Церковь святого Лаврентия в Нюрнберге — старейший лютеранский храм. Церковь Святого Лаврентия (Нюрнберг) Церковь Святой Елизаветы

Церковь Св. Лаврентия (Лоренцкирхе) - одна из главных достопримечательностей Нюрнберга. Данный храм представляет собой базилику, построенную, примерно, в 1270-1350 годах. В 1439-1477 годах к церкви был достроен огромный зал пресвитерия.

В 1529 году церковь святого Лаврентия одной из первых в Германии стала лютеранской.

Церковь сильно пострадала от воздушных налетов союзников во время Второй мировой войны, но была восстановлена уже к 1949 году.

Главный, западный, фасад церкви свидетельствует о богатстве Нюрнберга середины 15 века. Это был один из крупнейших торговых центров Германии, с населением около 50 тысяч человек, уступая на территории Священной Римской империи только Кёльну. Великолепны не только высокие резные, устремленные ввысь, башни церкви, но и центральная часть западного фасада – единственный портал внизу, гигантская (10 м в диаметре!), но при этом ажурная каменная роза в центре и щипец на вершине.

В интерьере церковь базиликального плана, трехнефная, имеет восемь пролетов. Высота центрального нефа – 24 м, боковых – 10,5 м. Нервюрные своды укреплены замечательными замковыми камнями с изображением, в частности, деятелей Реформации.

Историко-художественная ценность интерьера церкви святого Лаврентия уникальна. Вероятно, главным шедевром можно считать потрясающий табернакль, созданный в 1493 – 1496 годах прекрасным скульптором и архитектором Адамом Крафтом. Табернакль находится в восточном хоре, высота этого резного сооружения из песчаника с изображением эпизодов из жизни Христа – около 20 м. Это устремленное ввысь сооружение являет собой подлинную квинтэссенцию поздней готики. Любопытно, что в фигурах, поддерживающий табернакль, мастер без ложной скромности изобразил самого себя и двух своих помощников.

К сводам хоров прикреплен другой шедевр, хранящийся в церкви – скульптурная группа «Ангельское Приветствие» («Благовещение») работы одного из самых знаменитых скульпторов Германии начала 16 века Файта Штосса, созданный мастером в 1517 – 1518 годах. Композиция состоит из фигур Девы Марии и архангела Гавриила, обрамленных венком из 55 позолоченных роз и 7 медальонами. Диаметр овального венка – от 3,2 до 3,7 м. В 1817 году композиция упала с высоты, однако была полностью восстановлена в виде, близком к первоначальному.

Из многочисленных алтарей и алтарных образов, хранящихся в церкви, прежде всего, следует выделить Алтарь святого Деокара работы неизвестного мастера (1436 – 1437), единственный, который не был убран из церкви в период иконоборчества Реформации. Готический створчатый алтарь выполнен в традиционном германском стиле, с центральной скульптурной композицией, обрамленной сбоку и снизу живописными работами.

Wiki: ru:Церковь Святого Лаврентия (Нюрнберг) en:St. Lorenz, Nuremberg de:St. Lorenz (Nürnberg)

Это описание достопримечательности Церковь святого Лаврентия в Нюрнберге, Баварии (Германия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Создано 5 лет назад fitonia из Подольска

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом, папой римским, четыре беседы его на Евангелии: 19-я, 24-я, 31-я и 40-я. Много раз эта церковь была перестраиваема. Историками установлено, что храм св. Лаврентия образовался в результате слияния двух зданий - церкви эпохи св. равноапостольного царя Константина (задняя часть) и базилики в честь Божией Матери XIII в. (передняя часть) В настоящий же вид приведена в 1848-64 гг.

Главный вход в церковь устроен в западной стене. Под возвышением, на котором стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу, находится особый нижний придел (Confessione), спуск в который открывается из середины собора. В этом нижнем приделе, позади имеющегося в нем престола, стоит обнесенная решеткой белая мраморная гробница, внутри которой почивают мощи св. мученика Лаврентия архидиакона. В той же гробнице почивают мощи апостола, первомученика и архидиакона Стефана (память 2 авг. и 27 дек.).
Базилика Сан Лоренцо.

