17 сентября сбит российский самолет. Подставили под удар. Как Россия теряла самолеты в Сирии

Как министр обороны Сергей Шойгу, вина за сбитый российский самолет и гибель экипажа «полностью лежит на израильской стороне». ​«Несмотря на имеющиеся договоренности о предотвращении опасных инцидентов с Израилем, командование российской группировки войск было оповещено только за одну минуту до нанесения удара израильскими F-16», — подчеркнул Шойгу, пообещав не оставить без ответа действия израильских ВВС.

По версии израильских военных, причиной гибели Ил-20 стал сирийских систем противовоздушной обороны. Более того, когда сирийские ПВО выпустили ракеты, которые сбили Ил-20, F-16 уже находились в израильском воздушном пространстве, говорится в сообщении Армии обороны Израиля. «Израиль возлагает полную ответственность за инцидент на режим Башара Асада, военные которого сбили российский самолет», — говорится в заявлении.

К вечеру лидеры России и Израиля поговорили по телефону. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил соболезнования в связи с гибелью российских военных. Он пообещал предоставить Москве подробную информацию о действиях израильской авиации в Сирии в понедельник. В ближайшее время эти данные в Москву привезет командующий ВВС Израиля.

Почему сирийская ПВО не опознала российский Ил-20

Проблема дружественного огня в случае действий зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности возникает довольно часто, отмечает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, военный эксперт Василий Кашин. Только в ходе вторжения в Ирак в 2003 году американские Patriot уничтожили два дружественных истребителя (свой и британский) и чуть не сбили еще один американский, напомнил эксперт.

«Общая проблема для средств ПВО большой дальности — когда у вас в одном секторе воздушного пространства есть свои и чужие», — объяснил Кашин. По его словам, расчет ЗРК работает в условиях сильнейшего стресса, отражая налет, который может быть направлен прямо на него. «Применяются средства радиоэлектронной борьбы, все это накладывается на то, что сама система [С-200] довольно старая и не самая совершенная. Конечно, это повышает вероятность ошибки», — подытожил военный эксперт.

По данным Conflict Intelligence Team, за все атаки Израиля по сирийским объектам, которых, как утверждают израильские военные, было более 200, сирийцам удалось сбить всего один израильский F-16. В CIT также напоминают о сделанном весной заявлении Пентагона о том, что сирийские ПВО вели огонь в основном уже после атаки, предположительно, с целью отчитаться о расходовании боекомплекта. «В этих условиях случайное попадание в российский самолет-разведчик выглядит вполне вероятным», — отмечают в CIT.

Возможно, операторы сирийских средств ПВО сопровождали цель как групповую — то есть вели F-16 и Ил-20 одновременно, а затем произвели пуск ракет, отмечает бывший заместитель командира полка С-200, главный редактор журнала «Воздушно-космический рубеж» Михаил Ходаренок.​

«В момент наведения могло произойти разделение этой групповой цели, и головки самонаведения захватили самый мощный сигнал, который дает как раз Ил-20», — пояснил эксперт.

Знакомый с ходом расследования катастрофы источник РБК говорит, что пока рано делать вывод, пытались ли израильские истребители прикрыться российским самолетом. При этом он также отмечает возможность переключения головки самонаведения ракеты на более мощную цель.

Похожая ситуация была в 2001 году, когда над Черным морем пассажирский Ту-154 был непреднамеренно сбит ракетой С-200, запущенной силами ПВО Украины в ходе военных учений, напоминает источник. «Тогда нацеливание ракеты С-200 произошло именно на более ярко-контрастную цель, потому что ракета использовала принцип самонаведения», — пояснил он. По его словам, на любой войне 40% потерь — это дружественный огонь.

В августе 2008 года в ходе войны за Южную Осетию Россия потеряла шесть самолетов. Половина из них была сбита дружественным огнем, говорилось в опубликованном в 2009 году материале издания Moscow Defence Brief.

Ил-20 по сравнению с F-16 — в десять раз более контрастная цель, подчеркивает собеседник РБК. Точность наведения принципиально зависит от комплекса, которым был сделан удар, добавил источник. «У С-200 ракета в пусковой установке видит цель и стартует самостоятельно. И сопровождает цель на всем протяжении полета», — пояснил собеседник РБК.

