Автостопом по европе самостоятельно. Как путешествовать автостопом по европе. Когда ты впервые услышала об автостопе

В первые годы после университета мне довелось объехать автостопом большинство стран Шенгенского соглашения. Подробные материалы о маршрутах и особенностях стран появятся у нас на сайте в ближайшее время, но начну я эту длительную и увлекательную историю, пожалуй, с обобщающего материала. Ведь любое путешествие начинается с и идеи и с понимания того, что в общем ждет на пути к воплощению идеи.

1. Начинайте путешествовать автостопом по Европе в юном возрасте

Подростки, изучающие мир, вызывают умиление и желание помочь, рассказать о себе и показать свой любимый город. Когда вам под тридцать, меркантильные европейцы не очень понимают, почему они должны работать на налоги и социальную страховку, а вы – кататься с ветерком по их уплаченным налогам. По собственному опыту я заметила, что уехать в 20 было гораздо проще, чем уехать в 27. Также в последние годы я много слышала о том, что и студентов на трассе почти не осталось. Это связано с появлением лоукост-авиакомпаний или автобусных перевозчиков, а также сервисов вроде . Доехать или долететь с ветерком за 10-20 евро через пол-Европы – это реальность сегодня, если планировать маршрут заранее. Даже для наших Венесуэл это обозримые деньги, для них – вообще гроши. Примерно во столько же обойдется поездка на окраину города, чтобы добраться до трассы. Так что в путешествии автостопом экономии ради смысла уже нет, но по-прежнему есть смысл это делать, чтобы лучше погрузиться в мир по другую сторону границы.

2. Говорите, спрашивайте, проявляйте интерес

Автостоп сегодня – это не про экономию денег. Это лучший способ погрузиться в другую культуру, если у вас нет возможности пожить где-то достаточно долго, чтобы познакомиться и подружиться с местными. Пообщаться с разными слоями населения. С представителями разных культур. Особенно если вы юны и не боитесь трудностей. Тишиной и комфортом можно насладиться позже, взрослых людей на трассе подбирают неохотно. Но молодежи проще. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте о своей стране. Лучше уж вы, чем телеканал Russia Today.

3. Будьте толерантны

Респектабельные европейцы на дорогах чаще сменяются иммигрантами из бывших колоний или из мусульманских стран. Кого-то религия, кого-то сочувствие, кого-то интерес заставляют останавливаться и подбирать вас. Если в моей первой поездке в 2008-м году мне довелось покататься только с европейцами, то в 2012-м больше половины добрых людей на дороге составили иммигранты из арабских стран и из Марокко.

4. Учите европейские языки, но не замыкайтесь, если считаете, что ваши знания слабы и вы делаете ошибки; выбирайте в попутчики людей, которые знают иные языки

Так будет больше шансов, что найдется общий язык с драйвером из экзотической страны. Да-да, особо полезными будут арабские и персидские группы языков. Иммигранты в Европе тоже катаются на автомобилях между городами. Выходцы из мусульманских стран весьма охотно подбирают попутчиков – им Коран велит. Но я бы советовала девушкам, путешествующим без компании юношей, избегать таких машин. Особенно, если за рулем турок – те чаще европейцев пытаются перейти границы дозволенного. Если едете с парнем, то такой проблемы возникнуть не должно.

Нормальному европейцу в голову не придет собирать попутчиков по ночам

Если ваш английский или французский слаб, старайтесь выражать мысли любым доступным способом. Не зажимайтесь. Этого достаточно. Через неделю — две вы научитесь понимать иностранный язык. Если он близок к известным вам языковым группам. В Западной Европе пригодится французский и английский, в Центральной — немецкий и английский. В Германии и Австрии много русскоязычного населения, но молодежь знает английский. В Восточной Европе и в Прибалтике взрослое поколение понимает русский. Но английский тоже лишним не будет. Польза от знания украинского языка будет ощутима в Украине, Словакии, Чехии, южных странах, где пользуются языком славянской группы. А вот в Польше лучше русский.

5. Планируйте поездку только на светлое время суток

Не надейтесь на ночь. Это в России или Украине можно глубокой ночью постоять часик-другой под кабаком и застопить дальнобойщика. Нормальному европейцу в голову не придет собирать попутчиков по ночам. Вас могут подобрать только сочувствующие соотечественники, которые тут могут быть по делам. Или какие-нибудь венгры или словаки. Они еще не настолько оевропеились, видимо.

6. Лучше выбирайте места, где по закону можно останавливаться. Хотя если вас захотят подвести, остановятся где угодно, просто желающих будет меньше

Не заставляйте европейских автомобилистов нарушать закон. На автобанах разрешенных мест для остановки мало: это зона отдыха, заправки, зона оплаты дороги (а в Германии и такой нет), повороты на стоянки. Но стоять лучше на них. В Европе уже почти везде установлены камеры наблюдения, не вынуждайте людей нарушать. Кому захочется платить за вас штраф, если вам вздумается останавливать машины в аварийном кармане? Нет, есть, безусловно, граждане Евросоюза с жизненной позицией fuck the system. Но их реально меньшинство. В лучшем случае за вами приедет дорожная полиция – нажурит, проверит документы, вынесет предупреждение и отвезет туда, где стоять безопасно. В худшем – проведете в неугодном месте много часов.

7. Не надейтесь на фуры

Лет пять назад можно было прокатиться с европейским дальнобойщиком. При условии, что в одной кабине едет один человек рядом с водителем. Теперь законы Евросоюза поменялись. В случае ДТП если выясняется, что с водителем был кто-то, кто не является сотрудником компании, водитель не получает страховку. Это крупная сумма, которой никто не захочет рисковать ради милых ребят.


8. Выбирайте для автостопа страны с высоким или растущим уровнем жизни

Расчет простой – чем выше уровень жизни, тем более открытые люди. Чем безопаснее в стране, тем охотнее кто-то поможет незнакомцу. В странах, где в данный момент происходят перемены к лучшему (та же Польша, Чехия), люди также больше расположены к чужакам. Германия, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург богаты отзывчивыми людьми на дороге. Часто они путешествуют семьями. Но если в машине есть место, вам наверняка его предложат. В Италии грустный автостоп (во всяком случае на севере, на юге не была), в Северной Италии, в предгорье, есть места, где он и вовсе запрещен. Во Франции лучше, но ненамного. Как в Крыму примерно. То есть или везет и везут, или стоишь весь день.