О побиении камнями св. Стефана повествуется в 7-й главе книги Деяний святых апостолов. Честные мощи его перенесены были в Рим с Востока в середине VI в. Говорят, что, когда открыли гробницу, в которой почивали мощи св. архидиакона Лаврентия, чтобы присоединить к ним и мощи св. Стефана, то св. Лаврентий сам отодвинулся несколько в сторону, чтобы дать место первомученику.

На решетке, окружающей упомянутую гробницу, висит большой камень, с которым на шее был утоплен в Тибре один из мучеников Христовых.

Под нижним приделом, в подземной пещере, почивают мощи мученика Иустина пресвитера, который, вместе с мучеником Ипполитом, совершил погребение тела св. Лаврентия. Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 17 сентября нов. ст.

Весь нижний придел обнесен решеткой; в западную часть этой решетки вделана белая мраморная плита, на которую было положено тело св. Лаврентия тотчас после снятия его с решетки, на которой он мученически скончался. Кровь, текшая из ран его, запечатлелась на самой этой плите. Чтобы видеть и облобызать эту плиту, надобно подняться из нижнего придела наверх и по одной из боковых лестниц, устроенных в боковых частях церкви, спуститься за нижний придел.

В церковной ризнице в числе разных святынь хранятся:
-часть камней, которыми был побит первомученик Стефан;
-часть мученической крови св. Лаврентия;
— частица мощей священномученика Сикста, папы римского;
-частица мощей мученика Романа воина, обратившегося ко Христу при виде мучений св. Лаврентия;
-частица мощей мученика Ипполита, обращенного ко Христу св. Лаврентием, когда сей последний содержался в темнице.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

У этого небольшого городка на эстонском , который находится в Рижском заливе, долгая история, богатая событиями. , еще в начале XIV века выросший на месте старинного средневекового , и в наше время бережно хранит все то, что составляет его историю. Один из самых древних «свидетелей» прошлых лет – лютеранская церковь Святого Лаврентия, построенная в стиле классицизма.

Храм, что не горит в огне

На Ратушной площади, где и сегодня можно увидеть дома с особенными крышами и сохранившуюся булыжную мостовую, расположилась церковь Святого Лаврентия – старинный храм с прямоугольным основанием. Это «новая версия» церкви, построенная на площади в 1630 году.

Самая ранняя церковь в была возведена прямо у стен замка-крепости, на ее месте в наши дни находится городской парк. Но это было обычная деревянная постройка, вскоре погибшая при пожаре. Чуть позже воздвигнули новый храм, уже в городе, недалеко городского базара. Но церкви не везло с пожарами: они не однажды разрушали ее. Так в 1710 и 1828 году огонь проглотил церковные постройки, и только храм, возведенный в 1836 году, уберегся от разрушений и огня и действует по сегодняшний день.

Однонефная, с вырубленными из доломита стенами и кафедрой, своеобразная и величественная церковь Святого Лаврентия сегодня является истинным украшением города. Башня в стиле ампир, колонны и балкон выгодно выделяют ее среди всех старинных городских построек. Своим игольчатым шпилем она немного напоминает здание Петербурга, как бы перенесенное в и поставленное на городскую площадь рядом с и старинной важней.

За дверью храма

Интерьер церкви остался практически таким же, как его создали в начале XVII века. Храм украшает великолепный алтарь, на котором можно увидеть потрясающую картину «Голгофа», написанную Карлом Сигизмундом Вальтером. Талантливый эстонский художник Урмо Раус расписал золотом церковные витражи.

Можно увидеть в церкви и уникальный крестильный камень, доставленный сюда из церкви Ансекюла, воздвигнутой еще во времена Средневековья и полностью разрушенной в военные годы, в 1944 году.