По его словам, система распознавания «свой-чужой» могла не сработать, потому что радиолокатор подсвета цели С-200 запрашивает данные о принадлежности цели до пуска ракеты, а в дальнейшем ракета идет к цели уже по алгоритму наведения.

Зачем Израиль наносит удары по Сирии

17 сентября Израиль впервые наносил удары по провинции Латакия, хотя периодически атакует военные объекты в разных районах сирийской территории. Это связано с опасениями Тель-Авива относительно роста влияния Тегерана в Сирии, на территории которой присутствуют иранские военные советники и проиранские формирования, сражающиеся на стороне правительственных войск. Кроме того, Тегеран поддерживает враждебное Израилю ливанское шиитское движение «Хезболла», признанное в Израиле террористической организацией, которое также сражается на стороне президента Сирии Башара Асада. Как неоднократно заявляли в Тель-Авиве, действия израильских военных направлены на обеспечение безопасности своей страны — они не допустят установления коридора для поставок оружия «Хезболле» из Ирана в Ливан через территории Сирии и Ирака.

Чаще всего целями израильской авиации становятся расположенные в пригороде Дамаска военные базы, штабы и склады с оружием проиранских сил. Время от времени израильские ВВС наносят удары и по позициям сирийской армии на юге страны граничащих с Израилем районах.

Обычно атаки авиации и ракетные обстрелы по территории Сирии никак не комментировались военными Израиля. Российские военные также предпочитали не высказываться. Для предотвращения нежелательных опасных инцидентов Москва и Тель-Авив открыли специальные каналы связи, по которым израильские военные оповещали своих российских коллег о запланированных ударах.

Что будет с отношениями Москвы и Тель-Авива

Инцидент с крушением Ил-20 над Средиземным морем скорее похож на «цепь трагических случайных обстоятельств», заявил Владимир Путин, отметив, что израильский самолет не сбивал российский Ил-20, и поэтому некорректно ​сравнение этой ситуации с инцидентом почти трехлетней давности, когда турецкий истребитель сбил российский Су-24. «Это все-таки другая ситуация. Тогда турецкий истребитель сознательно сбил наш самолет», — отметил Путин.

Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин / ТАСС)

Удар в спину

Российский истребитель Су-24 был сбит над сирийской территорией турецким F-16 ракетой класса «воздух — воздух» в ноябре 2015 года. Экипаж успел катапультироваться, но выжил только штурман Константин Мурахтин. Пилот Олег Пешков был расстрелян в воздухе сирийскими боевиками. Владимир Путин назвал этот инцидент «ударом в спину». Он привел к резкому ухудшению отношений между Москвой и Анкарой. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган долго не признавал вину Анкары в крушении Су-24 и даже пообещал и впредь сбивать российские самолеты, если они будут нарушать воздушное пространство Турции. Потепление в двусторонних отношениях начало намечаться спустя почти год, когда Эрдоган направил Путину письмо с извинениями.

Ответные действия, как сказал российский лидер, будут направлены на обеспечение безопасности российских военнослужащих и объектов на территории Сирии. Деталей плана президент не раскрыл, лишь отметив, что «это будут такие шаги, которые заметят все».

Эскалации напряженности между Москвой и Тель-Авивом не будет — обе стороны дорожат своими отношениями и нуждаются друг в друге, уверен эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. «Публично для внутренней аудитории Министерством обороны России высказана корректно твердая позиция, которая должна объяснить гибель россиян», — отмечает эксперт. Кроме того, Мардасов указывает на то, что сдерживание Израилем Ирана выгодно самой Москве — противостояние между Тель-Авивом и Тегераном позволяет России сдерживать иранские амбиции на Ближнем Востоке «чужими руками».

Россия вряд ли пойдет на радикальные и необдуманные меры в отношении Израиля, с которым ей удалось выстроить эффективные рабочие отношения, согласен старший преподаватель Высшей школы экономики Леонид Исаев. «С Тель-Авивом Москве удалось найти общий язык и прийти к пониманию интересов каждой из сторон не только в Сирии, но и в регионе Ближнего Востока в целом — и это работало безотказно до сих пор», — объясняет эксперт. По его мнению, России невыгодно сейчас открывать новый фронт противостояния.

