Екатерининская миля. Екатерининские мили и их история возникновения

На предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой из Петербурга в Крым .

История сооружения

Инициатором установки этих знаков, по-видимому, был правитель Таврической области Василий Васильевич Нечуй-Коховский. Его предложение князю Григорию Александровичу Потёмкину было одобрено. Потемкин велел установить верстовые столбы на каждой версте, и особые «мили» через каждые 10 вёрст. К настоящему времени сохранились только «мили». О верстовых столбах информации нет. Находящиеся в Крыму «Екатерининские мили» представляют собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте. Изготовлением и установкой «миль» по маршрутам Бериславль - Перекоп - Ак-Мечеть и Севастополь - Бахчисарай - Ак-Мечеть - Карасубазар - Феодосия руководил В. В. Нечуй-Коховский. Изготовляли их, как и вёрсты, в Крыму. Три сохранившиеся до сегодняшнего дня дорожных знака от Екатеринослава до Бериславля отличаются по внешнему виду от находящихся в Крыму. История их установки неизвестна, но можно предположить, что их также установили во время подготовки дороги к путешествию Екатерины II.

Судьба памятников

В советское время большая часть Екатерининских миль, как «символов царизма», была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году , когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.

Современное состояние

До настоящего времени полностью или частично сохранилось пять Екатерининских миль в Крыму , две на территории Днепропетровской области и одна в Херсонской области .

    • Первая в Севастополе на Северной стороне , на улице Челюскинцев, в парке Учкуевка.
    • Вторая - в Бахчисарае рядом с Ханским дворцом .
    • Третья - на трассе Симферополь - Севастополь , на повороте не доезжая 1 км до с. Севастьяновка.
    • Четвертая - миля, располагавшаяся между селами Насыпное и Первомайское , при повороте на село Отважное , была разрушена в 1998 году. Тогда же куски мили перевезли во двор краеведческого музея в Старом Крыму . Сотрудники музея заново «собрали» милю, и теперь она в обломках хранится во дворе музея. 10 мая 2010 года на трассе Симферополь - Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
    • Пятая - на 29-м км шоссе Симферополь - Феодосия (около села Цветочное).
      Была восстановлена 12.07.2012. В принципе, это реконструкция на старом постаменте по типу других сохранившихся в Крыму знаков. {| align="center" |- valign="top" | |
      |}
    • Шестая - стояла на территории военного полигона к северу от горы Агармыш на месте старой дороги в Карасубазар. Она сохранилась хорошо. Именно она находится во дворе Старокрымского историко-литературного музея.
  • Одна миля - возле села Осокоровка в Нововоронцовском районе .

Напишите отзыв о статье "Екатерининская миля"

Примечания

Отрывок, характеризующий Екатерининская миля

– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

Екатерининская миля - оригинальный дорожный знак, установленный в Севастополе на Северной стороне, где улица Челюскинцев поворачивает на пляж Учкуевка.

История сооружения этого памятника архитектуры уходит корнями во времена правления императрицы Екатерины II. В 1787 году императрица направилась с визитом в Крым. Подготовка к визиту Екатерины заняла несколько лет – по пути следования поезда императрицы срочно ремонтировались старые мосты, высаживались деревья, сооружались усадьбы для отдыха во время остановок. Правитель Таврической области В.В. Каховский выдвинул оригинальную идею - отметить путь следования поезда специальными памятными знаками, которые планировалось установить через каждые пять или десять верст. Его предложение одобрил сам князь Григорий Потемкин, и в 1786 году были установлены верстовые столбы на каждой версте и «мили» через каждые десять верст. Памятные «мили» представляли собой колонны, установленные на квадратном постаменте. Имя автора проекта не сохранилось, считается, что предположительно им был инженер-полковник Н.И. Корсаков.

Во времена Советского союза большая часть екатерининских «миль» была разрушена, так как являлась символом царизма. До нашего времени частично или полностью сохранилось всего пять памятников в Крыму (один из которых и находится в Севастополе), а также еще две «мили» в Днепропетровской области и одна «миля» в Херсонской области.