9. Если есть время, стоит прокатиться по второстепенным трассам

Хотя бы часть путешествия. Все красоты природы, все маленькие ухоженные европейские деревеньки находятся там, а не на стремительных автобанах. Горы, поселки, озера, замки… И для водителя проще найти место, чтобы вас подобрать, тоже там. Плюс по таким дорогам чаще ездят местные, которые могут много рассказать о своем крае. Так, во Франции лучше любого путеводителя жители деревень расскажут о местном вине, покажут никому не известный водопад или крепость. К сожалению, на второстепенной трассе выше вероятность встретить человека, который не говорит по-английски.


Отличное место для автостопа где-то на границе Франции и Германии: машин мало (не автобан же), но останавливаются охотно

10. В Европе, как и в странах типа Грузии или Армении, также вас могут подобрать гостеприимные местные, которые всенепременно захотят показать свой город – соглашайтесь, если вас не торопят обстоятельства и только если вам пообещают отвезти потом обратно на трассу

Посетить еще пару городов по дороге – прекрасный бонус, людям приятно делиться любимыми местами. Никто, лучше местных, не способен открыть прелести своего города. Но если вам потом из этих красот придется выбираться на автобан самостоятельно, трижды подумайте. Почему? Об этом в следующем пункте.

11. Не планируйте посетить много городов

Каждый выезд из города, особенно если город большой, как Париж или Лион, например, занимает чудовищно много времени и сил. Автобаны строились для машин, а не для автостопщиков, там все сделано так, чтобы машины могли от города к городу мчаться не отвлекаясь. Если у вас есть 4 дня на Францию и денег только на бесплатное путешествие, их стоит посвятить Парижу, а не разъезжать по Лионам и прочим городам помельче.


Есть в Европе такие заколдованные города, из которых можно выезжать сутками из-за сложных транспортных развязок

12. Стоя на трассе, подавайте водителю знаки, которые не могут быть истолкованы двусмысленно

Пусть по вам будет сразу понятно, в какую сторону вы едете, если вам довелось стопить перед развилкой. А такое случается. Рано или поздно вас в любом случае кто-то подберет, но пусть это лучше будет рано.


13. Следите за чистотой одежды. Следите за гигиеной. Не распространяйте запахов. В любой ситуации. При любой погоде

Вообще-то это обязательное правило №1 в любой поездке, но некоторые, особо увлекшиеся персонажи, порой о нем забывают. Вот и приходится напоминать первым делом.

Представьте себя на месте владельца авто: вам было бы приятно взять такого человека к себе? Вам простят, если вы будете неграмотны или неразговорчивы, это все человеческий фактор, который забывается. Но по такому сильному впечатлению об одном человек, как гигиена, владелец автомобиля может сформировать свое представление об автостопщиках в целом. Особенно, если он остановился на дороге в первый раз. Если завоняете машину, в следующий раз ее обладатель вряд ли рискнет подбирать котят на дороге, если только у него самого нет за спиной такого же многолетнего опыта поездок автостопом по миру. Еще – старайтесь выглядеть нейтрально и универсально, если это не противоречит вашим принципам. Люди больше склонны выбирать себе в попутчики кого-то понятного, а не экзотического. Иногда, конечно, и такие «цепляют». Но чаще всего консервативные европейцы тянутся к себе подобным, да еще и таким, от которых вроде и понятно чего ожидать.

"Автостоп" придумали бедные путешественники: денег у них не было, а покататься по разным странам очень хотелось. Сейчас тысячи людей за границей пользуются этим способом передвижения. В основном, конечно, молодежь. Например, когда едет отдыхать на юг или возвращается домой на студенческие каникулы.

Европейцы достаточно охотно принимают в свои машины попутчиков. Легче всего поймать машину в Германии (особенно в западной части). Немцы считают, что таким образом они поощряют бережливость и активность молодежи. Без особых проблем можно найти попутку в Бельгии и Голландии. В Италии автостоп полон сюрпризов, итальянцы берут попутчиков, чтобы было с кем пообщаться и скоротать дорогу. Во Франции с автостопом сложнее: французы не очень любят бесплатных пассажиров, но при желании и настойчивости и по этой стране можно попутешествовать задаром.

На Западе человек с протянутой рукой на шоссе смотрится так же нормально, как если бы он ловил такси в городе. Так что никаких комплексов по этому поводу у вас не должно возникать. Автостоп для многих - это поиск романтики, а совсем не суровая необходимость. Так путешествовали многие знаменитости в годы своей юности. Например, Род Стюард. Автостоп, типично богемный способ жизни, придает обыденной жизни острый привкус приключений.

Однажды я отправилась в путь в самый тяжкий для автостопа день. Я ехала из Бельгии. Во Франции из-за забастовок и социальных волнений были закрыты все скоростные дороги. Об этом я узнала уже в пути, когда пересекла границу. Табло гласило "1 route - Paris - 200 km". По словам знакомой, я должна была быть в Париже чуть ли не через пару часов. Никто в Бельгии не знал, что трудовая Франция решила бастовать именно в этот день и все окрестные жители отложили свои поездки. Шоссе было пустынно.

К счастью для меня, нашелся еще один бельгиец, врач-ветеринар. Он ехал по вызову во французскую деревню к своему соотечественнику. Он говорил только по-фламандски, "Nе, Nе, Paris nе", повторял он, но долго что-то предлагал мне на своем гортанном языке. Посмотрев на его открытое лицо, я интуитивно почувствовала, что ничего плохого он делать не собирается. Действительно, он подвез меня к автостанции, где было припарковано несколько "большегрузов" - дальнерейсовых рефрижераторов. Их командировки были запланированы заранее, и они, так же, как и я, не могли повернуть назад. Многие из них были из Германии и Италии. Первый же водитель согласился взять меня с собой. В его огромной кабине было очень комфортно и чисто, как в международном купе. Он ехал из Гаскони на север, и со свойственным гасконцу темпераментом хохотал, рассказывал о юге Франции, своей семье, соседях, детях, собаке и кошке. Он требовал, чтобы и я рассказала о России и о себе. Одновременно он слушал футбольный матч по радио и кричал: "Мазилы! Я бы им показал, как нужно играть, да ноги педалями заняты!" Периодически он перебрасывался шуточками по рации с водителями, проезжающими мимо.