Ускорит ли инцидент передачу Дамаску С-300

Инцидент со сбитым Ил-20 вряд ли станет поводом для поставки систем ЗРК С-300 сирийской армии, против чего категорически выступает Тель-Авив, говорит эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. По его мнению, С-300 «вряд ли полностью закроют сирийское небо», а передача этих систем Дамаску станет только лишним поводом для Израиля наносить удары по военным объектам проиранских сил на территории Сирии. «Установка С-300 в Сирии лишь изменит парадигму действий ВВС Израиля, которые будут пытаться сперва вывести системы из строя, а затем уже наносить удары по обозначенным целям», — поясняет эксперт.


Зенитный ракетный комплекс С-300 (Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)

По мнению Семенова, чтобы обезопасить провинции, где находятся российские базы, необходимо разграничить территории, где присутствуют различные «токсичные» для Израиля проиранские структуры. «В таком случае Россия могла бы требовать прекращения действий ВВС Израиля в провинциях Тартус и Латакия или даже взять эти регионы под свой зонтик», — считает эксперт. Но проиранские структуры, по словам Семенова, как раз создают в этих районах собственные объекты в расчете на то, что Израиль не будет из-за российского присутствия проявлять такую активность, как на юге Сирии.

Поставки более современных средств ПВО Дамаску станут опрометчивым шагом, и это в Москве прекрасно понимают, согласен Мардасов. «Максимум — российские специалисты могут продолжить восстанавливать боеспособность уже существующей сирийской системы ПВО для поддержания суверенитета Сирии», — считает он.

Для предотвращения опасных ситуаций, по мнению эксперта, Израиль и Россия могут договориться о более своевременном взаимном уведомлении и ограничении полетов израильской авиации рядом с российскими объектами.​

В Средиземном море продолжается операция Минобороны РФ по поиску российского самолёта Ил-20М Воздушно-космических сил (ВКС) с 14 военнослужащими на борту, который в ночь на вторник пропал с радаров в Сирии. Пока непонятно, что могло произойти с самолётом. В это время российские военные зафиксировали пуски ракет из морского района, где находится французский фрегат Auvergne. Также израильские военные самолёты F-16 наносили удары в провинции Латакия. Французские и израильские военные пока не комментируют ситуацию вокруг пропажи российского военного самолёта.

Самолёт-разведчик Ил-20М (обозначение НАТО - Coot-A) российских ВКС в понедельник поздно вечером возвращался на военную базу Хмеймим над акваторией Средиземного моря. На его борту было 14 человек - экипаж и специалисты. Примерно в 23:00 самолёт пропал с радаров управления авиацией российских военных в 35 километрах от береговой линии. В это время российскими радиолокационными средствами контроля воздушного пространства были замечены несколько пусков ракет с находившегося в этом же районе французского военного фрегата Auvergne. Кроме того, четыре израильских истребителя F-16 атаковали сирийские объекты в провинции Латакия.

Командование российской военной базы Хмеймим уже организовало поисково-спасательную операцию в районе пропажи самолёта-разведчика Ил-20М.

Французские и израильские военные пока не комментируют сообщения о пропаже в районе действия их военных российского самолёта Ил-20.

Напомним, что в минувшие выходные боевые корабли Второй постоянной военно-морской группы НАТО приблизились к берегам Сирии. Район Восточного Средиземноморья теперь патрулируют фрегаты ВМС Канады, Греции и Нидерландов.

Кроме того, ранее у побережья Сирии была замечена ударная атомная подводная лодка Talent Королевского флота Великобритании, оснащённая десятью крылатыми ракетами "Томагавк". Также в этом районе находится группировка кораблей ВМФ США, оснащённая как минимум 204 аналогичными ракетами.