Описание окружающей местности

В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в свое знаменитое путешествие, дабы осмотреть "новоприобретенный край" - Южные земли империи.

Впервые сведения о памятнике встречаем в известных воспоминаниях запорожца Никиты Леонтьевича Коржа, в главе ІХ "О путешествии императрицы": "В здешней-же украйне т.е. в Екатеринославской и Херсонской губерниях, по грунту земли и достатку дикаго камня, были поставлены, на трактовых дорогах, высокие каменные мили, одна от другой в 10 верстах; некоторые из них и доселе по Херсонской дороге видны и называются памятниками Потемкина, поелику он приказал их в те времена устроить...".
Историк первой половины ХІХ века архиепископ Гавриил Розанов, редактор воспоминаний Коржа, в примечании к ним отметил: "Таковая миля находится и в Екатеринославе, подле Соборной Преображенской церкви. Она стояла на земляном кургане, который потом в 1834 году срыт, и миля, вместо того, обделана камнем с железным балюстрадом". Еще один автор середины ХІХ века, Г.Я. Титов в своих "Письмах из Екатеринослава" повествует: "Теперь пойдем, посмотрим на наш собор... По правую сторону и подле самой ограды, возвышается памятник из простого камня, или как на нем написано, миля, окруженная железною решеткою. Эта миля поставлена в 1787 году, на том месте, где стояла карета блаженной памяти Государыни Императрицы Екатерины ІІ, при заложении Ею собора, и откуда началось в тот же день Ея путешествие в Крым".

Сохранившиеся в архивах, а также опубликованные в ХІХ веке источники, дают достаточно полную картину подготовки путешествия Екатерины ІІ и строительства "Екатерининских миль". Изучение этих данных приводит в выводу, что "миля" в Екатеринославе - на самом деле один из дорожных знаков, которые были расположены по маршруту путешествия императрицы Екатерины ІІ еще до самого путешествия.
В 1787 году Екатерина II отправилась "в полуденные края России". Во время этого путешествия императрица предполагала осмотреть Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Екатеринославское наместничества и Таврическую область. Подготовка к путешествию, которое первоначально предполагалось совершить в 1785 году, началась еще в 1784 году. По всему маршруту следования императорского поезда провели масштабные реконструкционные работы: починка дорог и мостов, строительство временных "путевых" дворцов, высадка деревьев, разбивка "аглинских садов". Скорее всего, инициатором таких обширных мероприятий был сам "вице-король Юга" Григорий Александрович Потемкин. Чиновникам на местам она предписывал: "Дорогу от Кизикермена [Берислав] до Перекопа сделать богатой рукой, чтобы не уступала римским; я назову её Екатерининский путь".

Основные заботы легли на плечи правителя Таврической области Василия Васильевича Нечуя - Коховского. Некоторые исследователи считают, что именно он является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками.
В августе 1784 года В. В. Коховский написал В. С. Попову, правителю канцелярии Г.А. Потемкина: "Если вы рассудите за благо, то прошу доложить: не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых [т. е. через каждые пять или десять верст]. Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте". Г.А. Потемкин отреагировал на это предложение ордером (приказом) от 8 (19) сентября 1784 года: "Расстояние пути означить милями и верстами... каменными, ставя первые по десятки [через каждые десять верст], другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок".

Кто же является автором проекта "Екатерининских миль"? В общей композиции миля аналогична "верстовым пирамидам", установленным в окрестностях Санкт-Петербурга по проекту знаменитого итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1760-1780-х гг. Однако типовой проект этих сооружений для Южной Украины не найден, автор неизвестен, поэтому выводы не этот счет делать пока рано.