Эй, парень, пропусти меня на первую полосу, - просил догоняющий фургон. Он обогнал нас и, заглянув из своей кабины в нашу, приветливо помахал рукой.

Да тебе везет, ты едешь в женском обществе, - сказал этот водитель гасконцу. И гасконец тут же вкратце пересказал ему мою биографию. Дескать, российская журналистка едет в Париж.

Жаль, что я не еду в Париж. Может, поедем в Англию? - он сбавил скорость и еще какое-то время ехал рядышком.

У меня нет визы, - сказала я.

Какая ерунда! В моей машине тебя никогда не будут проверять на таможне. Не хочешь рискнуть?! Нет! Ну, удачи! - и он помчался дальше.

Слушай, а зачем тебе Париж? - сказал гасконец, - поедем в Лиль. Там тоже много интересного.

Тут же он выдал мне массу информации и о Лиле, и о его окрестностях. Потом он поведал мне о забастовках, социальных проблемах и работе автофирм в Европе. Времени у нас было много. Мы медленно ехали по проселочным дорогам. Многотонная машина, похожая на короткий поезд, с трудом разворачивалась на улочках провинциальных городков. Но что поделать, шоссе перекрыты. Гасконец ругался на непереводимом южном наречии, а я тихо радовалась. В этот самый трудный для него день мне выпала нежданная удача увидеть, правда, с трехметровой высоты, всю Францию в разрезе.

Перед поворотом на север гасконец, переговариваясь по рации с проезжающими мимо водителями, нашел коллегу, который ехал в Париж. Это был флегматичный, молчаливый бретонец с огромными усами a la Salvador Daly. Он просидел всю дорогу молча, в полной тишине, с отключенным радио и напоминал больше манекен для испытания нового автомобиля. Его взгляд был устремлен вдаль, поверх шоссе.

Машина бретонца была более современная, чем у гасконца. Внутри было много различных приборов, как в кабине самолета. Он вез фармакологические препараты. По пути бретонец милостиво сделал крюк, заехав в центр Парижа, чтобы подвезти меня прямо к станции парижского метро, хотя я его даже не осмеливалась об этом попросить.

От этого автостопа у меня осталось самое приятное воспоминание. Хлопот было немного. Я рассмотрела почти всю Францию, познакомилась с типичными французами.

Как-то в Париже в центре Жоржа Помпиду я встретила русского со спальным мешком, котелком и прочим скарбом, необычным для россиянина в Париже. История, рассказанная им, была грустна. Еще десять лет назад он эмигрировал из России в Южную Африку и получил гражданство этой страны. Сначала все было как в раю, он жил на пособие по безработице, но чувствовал себя хозяином мира. А затем на выборах победили черные, и все поменялось.

Как-то, узнав, что в России тоже большие перемены (но черные не у власти), он решил двинуться туда автостопом. Только не напрямик, чтобы не заблудиться в джунглях и быть съеденным, а по береговой полосе, где есть хоть какая-то цивилизованная жизнь. Добравшись до Сирии, он попросился чернорабочим на корабль и приплыл в Марсель. Решил передохнуть в парижских ночлежках и отъесться в благотворительных бесплатных столовых для нищих, а потом двинуться в сторону родного Урала. В Европе мне часто встречались люди, добравшиеся автостопом из Швеции в Грецию или из Польши в Испанию за пару дней. Но автостопом в Россию, из Африки - это невозможно! Так и не попал на родину...

Мои парижские знакомые, узнав о том, что я приехала во Францию автостопом, пришли в ужас. "Это очень опасно!" - в один голос сказали они. Но я не раз ездила внутри самой Франции и в другие страны на попутках, и всякий раз этот было удобно и интересно. И даже более комфортно: не раз меня подвозили к самому дому. Иногда водители предлагали заняться любовью, но услышав отказ, не обижались и вели себя вполне корректно. Я долго держала этот способ за самый лучший, безопасный и захватывающий, пока не прочитала несколько репортажей о пропавших без вести, зверски убитых и ограбленных туристах-автостопщиках.

Одного из преступников нашли. Им оказался местный Чикатило, вполне преуспевающий, приличного вида коммивояжер с типичной для французов фамилией Дюпон. Обаятельный, общительный, богатый, он никогда не сидел в тюрьме, не лечился у психиатра и был на хорошем счету у местной полиции, что не помешало ему поставить французский рекорд "серийных убийств без видимых причин". Он часто ездил на своей машине в деловые командировки по провинциям и охотно брал попутчиков - девушек и юношей. И неизменно с цинизмом повторял: "Вам здорово повезло, что попали ко мне".

Через какое-то время (когда будущая жертва уже полностью расслаблялась) он сворачивал в лесок, как он говорил, перекусить на природе, вынимал из-под сидения револьвер и выкидывал жертву из машины. Привязывал ее к дереву проволокой и начинал пытать дрелью, пилой, инструментом для ремонта автомобиля. Ему нравилось не убивать, а мучить. Жертвы умирали от болевого шока или потери крови. Только двум удалось избежать смерти - они-то и смогли потом идентифицировать маньяка.

Случаются во время поездок автостопом и грабежи, и изнасилования. Но, к счастью, в Европе это большая редкость.

В целом, если вы выбрали такой способ передвижения, риск заночевать в чистом поле или быть найденным на обочине утренним полицейским патрулем - невелик. Шансов быть зверски замученным намного меньше, чем погибнуть в обычной автокатастрофе. Если брать статистику преступлений, можно увидеть, что многие преступления совершаются в лифтах, но это не мешает гражданам пользоваться ими ежедневно.

Главная беда в автостопе - это просто долгое ожидание. Но рано или поздно кто-нибудь остановится, увидев вашу протянутую руку. В худшем случае вы проведете на шоссе пару часов. Поймаете вы машину или нет, во многом зависит от того, как вы выглядите. Один мой знакомый сорокалетний парижский художник, косматый, в живописных нарядах короля в изгнании, на самом деле настоящий интеллигент, человек исключительно добродушный и поэтичный, - однажды простоял несколько часов на шоссе, и ни одна машина не остановилась. Все принимали его за сумасшедшего бродягу.