Ранее сирийское государственное информагенство САНА сообщало, что в последние дни подразделениям ПВО Сирии удалось сбить несколько ракет, которые были выпущены со стороны Средиземного моря по объектам в городе Латакия, а также по международному аэропорту в Дамаске. По данным агентства, в понедельник на территории Латакии были слышны взрывы, а очевидцы сообщали о ракетах в небе. Сирийские государственные агентства сообщали, что ракетный удар пришёлся на местные заводы по производству алюминия, бытовой химии, а также на местную электростанцию. По словам министра электроэнергетики республики Мухаммеда Зухера Харбутли, ракетная атака продолжалась в течение полутора часов. В связи с этим в некоторых местах вышли из строя линии электропередачи. Ремонтные бригады полностью завершили работу над восстановлением.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 был создан в 1968 году на базе пассажирского самолёта Ил-18. Он предназначен для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы. По бортам кабины установлены фотоаппараты перспективной аэрофотосъёмки, станция общей радиотехнической разведки. В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора и детальной радиотехнической разведки, аппаратура радиоперехвата. Ил-20 можно использовать для радиоперехвата и сканирования радиоэфиров противника, что даёт возможность определять место концентрации сил оппонента.

На борту самолёта обычно находятся восемь операторов радиотехнических систем, а также экипаж из пяти человек. На вооружении Военно-космических сил состоят 15 Ил-20М, ещё несколько самолётов есть у авиации ВМФ.

Министерство обороны России представило записи данных радиолокационной системы комплекса ПВО С-400, на которых виден момент поражения Ил-20 в Сирии. Трансляцию брифинга представителя ведомства Игоря Конашенкова вел RT .

Картина событий представлена так, как она выглядит на экране в пункте боевого управления комплеса С-400. То есть отдельно показаны экраны по азимуту и дальности цели (проще говоря, вид сверху), а также по дальности и высоте. Российский самолет отображается зеленым (он распознан системой «Пароль» - то есть, «свой-чужой»), израильский - желтым, а сирийская зенитная ракета - красным цветом. Вот как это выглядело до поражения Ил-20:

По словам Конашенкова, когда ракета находилась над российским Ил-20, ее головка самонаведения переориентировалась на него, как на более крупную цель.

Судя по изображению, ракета за полминуты снизилась с 15 до 10 километров - высоты, на которой впереди нее находился израильский самолет. Но в этот момент непосредственно под ракетой (еще ниже, на 5 километрах) находился российский Ил-20. Ракета продолжила снижение и ударила по нему. Конашенков сказал, что такое развитие событий подтверждает версию Москвы: израильский самолет «укрылся» за российским от ракеты.

Минобороны России сообщило детали исчезновения российского военного самолета в Сирии. Как заявил официальный представитель ведомства Игорь Конашенков, израильские истребители преднамеренно создали опасную ситуацию и подставили российский Ил-20 под огонь средств ПВО арабской республики. В результате 15 наших военнослужащих погибли.

Место падения самолета уже обнаружено, это в 27 километрах западнее от населенного пункта Баниас в провинции Латакия. В поисково-спасательной операции участвуют восемь кораблей ВМФ России, в том числе судно с глубоководными аппаратами.

Связь с самолетом-разведчиком Ил-20 пропала накануне около 10 часов вечера. В этот момент он находился над Средиземным морем, в 35 километрах от побережья Сирии. Об этом сообщили в министерстве обороны России. Лайнер возвращался на авиабазу Хмеймим.

Именно в этот момент израильские военные самолеты атаковали сирийские объекты в районе города Латакия. Они использовали управляемые авиационные бомбы. Что это были за цели, не сообщается. Всего в налете участвовали четыре самолета F-16. Заход на цели, как уточняют в российском оборонном ведомстве, осуществлялся на малой высоте именно со стороны Средиземного моря.

«При этом израильские самолеты преднамеренно создали опасную ситуацию для надводных кораблей и воздушных судов, находящихся в этом районе. Бомбометание выполнялось недалеко от места нахождения французского фрегата «Оверн» и в непосредственной близости от заходившего на посадку самолета Ил-20 ВКС России», – сообщили в Минобороны РФ.

Как отмечают в министерстве обороны, израильские летчики фактически подставили российский самолет под огонь средств противовоздушной обороны Сирии, которые отражали налет. Ил-20 - довольно большое судно, созданное на базе гражданского Ил-18, способного вместить до ста двадцати двух пассажиров. Его отражающая поверхность на порядок больше чем у F-16. Ракета, выпущенная сирийцами из комплекса С-200, попала именно в российский самолет.

«Израильские средства управления авиацией и летчики F-16 не могли не видеть российский самолет, так как он заходил на посадку с высоты пять километров. Тем не менее, они преднамеренно пошли на эту провокацию. О планируемой операции Израиль командование российской группировки войск в Сирии не предупреждал. По «горячей линии» уведомление поступило менее, чем за одну минуту до удара, что не позволило вывести российский самолет в безопасную зону», – добавил Игорь Конашенков.

