История возникновения города венеция. Венеция — история достопримечательностей Город на воде в италии как появился

Так на чем же стоит Венеция ? Каким образом удается этому чудо – городу держаться на воде на протяжении столетий? Какова глубина венецианских каналов? Как вообще были посторены венецианские дворцы? Именно эти вопросы возникли у многих, прочитавших статью о . Также этими же вопросами задается каждый, кто посетил этот город на воде.

Я отыскала очень занимательное видео на youtube, которое дает ответы на эти и много других подобных вопросов. Единственным недостатком этого видео является тот факт, что оно на итальянском языке и, кстати, используется в тестах на знание итальянского языка.

Основой строительства венецианских сооружений являются деревянные сваи , количество которых для строительства Венеции потребовалось более миллиона. Для одного только моста Rialto было пущено в ход свыше 30 тысяч свай.

Rialto Венеция

Из какого дерева сваи в Венеции

Для венецианских свай требовалось лишь специальное дерево, а именно, дуб и лиственница. Потому что только эти породы деревьев обладают необходимым запасом прочности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям. Эти деревья сплавлялись в Венецию по ,так как в ближайшей округе они не произрастали.

Глубина каналов в Венеции

Для того чтоб увидеть какова же глубина каналов в Венеции, достаточно дождаться периода их обмеления, который вот уже на протяжении нескольких лет используется как для очистки дна каналов, так и для реставрации старинных средневековых венецианских палаццо (palazzo).

Как видим в фильме, глубина каналов совсем не велика . Она достигает 2,5, максимум 3 метров . Один лишь Гранд канал (Canale Grande) в некоторых местах доходит до глубины в 6 метров .

Гранд канал в Венеции

В фильме видно как из стен домов (которые обычно находятся под водой), бьют фонтанчики. Это выходит та вода, которую втягивает в себя здание, когда оно находится под водой.

В последней части фильма мы оказываемся на раскопках одного из венецианских пригородов для того, чтобы открыть самый главный секрет строительства Венеции, а также чтоб понять почему же сваи (даже из высокопрочных пород дерева) не поддаются разрушению и гниению .

Перед вами сваи, которые были установлены здесь еще в то время, когда Христофор Колумб отправился открывать Америку. Как видите, они вполне живы и не очень даже разрушены.

Так в чем же главный секрет?

Сваи Венеции

А секрет кроется в типе венецианских грязей , которыми богата здешняя почва. Именно эти грязи настолько плотно облегают сваю, что перекрывают доступ кислорода к ней , а соответственно препятствуют проникновению к ней животных и насекомых, коррозии от воды и естественного разрушения .

Благодаря этим грязям, которые облепили сваю на 7-8 метров вглубь, она остается целехонькой и невредимой, и может служить столетиями. Как видим в фильме, лишь верхняя часть сваи , которая выходит на открытое пространство, подвержена старению .

Как строили здания в Венеции

Для строительства венецианских зданий , сваи зарывали на 7-8 метров вглубь в грязь до достижения ее твердого грунта, в который вколачивали ее на определенную глубину. Затем поверх деревянных свай клали бревна пересекающимся способом.

Этот способ давал максимальную устойчивость и позволял равномерно распределить массу здания по всему периметру. Поверх деревянных бревен делали либо кирпичную кладку, либо клали мраморные плиты.

Найденные на этих раскопках предметы, позволяют ученым утверждать, что в Венеции еще со времен Марко Поло существовал раздельный сбор отходов и . Что в наших странах только начало вводиться.

Эх… отстаем мы все-таки от Европы – матушки… 🙁

Также, раскопки дали ученым очень много образцов стекла, глиняных изделий, а также китайской керамики , которые были найдены здесь. Считается, что найденные здесь образцы китайской керамики являются наидревнейшими в Европе.

Венеция таит в себе еще очень много тайн и загадок , открывать которые доведется поколениям наших потомков.

Не могу не порекомендовать необычайно интересные экскурсии по Венеции от местных жителей. Все экскурсии на РУССКОМ языке! Я специально подобрала для этой статьи самые тематические экскурсии, которые помогут вам не только на практике увидеть все прочитанное, но и расскажут и покажут Венецию с совершенно неожиданных ракурсов.