В письме Попову от 22 октября 1784 г. В.В. Каховский отмечал, что в Акмечети, Бахчисарае и Карасубазаре начали делать "образцовыя версты". 19 декабря 1784 г. В.В. Коховский докладывал из Бахчисарая: "Строение дворцов у нас остановилось от великого снегу... Мили же и версты в избах продолжать делать стану". 4 марта 1785 года Коховский снова информировал Потемкина: "...Мили от Бериславля к Перекопу, от Севастополя чрез Бахчисарай, Акмечеть, Карасубазар до Феодосии все отделаны, а в апреле месяце и от Перекопа до Акмечети сделаны будут. Верст о Бериславля к Перекопу построено 60, от Перекопа к Акмечети 38, от Акмечети к Севастополю все 66, кои при наступлении теплых дней по своим местам поставлены будут; к отделке же остальных прилагается старание".

В 1785-1786 гг. дороги были закончены и вдоль них установлены каменные знаки с обозначением миль и верст на всем протяжении от Бериславля до Севастополя. Известный ученый, академик П. С. Паллас видел дорожные знаки путешествия семь лет спустя: "Версты здесь [в Крыму. - Е. В.] везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом". В начале ХХ века в Крыму еще сохранялись дорожные знаки путешествия императрицы, однако известный крымский историк А. Маркевич констатировал, что "многия требуют ремонтировки". В настоящее время по всему Крыму сохранилось не более пяти "миль", а верстовые знаки исчезли совершенно. "Мили" имеют статус памятника архитектуры общегосударственного значения. Одна такая миля находится в Севастополе на Северной стороне, датируется 1786 годом и считается также старейшим каменным сооружением города. Мили стоят также у входа в Бахчисарайский дворец, возле поселка Зуя, на 29 км шоссе Симферополь - Бахчисарай и в других местах полуострова. Крымские мили сложены из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. На квадратном в плане постаменте установлена усеченная часть колонны с базой тосканского ордера, увенчанная коническим завершением. Ствол колонны в средней части шестигранный.
Остается невыясненным до конца вопрос о числе и времени постройки дорожных знаков на территории Екатеринославского наместничества, т.е. от Екатеринослава до Бериславля. Нет оснований сомневаться, что знаки на этой территории сооружались одновременно с Таврической областью согласно единому распоряжению Г.А. Потемкина до путешествия императрицы.

Сегодня на территории Днепропетровской области сохранились лишь "мили" в Днепропетровске и в селе Волосское (частично разрушена). Хотя в конце ХІХ - начале ХХ века историки-краеведы свидетельствовали о большем их количестве. Д.И. Яворницкий, путешествуя по землям древнего Запорожья, отмечал, что на пути из Никополя в Капуловку длиной 20 верст, "есть еще так называемыя мили, т. е. каменные четырехгранные столбы, свидетели проезда здесь императрицы Екатерины II".

Нельзя не отметить, что бытующее в литературе название "верстовая миля" является анахронизмом (сравните: "метровый километр"). Памятник в Днепропетровске представляет собой верстовой знак, в отличие от "миль" (обозначающих расстояние пути в милях), которые сохранились на территории Крыма. "Екатерининская миля" в Днепропетровске - единственный полностью сохранившийся памятник такого типа на территории области и южного края в целом. "Миля" - старейший памятник Екатеринослава, свидетель закладки в 1787 г. Преображенского собора и всего города на правом берегу Днепра.

Екатерининская миля-дорожные знаки, времен императрицы Екатерины Великой,установленные в 1784 -1787 на всем пути следования императрицы от Санкт- Петербурга до Бахчисарая.
Устанавливали их по принципу: каждая верста отмечалась большим необработанным камнем, каждая 10-я верста отмечалась каменной милей.
Екатерининская миля представляет из себя четырехгранный пьедестал, от которого отходит колонна с шестигранным перехватом. Колонна имеет высоту 1,5 метра и пьедестал тоже- итого общая высота Екатерининской мили составляет 3 метра.
На сегодняшний день в Крыму сохранилось 5 Екатерининских миль и 6-я находится в разрушенном состоянии.