В настоящее время поисково-спасательная операция в районе крушения Ил-20 продолжается. В министерстве обороны подчеркнули, что расценивают данные провокационные действия Израиля, как враждебные. В результате этих безответственных действий погибло 15 российских военнослужащих. А это абсолютно не отвечает духу российско-израильского партнерства. Российские военные заявляют, что оставляют за собой право на адекватные ответные действия.

Одним из самых главных достижений XX-го века стала реактивная гражданская авиация. Современные экономичные и комфортные самолёты связали весь мир, позволяя добраться в любую точку планеты за считанные сутки. Поначалу реактивные самолёты демонстрировали низкую надёжность. Но уже к концу столетия летать самолётом стало безопаснее, чем ездить на машине. И с растущей надёжностью техники стало расти значение человеческого фактора. Человеческих ошибок. Сегодня катастрофы в авиации случаются только после многих ошибок разных людей, участвующих в обеспечении полёта.

Однако иногда катастрофы случаются и по совершенно чудовищным причинам, когда самолёты сбивают военные. Чаще всего это происходит из-за человеческих ошибок или стечения обстоятельств. Но были в истории ситуации, когда катастрофу совсем тяжело объяснить случайной ошибкой. Одна из них — сбитый 1 сентября 1983 года над Сахалином южнокорейский Боинг-747.

Причины катастрофы Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (рейс KE007) берут своё начало в 1979 году. СССР ввёл свои войска в Афганистан, после чего резко ухудшились отношения с США. Вялотекущая после Вьетнама холодная война получила новый импульс. Показательное бряцанье оружием, провокации на границах, грандиозные военные учения с обеих сторон. Всё это происходило и на дальнем востоке. На протяжении 1982-83 годов американские авианосные ударные группы регулярно приближались к советским военным объектам в регионе. А например 4 апреля 1983 года 6 американских штурмовиков вошли в советское воздушное пространство на несколько десятков километров вглубь и устроили имитацию бомбометания. Обстановка была накалена, оставалось дождаться малейшей ошибки.

И ошибка произошла. Комиссии ИКАО, проводившие расследование катастрофы, наиболее вероятной причиной отклонения рейса KE007 от маршрута сочли ошибку пилотов, которые неправильно настроили автопилот, а затем не выполнили соответствующие проверки.

Boeing 747-230B HL7442

Южнокорейский Boeing 747 летел по обычному маршруту Нью-Йорк — Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже. Полёт должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая СССР. Однако из-за неправильно работающего навигационного оборудования лайнер с самого начала отклонился от курса. Ситуация осложнилась пересечением с находящимся в воздухе американским самолётом разведчиком RC-135. Советская сторона впоследствии представила данные, что в какой-то момент метки самолётов на экранах локаторов слились в одну. С этого момента советские радары вели пассажирский самолёт считая, что это американский военный разведчик. Гражданские пилоты летели в сторону советских границ, не подозревая о страшной ошибке.

При приближении Boeing 747 к советским границам на перехват были подняты истребители Су-15ТМ с аэродрома Елизово. Думая, что на них летит американский разведчик, советские военные прогнозировали развитие дальнейших сценариев. Они считали, что «RC-135» пройдёт вплотную к границе СССР, но не будет входить в советское воздушное пространство. И наводили перехватчики, исходя из этих соображений. Но пассажирский самолёт пошёл напрямик через границы. Пока ошибочно наведённые перехватчики пытались его догнать, они сожгли топливо, а Boeing 747 мирно прошёл практически над их аэродромом и вышел из воздушного пространства СССР. Теперь он находился над Охотским морем вне официального воздушного пространства СССР.

Американский разведчик RC-135

После такого «прорыва границ» СССР «вражеским самолётом» на командных пунктах царила двойственная атмосфера. С одной стороны, военных охватил охотничий азарт, ведь цель была «заперта» в Охотском море. С другой стороны, они боялись наказания за такой «прорыв». На перехват поднимаются новые истребители. И один из них, Су-15ТМ из дежурного звена 777-го истребительного авиаполка с аэродрома Сокол под управлением Геннадия Николаевича Осиповича, догоняет пассажирский самолёт. Отклонение от маршрута на этот момент составляло 500 км.