Венеция... Ещё в далёком детстве она волновала меня своей какой-то неземной жизнью, своими необыковенными островами, расположенными в Адриатическом море. Дело в том, что в доме сохранились прекрасные гравюры с видом этого очаровательного уголка Европы. И именно эти гравюры тронули глубоко моё сердце. Мне очень хотелось побывать там и самому увидеть ту неземную красоту, о которой так много говорили и продолжают говорить. Не верилось, что люди могли создать этот сказочный город, раскинувшийся на 400 островах. И ещё более не верилось, что когда-нибудь я сам побываю здесь.

Конечно, когда мы говорим о какой- либо стране, мы всегда интересуемся историей этого государства. История Венеции очень интересна.

Сказочный город Венеция возник в 421 году, хотя многие с этим и поспорят, но согласитесь, некрасиво начинать летоисчисление одного из величайших городов мира со слов “примерно” и “около”. Так что примем и мы, люди не имеющие к истории прямого отношения, эту священную для каждого любителя прекрасного дату за год рождения Венеции.

Историки все же скажут, что первые сведения о заселении малопригодных для осмысленного существования заболоченных островов лагуны (Риво-Альто, Маломокко, Кьоджи и др.) датируются 452 годом. Хорошо, примем и эту связь цифр к нашему сведению.

Как раз в это время измученная Римская империя подверглась очередному нападению кровожадных и беспощадных варваров, гуннов и всякой другой нечисти, под предводительством жестокого воина Аттилы. Вот и пришлось жителям Северной Италии спасаться в лагуне на диких островах Адриатики. Оказалось, здесь тоже можно жить и, как мы узнаем позже, очень даже неплохо.

Новые поселенцы начали рыбачить, вести хозяйство и уже к 466 году договорились основать первое венецианское правительство — совет представителей каждой из двенадцати деревень. А спустя еще два столетия, неспокойная обстановка в лагуне заставила жителей избрать своего высшего правителя, по-венециански - дожа (Дож от латинского Dux (Царь), по-итальянски Duca).

При этом, на бумаге Венеция по-прежнему подчинялась Римской империи, только не Западной, разоренной еще в конце V века, а Восточной, то есть Византии.

Византийское влияние в Италии вскоре стало уменьшаться, а когда в 810г Венецию безуспешно атаковала франкская армия, островитяне морально сплотились, и начали активно от Византии дистанцироваться.

Административный центр лагуны был перенесен на самый безопасный остров Риво-Альто (там сейчас находится район Риальто). А 829 году двое венецианских купцов съездили в Александрию, украли там мощи святого Марка, привезли их на острова, и местные жители с удовольствием поменяли византийского небесного покровителя Теодора на свежеукраденного, но своего, Марка. Вдобавок начали строить Дворец дожей и чеканить собственную монету.

Свое экономическое процветание республика Святого Марка построила на морской торговле. Географически город в лагуне был местом встречи Востока и Запада, и островитяне, будучи талантливыми коммерсантами, знали, как извлечь из этого выгоду. Венецианские корабли уходили в плаванье, и возвращались набитые ходовым товаром, а если возникали проблемы с местными корсарами, препятствовавшими нормальному судоходству в Адриатике, то венецианцы просто откупались от их навязчивого внимания.

Когда же в 991 году дожем был избран знаменитый Пьетро II Орсеоло, жители лагуны стали успешно применять и силовые методы. Через девять лет своего правления, в праздник Вознесения, великий дож вышел в море с самым мощным флотом, какой только видели воды Адриатики, и через мгновение полностью очистил море от далматинских пиратов, захватив и попавшиеся на пути города. Так началась территориальная экспансия Венеции. Город расширил свое влияние на море и утвердился как центр морской торговли.

Сюда везли экзотические товары с Востока, фрукты с Кавказа, здесь торговали духами, косметикой, коврами, золотом, рабами, оборотистые венецианские купцы привозили сокровища и реликвии со всего света. Венеция превратилась в удивительный мир: пестрая толпа на улицах говорила на сотнях языков и наречий,
а в палаццо (дворцах) царила роскошь. Богатеющему городу нужны были художники и творцы. Венеция раздавала заказы величайшим живописцам и архитекторам. В городе строились церкви и соборы, шло развитие книгопечатания, а в начале 12 века была возведена самая крупная верфь того времени - Арсенал.