Екатерининская миля в Севастополе

Лучше всего мили сохранились в Севастополе и Бахчисарае.

Севастопольская Екатерининская миля находится в парке Учкуевка,на улице Челюскинцев, в северной части города.
Бахчисарайская Екатерининская миля находится напротив Ханского дворца,практически у главного входа.
Третья Екатерининская миля находится на Севастопольской трассе- между городами Симферополь - Бахчисарай, около села Севастьяновка

Екатерининская миля в Бахчисарае


Четвертая миля находится между Симферополем и Белогорском,в 800 метрах от поселка Цветочное.
Пятая -недалеко от города Старый Крым,на военном полигоне. Ее перенесли на территорию Старокрымского исторического музея.
Шестая миля находится между Старым Крымом и Феодосией, возле поселка Ключевое.
Еще известно о существовании 2-х сохранившихся милях на территории Украины. Практически все Екатерининские мили были уничтожены во время советской власти, как пережиток капитализма. Небольшая часть, дошедшая до наших дней,была внесена в памятники архитектуры и взята с 2005 года под охрану государства.

Екатерининская миля недалеко от поселка Старый Крым


Екатерининские мили и их история возникновения.

После присоединения Крымского полуострова к России, в 1783, остро встал вопрос развития Крыма и примирения всех народов,проживающих на территории Крыма. Среди Крымских татар царил раздор.Множество крымскотатарских семей выехало в Турцию. У крымских греков царили реваншистские настроения из-за многовекового гонения и репрессий 1779-1781 г., от которых греки бежали в Мариуполь, Херсон и другие материковые города, находящиеся ныне на территории материковой Украины. Также русские войска, ведущие на протяжении многих веков войны с Крымским Ханством,увеличивали градус напряжения внутри Крыма. Охладить этот котел должен был Потемкин, но его попытки не всегда приводили к нужным результатам. Доклады Потемкина о ситуации в Крыму, сподвигли Екатерину Великую лично посетить полуостров и принять меры к примирению всех слоев общества. Например,некоторые дворяне внушали Екатерине мысли, что Россия не потянет Крым, что казна и так пуста, а Малороссия это просто степь,за которою и сражаться не стоило.


На 1787 год был запланирован визит Екатерины Великой в Крым через Малороссию.К осени 1784 года начались подготовительные работы.
Самыми важными из приготовлений было строительство и реконструкция старых дорог на пути следования Императрицы. Эти дороги эксплуатировалась свыше 50 лет и после знаменитого визита. Именно во время реконструкции и было подана идея возведения и установки каменных милей,на пути следования Ее Величества. Позже названных Екатерининскими. Также,под визит Екатерины Великой, была проделана колоссальная работа по возведению гостиниц, домов отдыха и прочей сопутствующей инфраструктуры. Практически все построенные сооружения в значительной степени повлияли на уклад жизни Малороссии и Крыма.


Из мемуаров французского посла Сегюро, который сопровождал Екатерину Великую в путешествии:
“Я путешествую не для того,чтобы чтобы осматривать Крым и Малороссию, но и для того, чтобы увидеть людей. Мне нужно дать нашему народу возможность дойти до меня, выслушать их жалобы и внушить чиновникам, что их грехи и провины не останутся без внимания.”
Эти слова нашли реальное подтверждение: большая часть проблем решалась прямо на местах Также граф Румянцев и князь Потемкин, получили множество документов к рассмотрению и проверке. и лично отчитывались по ним перед Императрицей. Некоторые из этих документы до сих пор хранятся в музеях Петербурга и Москвы.
Во время визита Екатерины Второй был основан один из крупных городов Малороссии - нынешний Днепропетровск. Также были заложены 10-ки церквей и несколько сел.
Если Вы решите посетить Крымский полуостров в особенности или , обязательно найдите Екатерининские мили, прикоснитесь к истории нашей страны, и поведайте о них друзьям, расскажите историю их создания

Екатерининские мили на карте Крыма