Но самое значимое украшение храма – старинный орган Sauer с уникальным звучанием, единственный орган Курессааре, который можно назвать достоянием не только , но и всей Эстонии. Этому уникальному инструменту более 120 лет, но он недавно был восстановлен и вновь работает, своим мощным звучанием восхищая не только прихожан старой лютеранской церкви, но и настоящих ценителей органной музыки. В этом городке с любовью сохраняют все, что напоминает о далеких днях истории.

Святой Лаврентий – один из самых почитаемых французами христианских мучеников. Его именем названо 84 французских территории, и было бы удивительным, если бы в честь любимого покровителя не построили храм в столице. Церковь Святого Лаврентия (Église Saint-Laurent de Paris) стала последним шедевром «пламенеющей» готики, построенным в Париже.

Церковь у дороги

У римской дороги, соединяющей Санлис и Орлеан, при королях из династии Меровингов вырос монастырь Святого Лаврентия с небольшой часовенкой для нужд монашеской братии. Но осада Парижа норманнами сравняла с землей монастырские постройки, поскольку он находился за пределами города. Часовню быстро отстроили, превратив в приходскую церковь быстро растущего пригорода. Письменные свидетельства о романской церкви Святого Лаврентия на месте нынешней датируются XII веком. Население прихода продолжает стремительно увеличиваться, и церковь снова разрушают, но уже с целью увеличения здания.

Основное строительство развернулось в начале XV века, и в 1429 году храм принял первых прихожан. Но, как и все масштабные стройки Западной Европы, церковь продолжали достраивать и украшать вплоть до ХХ века. В XVII веке казна Парижа выделила значительные средства на окончание строительных работ в храме, и у подрядчиков возник вопрос: достраивать здание в готическом стиле или переделывать под модный в то время классицизм. Победила экономия, потому что дешевле оказалось достроить церковь в готическом стиле, чем начинать стройку заново.

Последнее глобальное преобразование церкви Святого Лаврентия прошло в эпоху Второй империи и строительных преобразований барона Османа. Тогда фасад храма мешал расширить бульвар Маджента, его разрушили, а новый расширили и изменили его стилистику, переделав из стиля «иезуит» в неоготический. А в конце XIX и на протяжении ХХ веков церковь украсили витражами.

Церковь Святого Лаврентия в XVII веке посещали как простые прихожане Святой Венсан де Поль и герцогиня Луиза де Марийак, основатели Общества Сестер милосердия. И в ней с 1660 по 1755 год хранились мощи герцогини де Марийак, пока их не перенесли в Часовню Чудотворного медальона Богоматери.


Во время Великой Французской революции церковь по очереди становилась Храмом Разума, Храмом Гименея и Верности (поэтому в ней всегда много венчаний) и Храмом Старости (рядом располагался дом престарелых). Но в 1802 году Наполеон вернул здание римско-католической церкви. И на сегодняшний день это действующая приходская церковь.

Возникший в XI веке как поселение под защитой замка-резиденции императора Священной Римской Империи германской нации, опекаемый всеми кайзерами, получающий все большие права и привилегии, Нюрнберг бурно развивался и к XIII-му веку стал уже большим по тем временам городом. Ему стало тесно на небольшой территории между замком и рекой Пегнитц, и он перешагнул на левый берег. Южнее реки Пегнитц, на невысоком холме, стояла небольшая романская базилика, которая стала мала возросшему числу прихожан. На ее месте в 1260 году началось строительство новой большой церкви Святого Лоренца (Лаврентия). Это здание сохранилось до нашего времени. Церковь и внешне и по внутреннему убранству очень похожа на церковь Святого Зебальда, расположенную в северной части Старого Города, недалеко от Бурга.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Улица, ведущая к храму - Königstraße. Две башни церкви Св. Лоренца выделяются на заднем плане.