Цветущая республика управлялась ограниченным числом олигархов, чьи фамилии были записаны в т.н. «Золотую книгу» - только члены их семей имели право заседать в Большом совете, органе законодательной власти. Во главе Большого совета стоял дож. Его должность хоть и была пожизненной, все века существования республики оставалась выборной. Правда… Дож Марино Фальер в 1355 году попытался сделать свою власть наследственной, как королевскую, но был за это обезглавлен своими подданными.

Отношения с католической церковью у города были прохладные. Как ни пытались римские папы влиять на его политику, у них это не получалось. Венеция обладала чувством собственного достоинства, и всегда Ватикану сопротивлялась. Город не раз отлучали от церкви, пытались навязать перечень запрещенных книг, угрожали отлучением от церкви всего венецианского Сената, но всякий раз эти решения игнорировались, и город продолжал спокойно жить и процветать.

Все эти годы венецианское правительство вело успешную политическую игру, захватывая все новые прибыльные территории и извлекая выгоду из самых неразрешимых ситуаций и международных конфликтов. В XV веке республика уже владычествовала от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр.

Но в XV веке на Средиземноморье начали закрепляться Турки… Покорив множество земель османская империя стала завоевывать одна за другой материковые территории Венеции. Республика сопротивлялась, но кровавые сражения приносили лишь разорение, а некогда доходные земли последовательно переходили к туркам.
И тут еще, как назло, активизировались путешественники - в 1499 году Васко да Гама разыскал путь в Индию через мыс Доброй Надежды, в обход торговых путей, традиционно составлявших основу благополучия республики. Открытие португальца нанесло жестокий удар по всей венецианской экономике. Начались годы медленного упадка…

В 1575, а потом в 1630 город подкосила чума, треть населения (включая великого художника Тициана) погибла, а все оставшиеся человеческие и денежные ресурсы продолжал выкачивать непрекращающийся конфликт с турками. К 1720 году республика была практически банкротом. Характерно, что именно в это время она пережила очередной период расцвета искусств - в городе жили и творили Тьеполло, Каналетто, Гварди, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци, а на площади Сан Марко открылось кафе «Флориан».

Так подошел к концу век 18, а вместе с ним и история Венецианской независимости. Обескровленный город стал легкой добычей для Наполеона. Вторжение французских войск ознаменовало конец республики. Последний дож Людовико Манин, сняв чепец, который носил под корону, сказал слуге: «Убери, это мне больше не понадобится».
Наполеон же, вышел на Сан Марко, произнес: «А ведь эта площадь - самая элегантная гостиная Европы», - после чего разграбил город и разрушил около сорока древних палаццо. Когда же и его империя пала, Венеция перешла к Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью, и теперь на смену коммерсантам в город пришли туристы. После визита Байрона, главного европейского туриста, простите, романтика, поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо. Город стал местом паломничества для каждого уважающего себя эстета.

А венецианцы, между тем, тяжело переживали свою зависимость от Австрии и со всей остальной Италией восстали против оккупантов-австрийцев, и в 1866 году город стал стал провинцией итальянского королевства.

Во время второй мировой войны Венеция чудом избежала серьезных повреждений от бомб союзников. Актер Марчелло Мастрояни попал в немецкий трудовой лагерь, бежал и до конца войны прятался в Венеции.

Теперь же красивая и поэтичная Венецианская сказка превратилась в нечто вроде диснейленда для нескончаемого потока туристов, а число горожан за последние полвека сократилось в три раза. Каждый год 1500 человек покидают город, потому что молодежи, хозяевам города, становится все труднее находить себе место среди бесчисленного количества гостей.

История Венеции на этом не заканчивается, и еще продлится какое-то время, но пессимисты-ученые сильно ограничивают срок и говорят, что в связи с поднятием уровня воды в лагуне, Венеция может стать «Атлантидой нового тысячелетия».

Я благодарен Кате Деготь, без которой был бы невозможен данный текст.