Еще одна проблема: никогда нельзя точно рассчитать, через сколько времени вы попадете в нужное вам место. Дорога может оказаться не самой короткой. Допустим, по карте от места отправления до места назначения 200 километров. Теоретически этот путь можно проделать часа за три. Но добавьте сюда час на ловлю машины, час на непредвиденные остановки в кафе, автозаправки и так далее. Водитель может по дороге заехать совсем не в тот город, куда вам надо. Ясно, что путешествие автостопом занимает гораздо больше времени, чем, например, поездом.

Перед тем, как отправляться в путь, внимательно просмотрите карту. Наметьте несколько промежуточных точек - крупных населенных пунктов. Выпишите их названия, чтобы не маяться на шоссе. Например, когда я ехала из Парижа в Брюссель, я понимала, что вряд ли быстро найду машину, которая прямо туда и направляется. Подходя к останавливающейся машине, я говорила: "vers Bruxelles" (в сторону Брюсселя), но если за этим следовал отрицательный ответ, называла все выписанные названия промежуточных городов. Тут же оказывалось, что хозяин машины направляется в один из этих городков, в Верден или Реймс, которые находились на полпути. Оттуда добраться до Брюсселя было намного легче. Преодолевая небольшие дистанции и сменив две-три машины, куда проще и быстрее добраться до цели, чем ожидая ту единственную, которая сразу же довезет вас до места.

Нет большой разницы в способах голосования на дороге. Вы можете прыгать на обочине, размахивать руками или просто стоять, держа в руках картонку с надписью города, куда направляетесь. Только не пытайтесь остановить машину на автостраде - скоростном шоссе: там остановка запрещена. На маленьких же "проселочных" дорогах трудно найти человека, который едет далеко. Попросите его довезти хотя бы до ближайшей заправочной станции или стоянки. Там смело подходите ко всем подъезжающим машинам. Вас возьмут те самые люди, которые не остановились бы на шоссе.

Некоторые не тормозят из-за инерции или лени. Некоторые по невнимательности, потому что погружены в раздумья о своих делах. Есть тугодумы, которые реагируют только через пять минут после того, как увидят человека на дороге: "А ведь можно было взять...". Нехитрая уловка: когда вы просите подвезти вас при свидетелях, гораздо меньше вероятность нарваться на преступников.

На стоянке или заправке можно обращаться к водителям больших фургонов. Вообще им не рекомендуется брать попутчиков, потому что есть риск встретить грабителя. Но они могут нарушить это правило, если увидят безобидного студента и тем более девушку. Для молодых женщин этот вид благодетелей самый безопасный: водитель-дальнобойщик (за границей, только за границей!) не свернет внезапно в лесок и не начнет настойчиво предлагать заняться любовью. Еще одно преимущество шоферов большегрузов: обычно они едут на длинные расстояния и в крупные населенные пункты. В их кабинах просторно и удобно, они отличаются от наших грузовиков, как "боинг" отличается от "кукурузника".

Если же у вас есть хоть немного свободных денег на дорогу, то можно путешествовать тоже на машине, но вскладчину. Почти во всех европейских странах есть специальные бюро, которые сводят владельцев машин и бедных путешественников. Автолюбители, желающие подработать, дают в такие бюро информацию о своих будущих маршрутах. Информация помещается в базу данных. Вы приходите в бюро и говорите: "Я еду туда-то тогда-то. Нет ли в этом направлении и в это время попутной машины?" Вам может повезти, а может и нет. Но если сегодня "рейса" нет, он будет завтра. Во многих студенческих центрах есть специальная доска объявлений, где водители, часто сами студенты, оставляют записки: "Еду в Рим 5 мая, могу подбросить троих, обращаться по телефону..." Плата за услуги обычно невысокая, по договору. Иногда вообще требуется заплатить только за бензин.

Бюро берет небольшие комиссионные, разные в зависимости от расстояния (например, от Брюсселя до Парижа - около $7). Водителю вы платите из расчета не более 500 рублей за километр (Брюссель - Париж стоит 56 французских франков, или 50 тысяч рублей). Платят обычно в валюте той страны, куда вы едете. Но можно и в долларах. Некоторые называют одну цену независимо от количества пассажиров, но чаще требуют эту таксу с каждого седока. Водитель может заехать за вами прямо домой, но это не обязательно. Иногда вы можете договориться, что он захватит вас на улице в месте, удобном для вас обоих. Довозить до самого порога он также не обязан, но всегда можно попробовать уговорить. Кормить вас, конечно, никто не будет, но за бензин и проезд по платным дорогам вы ничего не должны. Считается, что водитель берет с вас деньги для того, чтобы оправдать свою дорогу. Если он едет обратно в удобное вам время, можно и вернуться вместе. Это стоит еще дешевле.

18-го декабря мы вышли из родного Питера, промочили ноги, замёрзли и через два часа питерского КАДа, закатного Выборга, автостопа у финского бордера Россия нас отпустила, Ура! Так стартовал #europe_trip, который продлился 52 дня, растянулся на 11 стран, прокачал мой английский и оставил очень искренние чувства в отдельно взятых уголочках благодаря родному Каучсёрфингу.

Немного цифр:

  • Проехано 5000 км за 52 дня.
  • Затрачено денег 300€ на двоих, это 170 рублей в день на человека, при этом мы не чувствовали особую надобность в чём либо, у нас всё было.
  • На проезд было потрачено 28 € на двоих, это паром через Финский залив из Хельсинки в Таллин, общественный транспорт в городах без контроля, ездили без билетов, не считая единичных случаев.
  • Посещено 11 стран, с остановками как минимум в столице на севере Европы, и с размеренными неспешными передвижениями по югам, погода всё таки решает многое.
  • 12 раз сайт помог нам найти бесплатное жильё в домах местных жителей.
  • 3 раза мы остановились у друзей, или через друзей друзей.
  • 2 ночи проведено в двух разных аэропортах (они просто были вдоль трассы)
  • 2 ночи проведено в палатке на польских просторах и очень много кемпингов по Испании и Португалии.
  • Один раз остановились в хостеле за 11€ эксперимента ради.
  • Получено пять кило впечатлений, три сотни улыбок и семь килотонн счастья.