Геннадий Осипович, сблизившись с Боингом, доложил, что наблюдает аэронавигационные огни самолёта. В то же время он затруднялся с определением конкретного типа. Попытки запросить Боинг автоответчиком «свой-чужой» оказались безуспешными. С земли ещё раз уточнили, горят ли навигационные огни, на что получили утвердительный ответ. Пилоту перехватчика поставили задачу принудить наблюдаемый самолёт к посадке. Находясь вне зоны видимости пилотов Боинга, Геннадий Осипович на некоторое время включил свои навигационные огни. После этого с земли последовал приказ открыть предупредительный огонь из пушки. Су-15 сделал несколько длинных очередей израсходовав более 200 снарядов.

Су-15ТМ.

Тем временем пилоты Боинга принимают решение подняться на новый эшелон, где меньше расход топлива. Самолёт начинает набор высоты и снижает скорость. И в этот же момент Осипович получает приказ от находящегося на командном пункте Анатолия Корнукова (в тот момент командир 40-й истребительной авиационной дивизии в Войсках ПВО страны на Дальнем Востоке) на уничтожение цели. Из-за манёвра Боинга перехватчик проскакивает вперёд и оказывается ниже и впереди. Чтобы выйти на позицию открытия огня, он резко снижает скорость и проваливается вниз на 2 километра.

Нарушившему Боингу остаётся лететь в воздушном пространстве СССР всего 3 минуты. Его пилоты до сих пор не подозревают, что отклонились от курса и находятся во враждебном воздушном пространстве. А в это время нарастает нервозность советских военных. С земли требуют срочно уничтожать цель, пока она не улетела. Осипович включает форсаж, задирает нос и с интервалом две секунды выпускает по пассажирскому Боингу две ракеты Р-98. Первая ракета попадает в заднюю часть фюзеляжа, вторая сносит часть левого крыла. На земле напряжённо смотрят на экраны локаторов, потому что отметка огромного разваливающегося в воздухе самолёта не спешит исчезать. На отметку пытаются навести находящийся поблизости Миг-23, чтобы не упустить "врага". Но отметка исчезает. Вместе с 23 членами экипажа и 246 пассажирами.

На следующий день 2 сентября советские СМИ выдали следующее сообщение:

В ночь с 31-го августа на 1-e сентября самолет неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошел в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство СССР над о. Сахалин. При этом самолет летел без аэронавигационных огней, на запросы не отвечал и в связь с радиодиспетчерской службой не вступал.

Поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители ПВО пытались оказать помощь в выводе его на ближайший аэродром. Однако самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря.

Но, несмотря на желание советской пропаганды не замечать сбитый самолёт, в окружающем мире остались другие государства. В Южной Корее и США прошли многотысячные акции и шествия против действий СССР. Были сожжены советские флаги. 5 сентября выступил президент США Рональд Рейган, назвавший атаку корейского самолёта «преступлением против человечества» и «актом варварской жестокости». Заодно Рейган прорекламировал создающуюся систему GPS.

В СССР в это время лихорадочно соображали, как объяснять случившееся. 6 сентября американцы на заседании Совбеза ООН представили детальные расшифровки советских радиопереговоров и карты полёта пассажирского лайнера с отклонением от курса. Отрицать сбитый самолёт было безумием. К 9 сентября была подготовлена пресс-конференция, на которой начальник Генштаба маршал Огарков представил советскую версию произошедшего.

Маршал выразил сожаление из-за гибели людей и возложил вину за произошедшее на... Америку. По советской версии произошедшее было тщательно спланированной американцами акцией по вскрытию системы советской противовоздушной обороны.

Boeing 747 рейса KE007 вылетел из аэропорта Анкориджа с задержкой. И так вышло, что он очень точно синхронизировался с пролётами над Камчаткой американского спутника радиотехнической разведки Феррет-Д. Во время прохождения пассажирским самолётом воздушных границ СССР, спутник находился над регионом и наблюдал включающиеся советские системы ПВО.

Момент, когда Boeing 747 начал набирать высоту и при этом потерял скорость, советские военные представили как хитрую попытку оторваться от перехватчика, который не способен был лететь на столь низкой скорости.