О, Венеция! Сколько стихов сложено об этом удивительном и уникальнейшем городе! Даже имя ее передает прекрасный поэтический образ безмятежности. Но последнее время уже нельзя назвать ситуации в городе безоблачной, потому что город буквально тонет на глазах. И сейчас нередко можно услышать слова тревоги о том, что город, медленно уходит под воду и гибнет безвозвратно. От некогда «безмятежной» Венеций, возможно, в скором будущем не останется и следа. Не случайно уже сейчас многие называют ее самым стареющим городским населенным пунктом Италии, городом, где лишь останавливаются заезжие путешественники и туристы.

Конечно, горожане не смотрят на это безучастно – всю свою историю здесь, как могут, борются с поступлениями воды, однако сейчас стихия еще становится еще активнее, чем обычно. Если брать за начало отсчета времена Римской империи, Венеция ушла под воду уже на три метра и процесс такого погружения не может никак остановиться. Основную причину в этом ученые видят во все возрастающем давлении наземных конструкций, также играет большую роль то, что не прекращают свою постоянную работу артезианские скважины.

На грани катастрофы

Однажды, а именно 50 лет назад, город уже находился на грани катастрофы. Тогда – буйство стихии захватило почти всю территорию Северной Италии. Местные жители, которые еще живы, по сей день, с ужасом вспоминают те роковые часы. От прилива, вторгшегося в город в вечерние время, начался стремительный подъем воды. Ничто нельзя было противопоставить этой неожиданной напасти. Оказалась не под силу и Лагуне противостоять воде, чтобы оградить Венецию от напора волн…

Над городом нависла зловещая коммуникационная тишина, перестали работать телефоны, в домах стало темно из-за погасшего электричества, не был доступен газ. Все кто находился в нем, могли ходить только в высокой резиновой обуви. Очевидцы происшествия говорят, что если бы еще какое–то время не наступило затишье, то разрушительные действия прилива нанесли бы городу непоправимый урон.

Для уже древнего фундамента замков и жилого сектора опасность представляют не только сильные приливы волн, но даже нежное их плескание. И поэтому в такой ситуации практически не было никаких шансов сохранить зданиям устойчивое положение. Без всякого сомнения, стали бы рушиться стены, слетать крыши и в итоге наступил бы полный их развал. Но наудачу стихия, как возникла, так и неожиданно начала отступать, ветер уже не буйствовал и пошел спад воды.

Последствия от катастрофы были чудовищными и размеры ущерба колоссальными. Но ни в какие материальные затраты было бы не уместить потерю Венеции. А ведь сама возможность существования города, а не только какие–то частичные разрушения, стояли под вопросом. Это – город памятник. Венеция – это не просто какие-то отдельные исторические достопримечательности, она полностью представляет собою один огромный памятник и наследие истории.

Слава Богу, все обошлось, и город по-прежнему может радовать каждого, кто решил полюбоваться им. Он на своем веку повидал многое – и периоды расцвета, и упадка и сладостные годы возрождения. Поэтому задача у людей в отношении него должна быть предельно простой – сделать все, чтобы еще не одно поколение могли восхищаться столько уникальным местом.

Первые поселения

Этот город, который совсем не похож на мегаполис в нашем привычном понимании. История возникновения Венеции хранит в себе много интересного. Венецианская лагуна, которую разделяют более полторы сотни каналов и протоков с перекинутыми почти четырьмястами мостами – дала начало этому уникальному явлению, где более, чем на ста островах располагается исторический центр города. Длинная, прерывающаяся коса служит своего рода границей, которая отгораживает место современной Венеции от материковой части.

Она также разделительной полосой, между Адриатическим морем и сравнительно мелкой лагуны, которая имеет большое количество отмелей. Они по большому счету и не являются небольшими частями суши, лишь напоминают ее, представляя собою илистые или песочные образования, нанесенные реками. Поэтому они вроде болотистых почв. Будучи зыбкими и очень ненадежными, являются отличными местами, которые способны укрыть от врагов, преследуемых людей.

Тем, кто интересуется историей, интересно узнать, какой была в самом начале Венеция, как строилась. Первые постройки, которые были возведены людьми на месте нынешнего города, конечно же, относятся к временам далекой древности и принадлежали такие поселения рыбакам и добытчикам соли. Более точной датой времени основания города, если полагаться на исследования ученых, нужно считать 560 год. В те далекие годы на Италию совершали свои опустошительные набеги лангобарды. Глава церкви Павлин, взяв все церковные святыни и богатства, спешно покинул Аквилею и нашел пристанище себе и патриархии на небольшом острове Градо.