Три самых ярких страны:

  • Финляндия
  • Германия
  • Испания (только регион Андалусия).

Три самых ярких момента:

  • Как мы 31 декабря проснулись в палатке.
  • Берлин в новогоднюю ночь, безумие и отвага.
  • Спидометр показывает 231 км/ч, мчим по польским автобанам.

Лучшие истории автостопной реальности:

  • Вечер рождества на автобане без фонарей и остановившиеся два монаха, которые все два часа до Вильнюса рассказывали о господе нашем.
  • Первый день автостопа в Испании: после тщетных попыток остановить машину, пошли пешком до Гибралтара 19 километров, в испанский автостоп посвящены. ;)
  • Узнав, что у нашего хоста нету планов, посвятили его в автостопную реальность и увезли с собой в соседнюю страну.
  • Два часа не могли уехать от берлинского аэропорта, сходили к автобану, нашли коробку мандаринов, порадовались, дважды сходили в здание аэропорта, залипли в интернете, попытали счатье ещё с часок, замерзли, вернулись в аэропорт, купили билеты до Марокко, греться. Через несколько недель, за два часа до этого самого самолёта стояли на пустой извилистой трассе, далёкой от главных оживлённых, стопили воображаемые машины и думали, как же так вышло, что самолет уже скоро, а мы в каком-то лесу..
  • В холодный день, на выезде из немецкого города к нам подошла женщина и поинтересовалась нашими планами.. После объяснений, что мы пытаемся поймать машину чтобы уехать она ушла, и вернулась с горячим кофе и пончиками, попросила беречь себя.

Путешествовать автостопом с целью экономии денег — это не про Европу. Здесь давно уже летают лоукосты за 5-20€ и курсируют автобусы от 5€ между крупными городами (акции сайта Ecolines). Единственное, что вам понадобится: научиться планировать покупку билетов заранее.

Авиакомпании по Европе: Ryanair, Air Berlin, EasyJet, Wizz Air, Norwegian. Из России: Победа. Лайфхак про покупку дешёвых билетов есть

Дешево уплыть из Хельсинки в Таллин можно взяв тур Хельсинки-Таллин-Хельсинки (14€, довольно часто акции от 5€), возвращаться в Финляндию не обязательно. Если смотреть обычные билеты, то они от 20€ до 40€, смотря насколько заранее вы покупаете.

Ну а ради хорошего эксперимента, погружения в зарубежный мир, ради знакомств, общения, практики английского, да просто автостоп ради автостопа — это всё запросто.

Автостоп в Европе: где стопить?

Здесь нет русского пофигизма, русского «Авось», здесь очень большие штрафы для водителей, да и вообще европейцы народ поцивилизованнее русских, и автостоп тут действительно отличается от привычной трассы Москва-Владивосток.

Автобаны. Если восточную Европу только начинает окутывать паутина автобанов, то в остальной Европе процветает и разрастается сеть скоростных магистралей, которая кажется действительно сложной для разума автостопщика. Да, есть и обычные дороги, но на них народ практически всегда не говорит по-английски, что в общем то не всегда плохо. Обычные дороги идут по более живописным холмистым местам, но как показывает практика всё равно приходится дружить с автобанами. А как следствие и с полицейскими, и с большими скоростями, и с равнодушием.

Весь опыт автостопа сводится к одному правилу: найти место где водитель тебя заметит, успеет сообразить, потому что у него небольшая скорость и где его остановка не будет противоречить закону — вуаля, машина поймана!

Автозаправки. Самое прекрасное — это заправка на автобане (с большим трафиком), там все едут в вашем направлении и, раз вы оказались здесь, пол дела сделано!

Заезды на автобаны. Но пока вы не там, лучше всего стопить на въездах на автобаны. Там не всегда есть место и в особо отдаленных от столиц местах совсем нет машин. Тогда мы выходили на автобан и тормозили машины там, ничего страшного.

Европейцы, особенно в более развитых странах, водят очень аккуратно, как правило 120 км/ч это норма. Только в ещё не до конца оевропезированной Польше нам посчастливилось погонять со скоростью 230 км/ч, но это скорей исключение. Рано или поздно и на автобане вас тоже подберут. Раз пять за два месяца нас ловили полицейские на автобанах, английского они не знают, и просто просят уйти обратно откуда мы сюда пришли, только единожды в Испании полицаи сказали что если мы выйдем сюда снова то будет штраф 200€ каждому.

Идеальное место для автостопа — перед развязкой и заездами на магистраль, после какого нибудь кольца, где водители максимально сбрасывают скорость, тут очень важно дать понять в какую сторону вы едете, не многие европейцы будут терять пару минут чтобы узнать о ваших планах, они просто показывают руками что не понимают вас.

Трясина городов

Самое сложное-пресложное в автостопе по Европе — это выезжать из больших городов. В общем-то везде присутствует эта проблема, но здесь в огромной степени. Большой поток машин, 90% местных, которые едут максимум до заправки и вообще далёкие от путешествий люди. Транспорт на окраину безумно дорогой, хорошо что есть Германия, Финляндия…, где можно не платить за проезд и быть молодцом.

Таблички для автостопа

В каждом месте, где ваш задуманный маршрут не очевиден, лучше стоять с табличками, они действительно помогают! Многие европейцы в своей молодости путешествовали автостопом, они прекрасно понимают, что если едут не в написанный вами город, а по пути, то тоже можно остановиться, и подвезти, это не Китай, европейцы продвинутые путешественники.

Нормальный вид

Если вы будете выглядеть рвано, неформально, растрепанно, вас конечно подберут, какие-нибудь фрики или хипаны, но их тут не так много в соотношении с обычным народом, и ждать придется прилично.

Мы часто спрашивали водителей почему они нам остановились, рассчитывая на какую нибудь безумную историю их путешествий по молодости…, но нам просто говорили что наше лицо, наш вид хорошие, почему нет.

Так что будьте опрятными и довольными, даже если вы только что вылезли из палатки из глубин леса.