Было заявлено, что отклонение от стандартного курса воздушных авиалиний и нарушение воздушного пространства СССР было намеренным действием пилотов.

«Неопровержимо доказано, что вторжение самолета южнокорейской авиакомпании в советское воздушное пространство было преднамеренной тщательно спланированной разведывательной операцией. Она управлялась с определенных центров на территории США и Японии. Гражданский самолет для нее был выбран сознательно, не считаясь, а возможно, и в расчете на человеческие жертвы. Отсюда и все тяжелые последствия этого чрезвычайного «инцидента», как называют его в западной прессе. Естественно, что вся ответственность за происшедшее целиком и полностью ложится на ее организаторов», — начальник Генерального штаба Вооруженный Сил СССР Николай Васильевич Огарков.

По мнению маршала советские перехватчики сделали всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу: пытались выйти на связь, открывали предупредительный пушечный огонь, пытались принудить летящего без опознавательных огней «разведчика» к посадке. Всё это было ложью. Геннадий Осипович не пытался выйти на связь, потому что это требовало перехода на другие частоты. Предупредительный огонь открывался бронебойными снарядами, которые не видны ни ночью, ни днём. Пассажирский самолёт летел с включенными огнями.

Последней надеждой СССР доказать то, что это разведчик, была попытка поднять чёрные ящики сбитого Боинга раньше американцев. Чтобы оказаться первыми, была проведена целая спецоперация с фальшивыми маячками и имитацией работ над «найденными» маячками. Пока американцы отгоняли советский корабль и работали в этом районе, советские корабли подняли настоящие чёрные ящики. Но радости им это не принесло. Разведывательной миссией и не пахло. Корейские пилоты до самого последнего момента не подозревали о том, что отклонились от курса. Записи были засекречены и переданы в ИКАО только в 1993 году по указанию Бориса Ельцина. До того момента советская сторона говорила, что это была разведывательная миссия, и во всём виновата Америка, которая подставила пассажирский самолёт под советские ракеты.

Разные официальные точки зрения на произошедшее и засекреченность чёрных ящиков породили множество теорий об «истинных причинах» произошедшего. Среди них были и прекрасные истории про то, что СССР сбил разведывательный самолёт без пассажиров, а вот США, чтобы сделать кучу трупов и обвинить в этом СССР, специально сбили самолёт с пассажирами. Где-то вы уже слышали похожую историю, не правда ли?

Стоит упомянуть и то, что в 2015 году японский МИД рассекретил документы, в которых высокопоставленные представители администрации США сразу после катастрофы конфиденциально уведомляют японцев, что самолёт был перепутан с американским разведчиком и сбит по ошибке. В официальных заявлениях того времени Вашингтон настаивал, что Москва сбила самолёт преднамеренно.

Геннадий Николаевич Осипович.

К 20-летнему юбилею трагедии «Комсомольская правда» опубликовала интервью с пилотом Су-15ТМ Геннадием Осиповичем, которому на тот момент было почти 60 лет.

«Определить, что это именно "Боинг", я сначала не мог. Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: "Мигалка не горит". Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с "мигалками" - включенными навигационными огнями. А военные - нет.) Хотя я честно докладывал, что "мигалка" горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.

Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО, и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: "Хорек!" Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: "Завалить!" - завалил.

Мне кажется, что "Боинг" с пассажирами сбили американцы. Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!

Раньше [дату 1 сентября] отмечал. Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю.

Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! "За успехи в боевой и политической подготовке". Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!»

«Молельная башня» на мысе Соя в Японии. Мемориал погибшим рейса KAL 007

Все знают мудрость, что нужно учиться на ошибках. Анализировать, делать выводы, предпринимать меры, чтобы не допустить подобное. Опыт, полученный кровью, должен считаться бесценным. Однако реальность демонстрирует, что военные продолжают сбивать самолёты из-за собственной криворукости. Вместо того, чтобы брать ответственность за свои поступки, они оправдывают собственную некомпетентность теми же алгоритмами, что и десятки лет назад. И пока в армиях существуют Корнуковы, Осиповичи и Огарковы - безопасность мирных граждан будет оставаться под вопросом.

Пост подготовил Алекс Кульманов