Его примеру последовали и другие церковные служители, создавая на островах один за другим и свои епископства, которые были в разных городах Италии. Поэтому и считается это нелегкое время, пусть и условно, датой образования Венеции. Можно представить себе в каких непривычных условиях и сложных условиях жили первые поселенцы. Чтобы соединить между собой маленькие острова строили деревянные настилы, для этого приходилось вбивать огромные сваи, которые бы могли держаться в зыбком дне или грунте.

Поэтому и в дальнейшем можно наблюдать, что все постройки, даже самые грандиозные, имеют основу из деревянных свай, которые забивались на глубину не менее трех метров, а в отдельных случаях глубина забивки составляла и в три раза больше, доходя до десяти метров. Они располагаются очень густо и сверху, как правило, отводится место платформам, которые соединяют дубовые и лиственничные бревна. Такие устройства являются основой для укладки каменных фундаментов.

К примеру, для церкви Санта Мария делла Салюте использовали много срубов, она имеет под собою миллион с лишним различных деревянных свай, в основном, из таких пород, как дуб, ольха, лиственница. На возведение всего этого ушло более двух лет. На устройство Каменного моста Риальто ушло более 10 тысяч свай. О масштабах может говорить и такой факт, что в основе фундамента Венеции полностью лежат леса Далмации. Крепость таких свай очень надежна, ведь, например, лиственница, опущенная в соленую воду, становится прочной как железо.

Расцвет

История Венеции знала на своем веку и взлеты и падения. Если же говорить о периоде наибольшего расцвета, то золотым веком для нее стали Средние века. Это относится как во времена Крестовых походов, так и после них. К началу пятнадцатого века она уже являлась влиятельным государством. Венецианское процветание также во многом обязано ведущейся торговле. В это время пути по морю были давно проторены, купеческие дела шли в гору. В Венецию текли неиссякаемым потоком богатства со всего света. Все это давало возможность заниматься строительством великолепных зданий и соборов. О величии торгового флота и масштабах торговли мог говорить тот факт, что в 1424 году здесь уже бороздили моря тысячи первоклассных судов.

Строительство и обновление города шло с размахом. По мере того, как строилась Венеция, прокладывались набережные, возводились мосты, уделялось большое внимание проведению новых каналов, при этом засыпались уже отжившие свой срок старые. Но к началу шестнадцатого века начинает постепенное снижение Венеции в политических кругах, ослабляется ее экономическая роль и способность существенно влиять мировую экономику. При взятии турками Константинополя, Венеция была отстранена от портов за границей. Открывались новые пути к Индии и Новому Свету, возникали рынки в Европе – таких странах как Испания, Англии, Голландия, все это, несомненно, сказывалось на состоянии дел и венецианцы безвозвратно лишались своих преимуществ в торговой сфере.

Это интересно: Венесуэла обязана своим названием Венеции. Европейские мореплаватели во главе с А. Веспуччи, в одном из своих путешествий, заметив индейские дома на сваях, которые стояли прямо в озере, не могли не вспомнить о Венеции. С тех пор название латиноамериканской стране, переводимое с итальянского как маленькая Венеция, прижилось и дошло до наших дней.

Но богатства, которые были накоплены в период расцвета, никуда не делись и воплощенные в прекрасную архитектуру и другие достопримечательности по прежнему позволяли оставаться Венеции одним из самых крупных культурных центров не только Европы, но и без преувеличения, всего земного шара. Во времена расцвета изобразительного искусства ее стали величать Серениссимой – Светлейшей. О знаменитой венецианской школе живописи помнят до сих пор. А именно в те годы она была основана. Среди ее выходцев мастера, творения которых до сих пор радуют глаз посетителей, — это дворцы и храмы. А среди мастеров история помнит такие выдающиеся имена как Беллини, Карпаччо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе.

Нравы древней Венеции

Но не только венецианская живопись и архитектура привлекала в те годы заезжих господ. Как это ни покажется странным, но с ростом изобразительной культуры, падала нравственность в городе. Нередко проститутки оказывались в центре внимания гостей не меньше, чем городские архитектурные объекты и живопись. Историки относят похождения знаменитого ловеласа Казановы как раз этому венецианскому периоду. Кроме всего прочего этот бабник еще невольно становился законодателем моды – треугольные шляпы и плащи, которые можно было видеть на карнавалах Венеции, стали модными благодаря ему.