Языки

Лично я сюда поехала за практикой английского, я из тех, кому лень читать правила и зубрить слова, проще ежедневно общаться, делать ошибки и порой не понимать ни слова от тех, кто любит говорить быстро. Ну, а чтобы было интересно, менять обстановку, вникая в жизнь и особенности страны где нахожусь, чтобы было о чём разговаривать. В отличии от улиц Индии, где начинал зарождаться мой английский, здесь чувствуется образованность, начитанность, здравый рассудок в этих европейских головах. В общем у них есть чему учиться.

О политике

Конечно, в странах, где на каждую тысячу километров свой правитель, но все живут одной большой семьёй без границ, полно разговоров о политике, и все считают своим долгом высказать свою точку зрения про Россию, про Америку, про времена от Ленина до Путина.. Проявляя интерес, вы даже в мировой экономике разбираться начнете! Европейцы это любят.

Дневной и ночной автостоп

Ни одному адекватному европейцу не придет в голову собирать автостопщиков по ночной трассе, они и так-то пугливые!

Возможно ночью вам повезет в восточной Европе — те немножко с русским духом, да и язык русский знают, переживать за вас будут… В остальной Европе все будут переживать за себя при виде вас во тьме ночной! Мы, ради интереса и статистики, стояли под фонарями и пытались поймать машину, один раз остановилась девушка из Аргентины, и на рождество, ближе к ночи, нас подобрали два священника, и километров двести рассказывали о господе нашем — на этом всё.

Про палатку и содержимое рюкзака

На случай, если вы не успели в город до темноты, вам понадобится палатка, и всё из этого вытекающее для благополучной ночёвки.

Чем больше путешествуешь, тем меньше становится твой рюкзак, тем больше задумываешься о его весе и надобности каждой вещи. Если раньше я брала самый дешевый спальник, который занимал пол рюкзака и не всегда грел, то сейчас спальник NorthFace весом менее килограмма, максимально компактный и годный на минусовую температуру. Вместо армейского котелка — JetBoil на один литр, который кипятит воду за минуту и удобен в экстримальных условиях. Палатка от «Русского Снаряжения», очень годная фирма. В общем-то в целях приблёженности к легкоходству это всё.

С нами в рюкзаке всегда путешествуют мюсли, арахисовая паста, сыры, шоколад, масло, консервированный нуд и.т.д., в больших европейских супермаркетах (Lidl, Aldi, Dia..) это всё стоит значительно дешевле, чем в России.

Ночёвки: хостелы, палатки, Couchserfing

В городах можете останавливаться в хостелах за 10€ или использовать сайт бесплатного гостеприимства , мы познакомились с очень классными ребятами благодаря нашим впискам.

Если совсем нет денег, можно жить в палатке в парке например, это не совсем легально.. Но если ставить палатку по темноте вечером и собирать хотя бы до восьми утра, то проблем возникнуть не должно. Рюкзак можно оставлять в хостеле, там же и купаться, прикинувшись проживающим туристом. Попроситься переночевать или принять душ можно у пожарников, которые работают и живут в свою смену в пожарных частях.

Испания, страны с плохим автостопом

Есть такие страны, где автостоп превращается в придорожную медитацию, потому что часами никто не останавливается. Испания, за исключением южного региона, участки Франции, Италии. Кто-то всё равно остановится, но этого кого-то ждать очень долго. На вопрос почему испанцы не останавливаются местный нам ответил, что они не любят это, просто не хотят. В принципе, хорошее объяснение.

Путешествия и автостоп по Исландии

А есть страна Исландия, где автостоп, наверное, лучший в мире, ждать 5 минут считается рекордно много. В сезон (с июня по сентябрь) сюда приезжает много туристов и арендуют машины, а когда люди путешествуют они довольны и открыты миру, они легко и с удовольствием подвозят путешественников как раз до тех достопримечательностей, куда сами едут.

В это время в тех краях белые ночи и теплая, но ветреная погода. Вдоль дороги очень много кемпингов, где можно найти оставленные полные резьбовые газовые баллоны, в общем всё для комфортного отдыха туриста. А если жить в палатке и готовить самому, то так же дёшево, как и на большой земле в Европе. Из стран Прибалтики в Исландию можно найти билеты от 50€ в две стороны, либо из Норвегии за 100€ туда-обратно.

Англия

Сюда легко попасть хоть автостопом из Франции, хоть лоукостом откуда угодно, единственное, что нужна английская виза. На сегодняшний день Англия даёт один день без визы, при условии, что вы едете транзитом в Америку, либо Гибралтар — крошечный полуостров под Английским флагом, куда виза не нужна. Здесь живут единственные в Европе вольные обезьяны, и очень живописные виды на Африку через пролив.

Нет гостеприимству!

В отличие от азиатских стран Европа славится антигостеприимсвом, даже если вы заговорили про Каучсёрфинг, даже если вы вроде как подружились… Если нас приглашают в гости — это скорей исключение из правил. А вот те европейцы, с кем я знакомилась на улицах в Азии очень даже рады встречаться снова, я для них вроде как воспоминание из яркого путешествия в солнечные страны.

Европейский континент неизменно привлекает множество туристов. Кто-то стремится полюбоваться восхитительными художественными шедеврами, кого-то интересуют уникальные кулинарные изыски, кому-то просто хочется своими глазами посмотреть на прославленные города. Множество причин мотивируют людей посетить Францию, Италию, Германию, Чехию и другие страны. Но существует всего две альтернативы в способах организации этого путешествия: заплатить туристическому агентству и отправиться по «проторенной дорожке» уже готовых туров, или же начать захватывающее приключение в виде самостоятельного путешествия. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы. Организованный тур не требует от вас никаких усилий по предварительному планированию, зато серьёзно ограничивает вашу свободу перемещений и действий. Путешествовать самостоятельно – значит, без оглядки на других людей планировать свой маршрут и ежедневные занятия, узнавать и открывать для себя настоящую, нетуристическую Европу. Но это также и ответственная подготовка, без которой сложно получить от поездки только радость и удовольствие. Читайте в этой статье, как организовать путешествие самостоятельно!

Планирование маршрута

Планирование маршрута перед самостоятельной поездкой в Европу – сам по себе очень увлекательный процесс. Поначалу стоит оставить в стороне свой рационализм, и позволить себе пофантазировать. Какие европейские страны Вас больше всего привлекают? Мысли о каких городах и достопримечательностях вызывают у вас волнующий трепет? Откройте карту, пройдитесь глазами по ней и выпишите места, которые Вам захотелось посетить.