Строительство церкви было завершено в конце XIV века. К этому же времени было закончено строительство защитной стены вокруг города. Богатые семьи городских патрициев стали переселяться на свободные участки южнее реки Пегнитц. У новой церкви появились новые прихожане, благодаря которым ее доходы увеличились, вырос размер пожертвований, открылись новые перспективы в конкурентной борьбе с церковью Св. Зебальда. Ее убранство становилось все богаче. Для мощей Св. Деокаруса, у которого исповедовался Карл Великий, был создан серебряный ларец, подобный ларцу в гробнице Св. Зебальда. Продолжилось строительство внутренних помещений (подобными уже владела в то время церковь Св. Зебальда), которое было завершено к 1477 году. Все большие затраты производились только за счет пожертвований горожан, как обязывал указ городского Совета.

Несмотря на Реформацию и потери во время войн, большинство сокровищ церкви Св. Лоренца сохранилось до нашего времени. Только после перехода Нюрнберга в состав Королевства Бавария в 1806 году для возмещения долгов город был вынужден продать серебряный саркофаг Св. Деокаруса и бронзовую крестильную купель (они были переплавлены).

Во время второй мировой войны имущество церкви было перенесено в кунстбункер в скале под Бургом, благодаря чему и сохранилось. Здание церкви при бомбежках сильно пострадало. Но свод восточного хора, обе башни, западный фасад, опоясывающие стены устояли. Это позволило в короткие сроки восстановить церковь в полном соответствии с оригиналом. В 1952 году она была открыта.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Главный западный фасад и две башни церкви.

В тимпане главного портала церкви воспроизведена жизнь Иисуса Христа от Его рождения и детства в нижнем поле до Страстей Христовых вверху. Выше – страшный Суд, слева – праведники, справа – грешники. Надо всем – Иисус Христос, как всемирный судья, рядом - Мария и Иоанн-креститель. В арке вокруг тимпана размещены статуи 14 пророков и 12 апостолов.

Ударом молнии в 1865 году был поврежден шпиль северной башни. Его заменили новым стальным шпилем, отличающимся от шпиля южной башни. На западной стене башни, в основании, вставлен нюрнбергский эталон длины – шесть «нюрнбергских рабочих башмаков» (27,84 см Х 6 = 167,04 см). Высота башен 80,8 м и 81 м.

Церковь имеет длину 91,7 м; ширину 30 м. Высота центрального нефа 24,2 м; ширина центрального нефа 10,4 м. Высота боковых нефов 11,5 м; ширина боковых нефов 5,9 м. Высота хорального зала 24,2 м; ширина хорального зала 28,6 м.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Вид центрального нефа в сторону хорального зала в восточном направлении.

При взгляде вдоль центрального нефа в сторону хорального зала замечаем слева на пилоне улыбающуюся Прекрасную Мадонну – самое старейшее произведение искусства в церкви (1280 г.).

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Прекрасная Мадонна – старейшее произведение искусства в церкви (1280 г.).

Бросается в глаза Распятие (конец XIV века) с триумфальной аркой при переходе в помещение хора – пожертвование семьи Имхофф.

Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Распятие с триумфальной аркой (конец XIV века).

Во внутреннем помещении хора выделяются: Дарохранительница (Адам Крафт, 1493-96 г.г.); алтарное Распятие (Файт Штосс, 1525 г.); позолоченная люстра (мастерская Файта Штосса, 1517-18 г.г.) и «Благовещение» («Engelgrüß»), также выполненное мастером резьбы по дереву Файтом Штоссом в 1517-18 г.г.

Люстра и «Благовещение» были изготовлены на пожертвования председательствующего лозунгера (обербургомистра) Антона II Тухера в размере 500 гульденов.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Внутреннее помещение хора церкви Св. Лоренца.

Люстра выполнена из позолоченного железа около 2,5 м по диаметру и по высоте. Ее подсвечники (55 штук) – из позолоченного дерева. Сверху установлена деревянная статуя коронованной Марии.