Правда или нет, но многочисленные исследования говорят о том, что в 18 веке вся внутренняя политика города была направлена на разложение всего общества, а не только, например, аристократии. Когда недвусмысленно поощрялось ее праздная жизнь и роскошь; благим делом считалось поддерживать невежество и распущенное поведение служителей церкви, и разврат в монастырях. Власть также поощряла развитие всяческих непрерывных раздоров среди простого народа. Кроме нравственного бедствия, были и другие – такие же страшные по своей разрушительной силе. К примеру, чума накрывала город более полусотни раз!

Ах, карнавал, карнавал…

Этот период также характерен тем, что в это время стали зарождаться известные всему миру венецианские карнавалы. Если образно говорить о том, каким был для 18 век, то это был век масок. Здесь на венецианских просторах маске придавался статус, чуть ли не государственного учреждения. Это было одно из самых существенных изобретений государства, терявшего, какой бы то ни было, серьезный смысл. Начиная с первых чисел октября и до рождественских праздников, затем с начала января и до первых «постны» дней, а также в некоторые другие праздники, включая выборы дожа и других лиц управления, венецианцам разрешалось носить маски. Эти дни в общем количестве занимали половину календарного года…

Все пестрит от масок, они уже непременный атрибут одежды и дожа и самого последнего слуги. Все делается в масках и это не только игра, как говорится на публику, в них происходит исполнение повседневной работы, ведутся судебные процессы, торгуют рыбой, читают, ходят в гости. Это трудно вообразить, но именно так и обстояло дело. А начало зарождения венецианских карнавалов следует искать в древних обычаях римлян – Сатурналиях.

Это были такие праздничные ежегодные чествования Сатурна, их проводили, когда заканчивалась уборка урожая, и было зимнее солнцестояние. В массовых гуляниях зарождались карнавальные маски. В этот день рабы могли находиться за одним столом со своими повелителями. Маски скрывали истинное положение ее носителя в обществе. Это было придумано для того, чтобы снизить влияние сословных предрассудков, которые могли подпортить настроение веселившимся.

Сейчас карнавал уже по полгода не длится – всего десять дней. Ежегодно Венецию посещают огромное количество туристов. Они приезжают сюда, чтобы не только посмотреть на карнавал, но и поучаствовать в нем. В эти дни проходят на открытых площадках различные концерты, театры радуют зрителей постановками спектаклей, где центральной темой является карнавал. Гремят салюты и сверкают фейерверки, ну а двери старинных дворцов распахнуты для тех гостей, которые мечтают принять участие в балах — маскарадах. Венецианские улицы полны горожан, которые одеты в наряды популярных во всем мире персонажей, среди которых Коломбина – эмблема праздника.

Дороги ремонтировать не надо

Чем хороша Венеция, кроме всех своих уникальных достопримечательностей, так это тем, что здесь нет дорог. Главный вид транспорта, которым пользуются местные жители и гости города, водный. Как и на обычных дорогах, существуют свои «маршрутки» — они доставляют пассажиров по заданным маршрутам. И хотя нет шоссе, но знаки сродни обычным дорожным тоже имеются. Пользующиеся известностью на всем земном шаре гондолы служат прекрасным транспортом в романтических прогулках, который, как правило, вызывает особый интерес у туристов.

Что бы прокатиться на таком экзотическом транспорте, нужно выложить достаточно приличную сумму. Час прогулки стоит семьдесят евро. Гондола представляет собой довольно длинную — одиннадцатиметровую посудину и шириной полтора метра. Она также является символом города, как и карнавальные мероприятия. Кстати, следует заметить, что подобным видом передвижения нигде больше не пользуются. Первую похожу лодку начали строить еще во втором веке, а если говорить о вытянутой форме, то отсчет уже начинается пятьюстами годами ранее.

Есть две вещи, на которые обращают внимание туристы. Они, можно сказать, являются одними из основных особенностей Венеции. Первая – это отсутствие древесных насаждений. С этим, как говорится, все ясно. Вторая – выраженная обшарпанность стен сооружений. Вот это вызывает у многих недоумение. Просто им невдомек, что это специально созданный стиль, который придает неотразимый вид Венеции. Для этого даже только что поштукатуренные здания искусственно старят.
Информация туристам.