Затем уже фантазирование следует отодвинуть на второй план и включить рациональное мышление. Путешествуя самостоятельно, большинство туристов ограничено временем и ресурсами. Можно, конечно, наметить посещение, например, всех европейских столиц, но реально ли это успеть за две недели без перелётов на частных самолётах или без использования фантастических транспортаторов? Выберите из всех мест в Вашем списке наиболее привлекательные и продумайте, как их можно объединить в один маршрут.

Выбор транспорта

Один из наиболее экономных способов путешествовать по Европе – использование лоукост самолётов . Стоимость билетов на них действительно низкая, и уровень комфорта прекрасен для коротких перелётов. Но у таких авиа-операторов есть две особенности, которые надо учитывать. Бюджетные самолёты посещают хоть и многие, но не все города. А количество билетов на них ограничено, и они пользуются спросом. Вот несколько названий европейских лоукостеров: Wizzair, EasyJet, Ryanair, Air Berlin, Vueling. Каждая из этих компаний имеет свой сайт с удобными картами направлений. Соотнесите реально существующие рейсы со своим списком. Подберите наиболее удобный порт начала путешествия, возможные перелёты внутри европейского континента, конечный пункт, откуда вы будете возвращаться назад.

Поехав в Европу самостоятельно, вы можете не ограничиваться посещением лишь одной страны. При желании, можно быстро перебраться хоть на противоположную часть континента, если подобрать соответствующий авиарейс и продуманно вписать этот перелёт в свой маршрут.

Планируя путешествия самостоятельно, билеты следует покупать заранее. В особенности, если есть желание сэкономить. Если вы не привязаны к конкретным датам в своём путешествии, это позволит вам сэкономить на билетах. Ведь в «горячие» дни (уикенды, праздники, каникулы, туристический сезон) цены на полёты значительно возрастают. А когда пассажиропоток ослабевает, компании значительно снижают свои расценки. Больше советов, в Европу.

Уже планируете поездку? Проверьте, какие варианты перелетов можно выбрать прямо сейчас:

Не ограничивайтесь только полётами на самолёте. Внутри определенной страны удобно перемещаться на поезде . Как правило, расстояния между городами не очень велики. А путешествие по Европе на поезде – это само по себе интересное приключение, которое позволит вам почувствовать себя местным, понаблюдать за людьми, познакомиться с особенностями страны и приобрести целый багаж впечатлений, о которых вы будете с упоением рассказывать друзьям. Конечно, для такого рода перемещений хорошо бы знать хотя бы английский язык (или в совершенстве владеть языком жестов!) Учитывая относительно близкое соседство европейских столиц, вы можете путешествовать на поезде и между странами. Для планирования железнодорожных поездок между европейскими странами будет полезен сайт Interrail.eu . Кроме того, в сети интернет довольно легко найти информацию о локальных автобусных и железнодорожных перевозках в рамках выбранной вами страны.

Если вы уверенно чувствуете себя за рулем и жаждете максимальной свободы перемещения – берите . Этот вариант путешествия позволит вам не зависеть от расписания и иметь максимальную свободу в планировании маршрута.

Выбор отеля и получение виз

Пожалуй, в каждом более-менее крупном европейском городе найдётся достаточное количество хороших гостиниц. Отель стоит выбрать и забронировать заранее. К тому же, это требуется для оформления шенгенской визы самостоятельно.

Прежде всего, вам нужно определиться с типом поездки и со своими потребностями. Если вы планируете проводить много времени в одном городе, то к выбору отеля надо подойти особенно щепетильно. В каком районе он расположен? Куда выходят окна? Какие дополнительные услуги в нем предоставляются? Обращайте внимание на отзывы реальных людей.

Варианты размещения в пригороде или на окраине, как правило, позволяют существенно сэкономить на проживании. Но заранее уточните, как вы будете добираться до центра города и интересующих вас объектов. Возможно, неудобства и расходы, связанные с транспортом, заставят вас изменить свой выбор.

Если экономия для вас важнее комфорта, то стоит обратить внимание на мини-отели или хостелы. Это бюджетный вариант проживания, и он особенно хорошо подходит тем туристам, которые планируют много перемещаться между городами и проводить мало времени в отеле.

Все более востребованной и популярной становится аренда квартир и комнат. Такой вариант позволяет вам не только сэкономить, но и ближе познакомиться с жизнью местных. Проверьте, что может предложить airbnb , и сравните с вариантами отелей, чтобы сделать оптимальный выбор.

Отправляясь в путешествие по Европе, можно использовать возможность посетить сразу несколько стран по одной визе. Получить шенген самостоятельно нетрудно, если чётко выполнить официальные правила, представленные на сайтах посольств и консульств. Ознакомьтесь с ними, подготовьте нужные документы и без опасений подавайте их на визу. В некоторые страны получить визу легче – во многом это касается восточно-европейских членов шенгенского соглашения. Помните, что вы должны будете въехать в Европу именно через ту страну, которая дала визу. Если хотите максимально упростить процесс получения визы, можете воспользоваться специальным .

Проверьте, какие варианты проживания доступны для бронирования в данный момент:

Путешествуйте без спешки

При планировании путешествия важно помнить, что самостоятельные путешествия в Европу – это не соревнование по количеству просмотренных достопримечательностей. Главное в них – само путешествие и радость, которую оно приносит. Организовывая поездку самостоятельно, вы имеете возможность создавать маршрут «ручной работы», непосредственно под себя. Путешествуйте в своем ритме, следуйте своим интересам, а не только рекомендациям путеводителей. Незачем метаться между всеми достопримечательностями в городе. Выбирайте маршруты, которые вам по душе, и наслаждайтесь поездкой! А вам в этом помогут.

Спокойные прогулки по историческому центру или активный отдых, милые посиделки в кафе или осмотр музеев, внимательное рассматривание великих архитектурных шедевров или наблюдение за местным жителями – уделите достаточно времени тому, что любите именно вы!