Изящная почти 20-метровая Дарохранительница (Sakramentshaus) устремлена вверх к своду и прижалась к колонне. Многочисленные фигуры изображают сцены Страстей Христовых

Главные фигуры «Благовещения» выше человеческого роста. Архангел Гавриил возвещает Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса Христа. Мария одновременно ошеломлена и погружена в себя. Окружающий главные фигуры венок содержит 55 роз, число которых равно числу подсвечников. Они символизируют молитвы «Розового венца»: 5х10 Аве Мария и по одной к каждой «Отче наш». Вокруг парят фигурки ангелов, и надо всем – Бог-отец.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. «Благовещение» («Engelgrüß»), резьба по дереву (Файт Штосс, 1517-18 г.г.).
Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Окна восточного полукружия хорального зала церкви.

Позади алтарного Распятия видно центральное Императорское окно, пожертвованное императором Фридрихом III в 1476 – 77 г.г. Окно создано по эскизу Михаэля Вольгемута. На нем изображены император с императрицей, Элеонорой Португальской. Над ними – огромный балдахин. Сбоку и внизу – оруженосцы с гербами. В верхней части сцены обретения Святого Креста.

Правее – окно Конгофера (1477 г.). На мозаике окна видны Св. Лоренц, Св. Зебальд и Св. Деокарус, четыре Отца Церкви, сцену обручения Св. Катарины Иисусу и 14 Святых помощников.

Завершает полукружие окно Шлюссельфельда (1481 г.), сохранившееся лишь частично. Мозаика окна показывает Пресуществление – католическое вероучение о превращении хлеба в Тело Христово. На окне изображена Просфорная мельница, в которую символически показанные Евангелисты высыпают из корзин святые облатки (Слово). Нижняя часть утрачена.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. Северный ряд пилонов центрального нефа с установленными на них скульптурами.

В розетке над главным порталом церкви (около 1355 г.) изображен Христос, окруженный ангелами, четырьмя Евангелистами и гербами. Размеры розетки: ширина 5,92 м, высота 7,75 м.


Церковь Святого Лоренца в Нюрнберге. План церкви Святого Лоренца.

На плане:
1. Вход в церковь с южной стороны (Apothekertüre).
2. Скульптура «Прекрасная Мадонна» (около 1280 г.).
3. Скульптура «Архангел Михаил» (конец XV века, «немецкий Михель»).
4. Алтарь Св Николая.
5. Алтарь Св. Катарины (около 1495 г.).
6. «Благовещение» - самое знаменитое произведение искусства в церки Св. Лоренца (1517 – 1518 г.г.).
7. Алтарное Распятие (1525 г.).
8. Дарохранительница (1493 – 1496 г.г.).
9. Алтарь Св Вольфганга (1450 г.).
10. Алтарь Св. Деокаруса (1316 и 1437 г.г.).
11. Алтарь Св. Иоанна (1420 г.).
12. Мозаика окна Ритеров (1478 г.).
13. Алтарь Св Анны (1510 г.).
14. Креллевский алтарь (1483 г.).
15. Императорское окно (1476 – 1477 г.г.).
16. Окно Конгофера (1477 г.)
17. Окно Фольккамера (1486 г.).
18. Алтарь Трех Волхвов (1460 г.).
19. Окно Шлюссельфельда (1481 г.).
20. Алтарь Св. Рохуса (1483 – 1484 г.г.).
21. Алтарь Св. Марты (1517 г.).
22. Розетка (1355 г.).

Затраты на содержание церкви Св. Лоренца около €350000 в год!
Вот вам тема для размышлений, многоуважаемые господа туристы.

Время работы Церкви Святого Лоренца в Нюрнберге

понедельник – суббота с 9.00 час. до 17.00 час.
воскресенье с 13.00 час. до 16.00 час.
Ежедневно в рабочие дни в 17.00 час. проводится короткое богослужение.

Как доехать до Церкви Святого Лоренца в Нюрнберге

От Главного вокзала Нюрнберга (Hauptbahnhof) надо пересечь в северо-западном направлении вокзальную площадь, пройти ворота Königstor и далее по улице Königstraße подняться на площадь Lorenzer Platz. Ориентиром служат две высокие башни церкви Св. Лоренца. При неспешной ходьбе это займет минут 15.