Желающим посетить Венецию, должно быть, интересно узнать, что сама по себе островная часть, являющаяся исторической и куда, в основном, приезжают туристы, достаточно компактная и небольших размеров. В длину она будет чуть более четырех километров, а в ширину – в два раза меньше. Поэтому пройти ее по силам даже за полтора часа неспешным ходом.

В городе шесть районов, которые разделяет большой канал – Canal Grande. Если подняться на высоту птичьего полета, то можно увидеть, что Венеция похожа по силуэту на рыбину, рассеченную посередине тем самым каналом, по обе стороны которого лежат венецианские районы. Каждый из них оригинален и не походят друг на друга, имея свои собственные исторические ценности и уникальную атмосферу. Рядом с каналами и узенькими кривыми улицами стоят, сверкая богатым убранством церкви и дворцы.

Ну а теперь о местах, которые обязательно должен посетить каждый приезжающий, чтобы перед ним полнее открылась Венеция, история города. В сравнительно небольшом городе имеется более ста пятидесяти церквей, множество и других достопримечательностей: дворцы, музеи, галереи. Каждый может найти для себя что-то интересное. Вот некоторые достопримечательности:

  • главная площадь Сан Марко. Очень красивое место, выложено плиткой из мрамора;
  • собор Святого Марка;
  • дворец Дожей – в нем располагались бывшие правители Венеции;
  • мост Вздохов. Среди множества мостов, о которых можно рассказывать часами и имеющих разные удивительные истории, этот мост примечателен тем, что по нему из Дворца Дожей конвоировали осужденных в тюрьму. В те суровые времена инквизиции оправдательных приговоров практически не существовало, поэтому здесь происходило короткое прощание с осужденным.
  • галерея Пегги Гуггенхейм. Стоит побывать тем, кто увлекается современным искусством, в том числе авангардом.
  • галерея Академии. Очень полезна будет для тех, кто увлекается классическим искусством.

Сервис

Вот с этим здесь обстоит дело, наверное, не так хорошо, как ожидают многие туристы, посещающие этот красивый уголок Италии. Нередко можно услышать жалобы на не очень хороший сервис. Нередко вам могут предложить не очень вкусную, но при этом весьма дорогостоящую еду. Кроме всего прочего вы можете нарваться на грубость. В связи с этим бывалые туристы советуют покупать пищу и питаться вдали от центра города.

Да и проживать в самом городе в отеле просто-напросто непозволительная роскошь, которая по карману лишь состоятельным туристам. Цены заоблачные. Поэтому большинство приезжих останавливаются где-нибудь в соседних в соседнем городках, например, один из них называется Местре. До него легко добраться любым видом транспорта — автобусом, поездом, катером или такси. Стоимость проживания в отеле в несколько раз дешевле.

Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.

Как строилась Венеция: история

Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.

Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.

Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.

Поселения беженцев в Венеции

В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.

По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.

Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.

По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.

Столица Венецианской Республики

Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.

Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.

Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.

Начало плановой застройки Венеции

Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.

Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.

Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.

Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.

Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.

Древесина

На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».

Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.

Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.

Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.

Истрийский камень

Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».

Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:

  • имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
  • был устойчив к атмосферному действию;
  • имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
  • он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
  • обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
  • прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.

90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.

Градостроительный стиль Венеции

Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.

Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.

В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.

Как строилась Венеция: канализация

Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.

Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.

В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.

Основные компоненты внутренней канализации в доме:

  • сточный приемник;
  • сифоны или гидравлические затворы;
  • сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
  • специальное устройство для очистки труб и их осмотра.

Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.

Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.

Угроза затопления города на воде

В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.

Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.

Венеция – город на севере Италии, территориально занимающий группу островов. Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая.

История Венеции полна взлетов и падений. Сегодня мы узнаем как возник город на воде.

Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена . Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. По легенде Венеция была основана жителями провинции, которые спасались от готов 25 марта 421 года. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.

  • Советуем почитать:

Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.

Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли.

В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.

Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу шелк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота.

Средневековье и торговля

Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.

В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн.

Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.

Упадок

С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием. В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция.

1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола.

Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.

Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт, и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».