Продумывайте культурную программу и не бойтесь неожиданностей

Если вы едете «по путёвке», то вопрос организации досуга во многом решается туроператором. Это далеко не всегда удобно – всем предлагается одинаковая программа, независимо от предпочтений отдельных людей. В самостоятельном путешествии вы можете распланировать свои дни так, как вам заблагорассудится. Посещение музеев и достопримечательностей, ужины в определённых ресторанах, походы по магазинам, экскурсии за город…

Не бойтесь отклоняться от проторенных туристических троп – узнайте о менее известных, но не менее интересных местах. Побудьте первооткрывателем, почувствуйте дух города, узнайте его с новой, неизвестной туристам стороны. Заранее изучите информацию о выбранных направлениях, советы и рекомендации опытных путешественников. Отмечайте то, что вам больше всего понравится. Не забывайте согласовывать свои планы со всеми партнёрами по путешествию. Старайтесь подобрать разные виды занятий, чтобы точно знать, чем себя занять. Но все же не стоит следовать своим планам слишком жестко. Будьте готовы к неожиданностям и легко меняйте свои решения!

Общайтесь с местными

Европа – это не далёкая планета, населённая незнакомой нам формой жизни. Там живут обычные люди, которые будут рады общению с интересными личностями. А уже то, что вы являетесь носителем другой культуры и отправляетесь в путешествие самостоятельно, делает вас интересным. Не стесняйтесь знакомиться с местными жителями, задавайте им вопросы об их городе и стране, просто весело проводите с ними время! А если вам удастся «блеснуть» знанием хотя бы нескольких фраз на местном языке – вы почти наверняка покорите своих новых знакомых.

Очень удобно договориться о встречах с «аборигенами» заранее, через интернет. Существуют специальные сайты для путешественников, в которых люди предлагают вместе погулять, показать интересные места, помочь «влиться» в местную жизнь. Например, это couchsurfing.com – сайт направлен также и на поиск бесплатного жилья в разных городах, но его пользователи намного охотнее идут на контакт, когда их не просят о ночёвке, а предлагают просто встретиться и пообщаться. Вряд ли вы узнаете европейские города так же хорошо, если будете бродить по ним исключительно самостоятельно. Естественно, вам для этого потребуется знание как минимум английского языка.

Не берите много багажа

Лёгкость багажа – значимый фактор в хорошем путешествии. Заранее продумайте, что вам нужно взять с собой в поездку, составьте список. Сократите список до самого необходимого, исключив из него всё то, без чего можно обойтись. Так ли нужна вам в дороге толстая книга? Может, три пары джинсов – это слишком? У каждого туриста свои индивидуальные потребности, поэтому универсальный список вещей лучше не искать. Чем меньше у вас багажа, тем вы мобильнее. В идеале у каждого должен быть один средний рюкзак за спиной или небольшая сумка и свободные руки. А вместо тяжелых путеводителей – удобное на вашем смартфоне и наушники!

Тщательное планирование и разумная доля авантюризма

Опыт самостоятельных путешествий поистине потрясающ. Он раскрывает границы вашего мировоззрения, позволяет по-новому взглянуть на мир. Отправляясь в такие поездки, надо следовать простому, но важному правилу – наслаждаться всем, что происходит! Тщательное планирование избавит вас от излишних беспокойств. Внутренняя готовность к неожиданностям позволит увидеть в непредвиденных ситуациях возможность узнать что-то новое и уникальный шанс пережить захватывающее приключение. Туристы, попробовавшие выехать куда-то без туроператора, зачастую настолько проникаются этим увлекательным опытом, что уже в следующие поездки даже не рассматривают вариант участия в «массовом» туре. Главное – решиться на первое !

Любители безбилетного проезда не обманывайтесь! Путешествие автостопом к «зайцам» отношения не имеет. Путешественник обязательно заручается согласием водителя на отсутствие платы за проезд. Легендарным родоначальником автостопа считается Ломоносов, в молодости часто пользующийся попутными телегами. Но размах движение приобрело с прочным вхождением автомобильного транспорта в обыденную жизнь.

Современные автостоперы тормозят не только машины всех категорий, но и велосипеды, паромы, локомотивы, даже самолеты. 🙂 Прелесть такого путешествия не только в минимуме расходов, но и во вкусе дорог, в задушевных беседах, интересных знакомствах.

Путешествие на попутке относится к . Большую роль играет экипировка. Во-первых, яркая (красная, оранжевая, ядовито-зеленая, кислотного оттенка голубая или розовая) одежда, которую легче заметить издалека. Нашитые светоотражающие полосы усиливают эффект. Профессиональные автостоперы одеваются в оранжевые комбинезоны исполосованные такими стикерами. Во-вторых, рюкзак с крохотной палаткой, аптечкой, солнцезащитным кремом, одной сменой белья, теплыми носками, средствами гигиены, картами, картонкой и черным маркером. Большие запасы еды и воды брать не стоит, особенно если предстоит путешествие автостопом по Европе. Воду можно набирать в питьевых фонтанчиках (их устанавливают даже в парковых зонах). Косметикой, алкоголем и табаком рюкзак отягощать не стоит. Продукты брать только не портящиеся – орехи, изюм, батончики мюсли.

Готовиться к путешествию надо с тщательной проработки маршрута. Не следует начинать с больших расстояний. Пусть первое путешествие автостопом будет всего в 100-200 километров. Можно предварительно потренироваться в родной области. Автостопщик всегда должен четко знать пункты, находящиеся на пути следования, расположение заправок. Следующий этап подготовки: язык. Английский язык знает далеко не весь мир. В европейских путешествиях желательно знать азы , .

Какие нужны документы?

С медицинской страховкой хватит. Путешествие автостопом по Европе можно совершить с одной только шенгенской визой, но тогда маршрут должен обходить , Румынию, Хорватию, Македонию, Черногорию, Боснию с Герцеговиной, . Сколько брать денег? Для Западной Европы суточное питание обходится в десятку евро, плата за кемпинг до пятнадцати евро, недорогие гостиницы – до 50. , и власти собирают туристический налог даже с тех, кто ночует у друзей или в палатке возле кемпинга. Он небольшой – приблизительно пол-евро в сутки. Налог взимается только за семь дней, если турист планирует остаться на больший срок, доплачивать ничего не надо.

Несколько тонкостей, которые характеризуют путешествие автостопом:


Успешного путешествия и незабываемых положительных эмоций!