Малый. Еще версии: от слова «кита» – сплетённая из хвороста и соломы веревка (или решетка), которая использовалась при строительстве укреплений; от монгольского слова «Китай» – середина, а район Китай-города как раз входил в центральную (серединную) часть города. Что же она собой представляла? Соединялась в двух местах со стеной кремлевской (на берегу Москвы-реки, упираясь в Беклемишевскую башню, и на берегу Неглинной, упираясь в Угловую Арсенальную башню). По сравнению с кремлевской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня. Конечно, по мере того как стена стала терять свое крепостное значение, её облик менялся. Так, в 1680-х три самые крупные башни – Никольская, Ильинская и Варварская – получили декоративные шатры наподобие тех, что украсили кремлевские башни. Вскоре, однако, Китайгородской стене в последний раз довелось готовиться к несению боевого дежурства: в 1708 году во время Северной войны ожидалось нападение на Москву шведских войск Карла XII, в связи с чем по указу Петра I все московские крепостные сооружения были отремонтированы и приведены в порядок на случай длительной осады, а вдоль стены Китай-города появились земляные бастионы со рвами, дно которых было усеяно острыми деревянными кольями. Как известно, шведы на Москву не пошли. Облик древней стены менялся и в дальнейшем: возле тех же трёх башен были пробиты новые (так называемые проломные) ворота – более широкие, чем ворота в башнях. С годами таких проломных ворот становилось всё больше. Исчезли земляные бастионы со рвами. В начале XIX века Китайгородская стена понесла первую крупную утрату: на берегу Москвы-реки были разобраны двухпролетные Водяные ворота. Кстати, после пожара Москвы 1812 года звучали предложения полностью разобрать стену и разбить на её месте бульвар, но эту идею отверг сам император Александр I, пожелавший «сохранить все древние строения в Москве в их первобытном виде». После революции судьба, казалось бы, смилостивилась над Китайгородской стеной: новые власти не только объявили её памятником архитектуры, но и затеяли крупномасштабные реставрационные работы, пик которых пришелся на середину и вторую половину 1920-х годов. Прежде всего, стена была очищена от многочисленных инородных пристроек – торговых лавок, лабазов для хранения товаров и даже «квартир» (некоторые москвичи умудрялись устроить свой нехитрый быт в арочных нишах стены). В результате снятия всех поздних наслоений Китайгородская стена предстала чуть ли не в первозданном виде. При этом реставраторы попытались решить и транспортный вопрос, для чего в стене были пробиты новые проезды для трамваев и автомобилей.
Между тем уже тогда, при реставрации, прозвучал первый тревожный звоночек: началась ликвидация часовен, причём их возраст не имел значения. О дальнейших событиях я уже упомянул. Последний аккорд прозвучал в 1966 году, когда снесли остатки стены на Москворецкой набережной.

Несмотря на отснятое видео, я обязательно собираюсь сюда вернуться! Во-первых, пишут о «небольшом историческом фрагменте вдоль Китайгородского проезда, на углу с Варваркой». Это как раз то, что закрыто сейчас строительными лесами на видео! Именно к этому фрагменту в 1960-е годы пристроили новодельную часть вдоль Китайгородского проезда. Старая и новая кладка (по крайней мере, раньше) были легко отличимы. Есть и ещё одно упоминание. Так, «несколько лет назад стало известно о фрагментах стены Белого города, которые сегодня можно увидеть на Хохловской площади «. Приглашаю всех неравнодушных присоединиться
Источники информации:

Я ощущал, что как будто чего-то не хватает, как-будто, что-то осталось недосказанным. Оказалось, что не хватает того, что я ведь планировал рассказать о своей прогулке вокруг Метрополя и выложить, наверное, самые любопытные фото крепостной стены Китай-города у южного фасада гостиницы. К счастью, именно здесь и сохранился единственный древний её участок в хорошем состоянии - большой и протяженный. Однако, материал о Метрополе оказался довольно насыщенным, мало того - мне пришлось даже его разделить на две части и, что-бы не перегрузить рассказ - фотографии Китайгородской стены у Метрополя не были использованы. Уже в день публикации у меня спросили в комментариях - а что же находится у южного фасада гостиницы «Метрополь» - это меня и навело на мысль, что это дополнение (этот пост) все же имеет под собой полезное основание для опубликования. Поэтому он будет некоей дополнительной иллюстрацией к постам о гостинице Метрополь. Сюда я также включу кое-какие виды Площади Революции, гостиницы «Метрополь» и дальние его планы, что не вошли в предыдущие публикации. Таким образом, этот пост, не претендуя на всеобъемлющую историю Китайгородской стены, даст доступную возможность разобраться с небольшим ее участком - как частью истории Старой Москвы.

Китайгородская стена (в старину Китайская) - почти не сохранившийся памятник средневековой русской фортификации. Краснокирпичная крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2 567 метров с 12 башнями строилась в правление Елены Глинской, в 1535-1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого. Стены Китай-города примыкали к угловым башням Московского Кремля - Беклемишевской и Арсенальной. В сравнении с Кремлёвской стеной стены Китай-города ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты. Такие укрепления лучше приспособлены для отражения пушечного огня. Оборонительная функция Китайгородской стены была востребована в 1572 г. при защите от татар Девлет-Гирея (см. битва при Молодях). В тот раз татары не решились штурмовать укрепления.

Китайгородская стена, со стороны Тверской,начиналась от Арсенальной башни Кремля. Ее остатки (правее) можно видеть на картине "Вид на Воскресенские ворота Китай-города и Кремль со стороны Тверской улицы". Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева. 1800-1802 гг.
02.

Современное состояние
03.

В XVIII веке стены утеряли военное значение, и при Александре I возникли планы их сноса, на что царь, однако, согласия не дал. В его царствование стена была «благоустроена» и реконструирована. Как и некоторые другие памятники древнерусского зодчества, Китайгородская стена была уничтожена в процессе сталинской реконструкции Москвы. Одной из причин была необходимость расширения дорожного полотна для автомобильного движения. В 1927 году сносятся Владимирские ворота, окончательный снос стены пришёлся на 1934 год.

От древних укреплений уцелел только участок стены на площади Революции и фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город», а также некоторые части стены в Китайгородском проезде. Нас как раз и интересует «участок стены на площади Революции» являющийся единственным реально древним укреплением.


То перед нами, правее, так называемый Гейденовский корпус. При археологических раскопках в Монетном дворе в 1987-1988 годах выяснилось, что стоит он на белокаменном фундаменте стены Китай-города.
05.

Этот корпус Красного Монетного двора находится за зданием Городской думы.
06.

Так Китайгородская стена выглядела в 1884 году (Альбом Найденова). В центральной части кадра (чуть правее) - Круглая башня.
08.

Вот здесь - она крупным планом. 1908 год.
09.

Круглая башня находилась на месте здания станции метро Площадь Революции.
10.

Эта башня была сооружена в 90-е, как и небольшая часть Китайгородской стены левее от нее, т.е. это новодел. Мало того, как вы видели, она совершенно другой формы, чем оригинальная Круглая... Сейчас в ней находится ресторан "Годунов".
11.

На фото ниже видно где заканчивается новодел, и начинается аутентичный участок Китайгородской стены. На втором плане, за стеной - складской корпус Николо-Греческого монастыря.
12.

За этим рестораном, который, вроде, собираются сносить, и проходит стена Китай-города и, её не очень видно, в результате, с этого места.
13.

Обойдем ресторан...
14.


15.

И перед нами - древний, чудом сохранившейся участок Китайгородской стены...
16.

За стеной - Палаты Старого Печатного двора (терем слева) и кельи (справа).
17.

Кельи .
18.


19.

Теперь, мы заходим в узкую улочку между Китайгородской стеной и южной стороной гостиницы "Метрополь" и направляемся к Третьяковскому и Театральному проездам.
20.

Этот участок собираются сделать пешеходной зоной. Не знаю как у Вас - у меня эта стена вызывает какой-то восторженный трепет!)